Цели и задачи производственной практики
Цели и задачи производственной практики соотносятся с общими целями ФГОС ВПО по направлению подготовки. Фундаментальная подготовка студентов осуществляется в разделе математического и естественнонаучного цикла и цикла медико-биохимических дисциплин.
Цель - освоение материалов и методов исследования, сбор экспериментального и клинического материала при подготовке выпускной квалификационной работы.
Задачи:
Закрепить знания по умению постановки и проведения лабораторного исследования с учетом профиля лаборатории, приобретение навыков использования диагностических тестов.
Проведение санитарно-просветительной и противоэпидемической работы, ведение медицинской документации лаборатории;
Приобрести навыки по технике постановки различных диагностических тестов, умению интерпретировать результаты проведенных лабораторных исследований в диагностике состояния здоровья населения при различных формах патологии с использованием современных лабораторных методов с учетом чувствительности и специфичности, допустимой вариации лабораторных методов;
Приобрести навыки по статистической обработке полученных результатов, умение использовать их при составлении заключения и выводов выпускной квалификационной работы;
умение использовать и сопоставлять полученные данные при выполнении ВКР с данными литературы по анализируемой проблеме;
написание рефератов по современным научным проблемам в области использования современных методов диагностики.
Требования к уровню освоения содержания практики
Требования к уровню освоения практики соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ФГОС ВПО.
Компетенции, формируемые в результате производственной практики:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы,
использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-5
| способен и готов к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности,
совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную;
| ПК-2
| способен и готов к анализа медицинской информации при помощи системного подхода, восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ;
| ПК-4
| способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, принципы тестирования психологических свойств личности человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности;
| ПК-5
| способен и готов интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения;
| ПК-6
| способен и готов интерпретировать результаты оценки иммунного статуса, обосновать проведение клинико-иммунологического обследования больного, оценивать эффективность иммунокоррегирующей терапии, выполнять основные врачебные диагностические мероприятия при оказании первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями
| ПК-7
| способен и готов провести составление родословной, выполнять и читать результаты цитогенетического исследования, составить заключение о результатах медико- генетического консультирования
| ПК-8
| способен и готов анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах, проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики;
| ПК-12
| способен и готов технически грамотно выполнять процедуры общеклинических, биохимических, гематологических, иммуносерологических и цитологических, молекулярно-генетических методов исследования, провести основные диагностические мероприятия при оказании первой и неотложной помощи при остром нарушении мозгового кровообращения, эпилептическом приступе, миастеническом кризе;
| ПК-21
| способен и готов к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских организаций. К медико-статистическому анализу информации, характеризующей состояние здоровья населения в целях разработки научно-обоснованных рекомендаций по его улучшению, к анализу показателей деятельности различных медицинских учреждений, направленных на оптимизацию их функционирования, к использованию современных организационных технологий;
| ПК-23
| способен и готов пользоваться измерительными приборами электрических величин, оптическими измерительными приборами, генераторами гармонических и импульсных сигналов;
| ПК-24
| способен и готов прогнозировать направление и результат биохимических и физико- химических процессов и явлений, химических превращений биологически важных веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, а также методы их исследования, решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме;
| ПК-25
| - способен и готов понимать и анализировать биохимические, физико-химические, молекулярно-биологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма человека;
| ПК-27
| способен и готов анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, оценивать морфологические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах;
| ПК-28
| способен и готов проводить аналитическую работу с источниками научной, научно-практичной, аналитической, справочной, нормативной информации провести патентный поиск и регламентированные процедуры, необходимые для защиты интеллектуальной собственности;
| ПК-29
| способен и готов использовать в профессиональной деятельности современные медико-биологические, исследовательские, информационные и организационные технологии;
| ПК-30
| способен и готов разрабатывать и внедрять в практику новых методы исследования и анализа, основанные на современных и перспективных технологиях;
| ПК-31
| способен и готов к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим проблемам в медицинских вузах и колледжах;
| ПК-32
| способен и готов к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых;
| В результате прохождения производственной практики обучающийся, должен:
знать (в соответствии с задачами практики в области теории);
правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;
химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;
строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;
законы генетики ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;
биосферу и экологию, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;
классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания к применению иммунотропной терапии;
научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
нормативные, нормативно-технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности;
современные методы различных видов лабораторного анализа;
диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов – понятия специфичности, чувствительности тестов, прогностической значимости; ассортимент лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения;
алгоритмы лабораторной диагностики различных заболеваний в клинике внутренних болезней, при хирургической и акушерско-гинекологической патологии
уметь (в соответствии с задачами практики в области применения теоретических знаний);
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека;
производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;
самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности;
пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности;
провести забор биологического материала от пациента на различные виды исследований;
провести микроскопическое исследование материала, его посев на питательные среды, определить морфологические, тинкториальные, культуральные, антигенные, генетические и биохимические свойства, провести серологическую и генетическую диагностику;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы.
методами получения биологического материала для исследования – получение венозной крови, мочи при катетеризации мочевого пузыря, мазков из зева, полостных жидкостей, выпотов и т.д.; методами прикроватной диагностики (определение глюкозы, использование мочевых полосок и др.;) с использованием «сухой химии»;
основными лабораторными и инструментальными диагностическими методами, применяемыми в диагностике профессиональных болезней и при проведении профилактических медицинских осмотров; техникой оказания неотложной помощи при острых профессиональных отравлениях;
методиками забора материала для цитологического исследования (мазки-отпечатки, соскоб, пункционная биопсия);
владеть (в соответствии с задачами практики в области формирования практических умений).
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования;
Объем дисциплины и виды учебных работ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц
Виды учебной работы
| Трудоемкость
(час.)
| Практическая работа
| 144
| Самостоятельная работа
| 72
| Общая трудоемкость
| 216
|
Содержание производственной практики
Перечень работ производственной практики.
Работа в подразделениях
| Трудоемкость (часы/дни)
| Работа в профильной лаборатории
| 120/20
| Работа в библиотеке по подбору литературы по теме ВКР (самостоятельная работа) | 36/6
| Самостоятельная работа по выполнению реферата
| 36/6
| Работа с НТД
| 12/2
| Работа с документами лаборатории
| 12/2
| 5.Перечень практических навыков
№
| Разделы и содержание
| Уровень усвоения
| 1
| Принимать и регистрировать анализы в лаборатории | 3-4
| 2
| Проводить подготовку оборудования для выполнения лабораторных исследований
| 3-4
| 3
| Выполнение гематологических анализов
| 2-3
| 4
| Выполнение биохимических анализов
| 2-3
| 5
| Выполнение исследований системы гемостаза
| 2-3
| 6
| Выполнение иммунологических исследований | 2-3
| 7
| Выполнение бактериологических исследований | 2-3
| 8
| Выполнение вирусологических исследований | 2-3
| 9
| Выполнение иммунологических исследований
| 2-3
| 10
| Выполнение цитологических исследований
| 2-3
| 11
| Выполнение молекулярно-генетических исследований (ПЦР)
| 2-3
| 12
| Выполнение санитарно-гигиенических исследований
| 2-3
| 13
| Заполнение и ведение журналов регистрации и выполнения анализов
| 2-3
| 14
| Участие в проведении контроля качества лабораторных исследований (внутрилабораторный контроль)
| 1-2
| 15
| Участие в проведении контроля качества лабораторных исследований (внешний контроль)
| 1-2
| 16
| Оценка результатов анализов
| 2
| 17
| Освоение современных методик лабораторного исследования
| 1-2
| 18
| Формирование компьютерногобанка лабораторных данных ( работа с компьютерными программами)
| 1-2
| 19
| Заполнение и ведение документации
| 3-4
| 20
| Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в лаборатории
| 3-4
| Соответствие уровней участия: 1 – теоретическое знание манипуляции
2 – участие в выполнении манипуляции
3 – практическое выполнение манипуляции под контролем
4 – самостоятельное выполнение манипуляции
6. Формы контроля
Формы контроля, содержание контрольных мероприятий, кем осуществляются.
Формы контроля:
- устные (собеседование)
- письменные (проверка рефератов, дневников практики).
Перечень тем рефератов, вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса учебной практики «Средства оценки компетенций».
Перечень тем рефератов
Вопросы обеспечения качества лабораторных исследований
Современные лабораторные технологии (ИФА. Проточная цитометрия, ПЦР-диагностика, ДНК-чипы и др.)
Современные возможности бесприборной экспресс-диагностики в клинической практике.
Организация рабочих мест и техника безопасности КДЛ.
Автоматизация ведения контроля качества с использованием компьютерных технологий (современные лабораторные информационные системы).
Современные аспекты диагностики инфекционных заболеваний. Значение преаналитического этапа.
Лабораторная диагностика опухолевого процесса, важнейшие аспекты тестирования опухолевых маркеров.
Принципы лабораторного исследования сосудисто-тромбоцитарного звена системы гемостаза
Лабораторная диагностика нарушений обмена белков
Лабораторная диагностика нарушений углеводного обмена
Лабораторная диагностика нарушений липидного обмена
Современный диагностический алгоритм диагностики ИППП
Проточная цитометрия. Принцип метода. Показания к применению.
ИФА современные технологии, практическое использование.
Цитологические исследования. Современные технологии, практическое использование.
Клиническая микробиология. Проблемы антибиотикорезистетности.
Принципы контроля качества (современные лабораторно-информационные системы (ЛИС)
Внешний контроль качества в КДЛ, выявление систематических ошибок и мероприятия по их устранению
Современные технологии определения генов антибиотикорезистентности.
7. Учебно-методическое обеспечение практики
7.1. Основная литература
Кишкун Л.А. Клиническая лабораторная диагностика.- М.: 2010.- 976с.
Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике.- М.:, «МЕДпресс-информ», 2009.- 899с.
7.2. Дополнительная литература
Кишкун А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики. -М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.- 800с.
Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований- М.:»МЕДпресс-информ».-2009.-752с.
Никулин Б.А.. Пособие по клинической биохимии М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.-256с.
Юрковский О.И. Общеклинические анализы в практике врача-том 1, М.:Медицина,2008.- 112с.
Руководство по медицинской микробиологии. Книга 1.Общая и санитарная микробиология. Под.ред. проф. Лабинской А.С, Волиной Е.Г.- М.: «БИНОМ», 2008.-1080с.
Руководство по медицинской микробиологии. Книга 2.Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций. Под.ред. проф. Лабинской А.С, Костюковой Н.Н., Ивановой С.М.- М.: «БИНОМ», 2010.-1151с.
Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3 том 1. Оппортунистические инфекции: возбудители и этиологическая диагностика. Под.ред. проф. Лабинской А.С, Костюковой Н.Н.- М.: «БИНОМ», 2013.-751с.
7.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
1. Справочник по клинической лабораторной диагносике.- под.редакцией профессора Ю.Ю.Елисеевой. литературное агентство «Научная книга», информационные материалы, 2006. (www.ravnovesie.com, www.salebook.ru)
2. Лабораторная информационная система WHONET 5.0 (www.who.int/drugresistance/whonetsoftware)
3. информационно-справочные и поисковые системы rospotrebnadzor.ru, bibliomed.ru, fsvok.ru, ramld.ru, diama.ru, terramedica.spb.ru, mcfrbook.ru, clinlab.ru, labinfo.ru, medlabs.ru, scsml.rssi.ru, it-medical.ru, med-lib.ru, ribk.net, rsl.ru, elibrary, consilium-medicum.com, infamed.com, medtrust.ru, medlinks.ru, medbiolink.ru, rusmedserv.com, molbiol.edu.ru, www.medline.ru, elsevier.com, medpoisk.ru
Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Зав.кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии
| Бажукова Т.А.
|
|
|
|
|
|
|
| Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |