Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю





Скачать 430.91 Kb.
НазваниеРегиональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю
страница1/4
Дата публикации20.05.2015
Размер430.91 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Военное дело > Конкурс
  1   2   3   4
Региональный конкурс методических разработок

уроков и программ элективных курсов

Румянцева Т.Ю.,

учитель истории МОУ СОШ № 1 ЗАТО «Озерный»
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года»

Урок по истории для 10 класса (2 академических часа - 90 минут).

Цели:

Образовательные.

  • Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.

Развивающие.

  • Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сопоставлять на основе работы с историческими источниками,

  • Способствовать развитию речи,

  • Развивать у учащихся историческое мышление.

Воспитательные.

  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свое Отечество, чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.

Задачи:

  • Изучить причины итог и ход Отечественной войны 1812 года,

  • Развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом,

  • Способствовать развитию умения выражать собственное мнение и оценочное суждение,

  • Воспитывать чувство национальной гордости.

Вид урока: урок – историческое исследование

Основные даты:

  • 12 июня 1812 года – начало войны,

  • 26 августа 1812 года – Бородинское сражение,

  • 25 декабря 1812 года – Манифест Александра 1 об окончании войны.

Персоналии:

  • М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Д. В. Давыдов, А. С. Фигнер.

Оборудование урока:

  • Карты - Карта “Отечественная война 1812 года”, карта «Бородинское сражение».

  • Схемы - Движение корпуса Платова в период отступления русских армий до Москвы.

  • Донские казаки в 1812 году, действия корпуса Платова в период контрнаступления, карта-схема разоренной Москвы.

  • Иллюстрации - Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г. художник Мазуровский, М. И. Кутузов на Бородинском поле Художник С. В. Герасимов, Военный совет в Филях Художник А. Кившенко, Пожар Москвы художник А. Ф. Смирнов, Партизаны в Отечественной войне 1812 г. Неизвестный художник. 1-я четверть XIX в., Бой можайских крестьян с французскими солдатами во время и после Бородинского сражения Раскрашенная гравюра неизвестного автора, «Переправа через реку отряда Дениса Давыдова» Художник С.Л. Кожин, Один из мостов через р. Березину, по которому переправлялась армия Наполеона 15-16 ноября 1812 года. С гравюры музея 1812 года. Набросок голландского инженера, Отступление остатков армии Наполеона через г. Вильну в 1812 году. С старинной гравюры, Бегство Наполеона из России в 1812 году художник Я. Хмельницкий.

  • Портреты - М.И Платов Атаман Донского казачьего войска Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. , М.И Кутузов Великий русский полководец Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. , Денис Давыдов Поэт и военный писатель, инициатор партизанского движения в 1812г Донское казачество в Отечественной войне 1812 г, М.И Кутузов Великий русский полководец Донское казачество в Отечественной войне 1812 г., Князь П.И. Багратион, Князь М.Б. Барклай де Толли.

  • Информационные карточки.

Программное обеспечение:

  • компьютер, медиа-проектор, мультимедийная презентация по теме, интерактивная доска, интернет.

Тематический план урока:

  • Готовность к войне.

  • Отступление русской армии.

  • Бородинское сражение.

  • Оставление Москвы.

  • Партизанское движение.

  • Отступление французской армии.

  • Историческое значение Отечественной войны 1812 года.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация ранее изученного материала.

  3. Ознакомление с новым материалом.

  4. Первичное закрепление пройденного материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Подведение итогов урока.

Опережающее задание:

Подготовка докладов

  • Определение тем докладов,

  • Работа учителя с докладчиками (подбор литературы, вносит поправки, проверяет готовность докладчиков к устному выступлению),

  • Назначение рецензентов и ознакомление их с правилами рецензирования (раскрыта ли тема, обоснованность выводов, форма подачи материала – читал или рассказывал),

  • Иллюстративное сопровождение докладов (оформление класса – развешиваются портреты, репродукции по теме докладчиков).

Обсуждение докладов

  • Ребята задают докладчикам вопросы, просят разъяснить неясные положения,

  • Ответы докладчиков на вопросы,

  • Какую новую информацию Вы для себя узнали,

  • Оценка докладов рецензентами.

Заполнение опорной таблицы

  • Прочитать материал по теме Отечественная война 1812 года в учебнике и дополнительной литературе и заполнить опорную таблицу:

Дата

Событие

Результат

12 июня







2 августа







4-5 августа







8 августа







17 августа







24 августа







26 августа







1 сентября







2 сентября







2 сентября







11 октября







12 октября







3-6 ноября







14-16 ноября







Декабрь







Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация ранее изученного материала.

Вопросы:

  • Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?

  • Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX века?

  • Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?

  • Какие противоречия были между Россией и Францией?

  1. Ознакомление с новым материалом.

Проблемная ситуация перед началом войны

Вопросы и задания учащимся:

  • Чем можно объяснить уверенность Наполеона в будущей победе?

Провести swot – анализ политической и военной ситуации в России перед началом войны.

Сильные стороны

Слабые стороны

























Работа с таблицей

  • Назовите причины войны используя таблицу «Причины разрыва отношений между Францией и Россией».

«Причины разрыва отношений между Францией и Россией»[2]

Франция

Россия

Наполеон нарушал статьи Тильзитского мира о выводе французских войск из Пруссии. Продолжение захватнической политики Наполеона. В 1810 г. он присоединил к своей империи несколько немецких княжеств, в том числе герцогство Ольденбургское, которое по Тильзитскому мирному договору должно было иметь независимость. К тому же герцог Ольденбургский был родственником Александра 1. Стремление Наполеона к мировому господству, на пути которого стояли Англия и Россия. «Еще три года, и я – господин всего света», - говорил Наполеон. Созданное по условиям Тильзитского мира герцогство Варшавское становилось плацдармом для нападения на Россию. Там создавались склады боеприпасов и провианта, сосредоточивались войска Наполеона.

Россия не стремилась к активным военным действиям против Австрии, что нарушало условия Тильзитского мира. Отказ Александра 1 отдать в жены Наполеону свою сестру. Участие России в континентальной блокаде Англии ухудшало ее экономическое положение. «Вся торговля находится в застое…Русские бумаги пали на 50%, продукты дворянских поместий лишены вывоза», - доносили Наполеону из Москвы. Александр 1 сквозь пальцы смотрел на контрабандный ввоз английских товаров в Россию, что нарушало условия континентальной блокады. В ответ на захватнические действия Наполеона Россия повысила таможенный тариф на ввоз товаров из Франции.

  • Определите характер войны для обеих сторон.

Франция

Россия

Для армии Наполеона война была захватнической.

Для русских это была война Отечественная, справедливая, освободительная. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения.



Работа с картой:

  • Покажите на карте расположение войск, их численность и назовите командующих армий в начале войны,

  • Сделайте вывод о готовности сторон к войне. Ответ оформите в виде таблицы.

Франция

Россия

Наполеон мобилизовал ресурсы всех подвластных ему стран Европы.

Французская армия превосходила русскую по численности в три раза.

Всеобщая воинская повинность давала возможность постоянного пополнения армии.

Армия пополнялась и за счет запасников, имевших военный опыт.

Русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян.

Остальное население военной подготовки не проходило.

Обученных военному делу людей в запасе не было, поэтому увеличить армию во время войны было невозможно.

Отработка хронологии событий Отечественной войны 1812 года на уроке, составление карты-схемы с нанесением мест событий:

Опорная таблица:

Дата

Событие

Результат

Работа

с картой-схемой

12 июня

Переход французской армии через Неман.

Начало войны. Отступление русской армии.

Неман.

2 августа

Соединение русских армии в Смоленске.

Срыв плана Наполеона разгромить русские армии поодиночке.

Смоленск.

4-5 августа

Смоленское сражение.

Русские войска оставили Смоленск.




8 августа

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

Русская армия встала под командование М.И.Кутузова.




24 августа

Бой за Шевардинский редут.

Выиграно время для укрепления позиций русской армии на Бородинском поле.

Шевардинский редут.

26 августа

Бородинское сражение.

Узнав о потерях, Наполеон приказал отступать.

Бородино.

1 сентября

Совет в Филях.

Принято решение оставить Москву.

Фили.

2 сентября

Вступление французов в Москву.

В Москве начинаются пожары.

Москва.

2 сентября

Тарутинский маневр.

Тактический ход М.И.Кутузова. Наполеон потерял русскую армию из виду.

Тарутино.

11 октября

Оставление Москвы французами.

Наполеон приказал взорвать Кремль, но взрыв удалось предотвратить.




12 октября

Сражение при Малоярославце.

Город остался за французами. Наполеон решил отступать по смоленской дороге.

Малоярославец.

3-6 ноября

Сражение под Красным.

Поражение французской армии

Красный.

14-16 ноября

Переправа через Березину.

Гибель и пленение французских солдат при переправе р.Березины.

Река Березина.

Декабрь

Изгнание «Великой армии» из России.

Манифест Александра 1 об окончании войны.





Составление карты-схемы основных мест сражений:


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс уроков и методических разработок для проведения уроков в образовательных учреждениях по произведениям Марины Цветаевой
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждение тематического планирования уроков и кружков, программ элективных курсов
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconМетодический Центр «эврика»
Второй общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПриказ от 6 февраля 2014 г. №36 г. Нарьян-Мар Об итогах окружного...
В соответствии с Положением «О порядке Марафона для учителей предметов эстетического цикла» в гбу нао «Ненецкий региональный центр...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов
Учредитель Конкурса: Межшкольная Ассоциация Учителей Научно- естественных Дисциплин («маунед»)
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconРегиональный конкурс методических разработок по организации детской...
Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток»
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconПоложение об обучении учащихся профессионального цикла
Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях...
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы» (экологическое воспитание)
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconОбластной конкурс образовательно воспитательных программ и методических...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буретская средняя общеобразовательная школа»
Региональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий...
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск