Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова»





Скачать 367.97 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова»
страница1/4
Дата публикации03.07.2015
Размер367.97 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3   4
МОУ Клявлинская общеобразовательная школа №2

имени В. Маскина

Реферат по литературе

на тему:

«Тема войны в произведениях В. Быкова»

Работу выполнила:

ученица 10 «В» класса

Ермолаева Юлия

Клявлино, 2011 г.
Цель работы:

1. Увидеть, постичь, понять, что является внутренним двигателем поступков героев Василя Быкова в кризисной ситуации

2. Выявить составляющие выбора, перед которым оказывается человек и который проверяет его духовные резервы по самому высокому счету

3. Осмыслить в разных значениях противостояние людей, где доведена до предела устремленность навстречу совести, правде, достоинству, даже если это грозит смертью.

План:


  1. Введение.


  1. Основная часть.



    1. 70-е годы – литература нравственных исканий.

    2. «Атака с ходу» - одна из самых сложных произведений Быкова.

    3. «Круглянский мост» - повесть-вопрос.

    4. Жизненно-важные проблемы в произведениях В. Быкова: что значит быть человеком в бесчеловечных обстоятельствах войны?

    5. «Сотников», «Пойти и не вернуться» - внутреннее противостояние и противоборство героев.

    6. «Знак беды» - одна из самых лучших, самых сильных книг Быкова – сила воздействия обстоятельств времени, природа возникающих нравственных деформаций.



III. Заключение.

Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?

В. Быков
В одном из стихотворений о войне Бориса Слуцкого, поэта фронтового поколения, есть такие строки:

Я помню парады природы

И хмурые будни ее,

Закаты альпийской породы,

Зимы задунайской нытье.

Мне было отпущено вдоволь –

От силы и невпроворот –

Дождя монотонности вдовьей

И радуги пестрой ворот.

Но я ничего не запомнил,

А то, что запомнил, - забыл,

А что не забыл, то не понял:

Пейзажи солдат заслонил.
Как и всякое лирическое стихотворение, это написано поэтом о себе.

Как и всякое талантливое произведение, оно уводит от автора – в большой мир.

И я, перечитывая эти строки, прежде всего, думаю о Василе Быкове, его вспоминаю. Может быть, потому, что действие в одной из его повестей происходит в Альпах, но какие там «парады природы» - травят эсэсовцы овчарками сбежавших из лагеря узников, а в другой воюющих в Венгрии героев насквозь пронизывают ветры «зимы задунайской», но что им, отрезанным от своих, непогода, - иные беды, иные опасности обрушились на них невыносимой тяжестью.

Но больше всего вспоминается мне Быков, потому что вот уже четверть с лишним века, начиная с первой повести «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, он, кажется, как никто другой в нашей литературе, словно завороженный, не может отвести взора от того сурового времени, от тех мучительных испытаний, от тех горьких, невосполнимых потерь. Другие, с полным правом называющиеся военными писателями, рассказывали уже и о предвоенной и послевоенной поре, о мирной жизни, ее заботах и радостях. Быкову же война заслонила все…

Вот такой она предстает перед его взором и сегодня, из наших, таких далеких от нее дней, - ничего не сглажено, не приглушено, не отретушировано: «Очень это непросто – писать о пережитом, тем более о давнем военном прошлом. И не потому, что многое выпадает из памяти – память фронтовиков как раз цепко удерживает все, что касается пережитого в годы войны, - трудности же здесь несколько иного рода. Как я теперь думаю, они в эмоциональном отношении к тому, что когда-то было проблемой жизни и смерти, а ныне, по прошествии лет, отдалилось настолько, что стало чем-то почти нереальным, из области снов, привидений. Иных в этом их отношении к пережитому в годы войны тянет на юмор, на поиски забавного или, на худой конец, увлекательного по сюжету и его извилистым прихотям. Мне же все это по-прежнему видится в кровавом, заторможено-невразумительном тумане – как оно и отразилось тогда в нашем горячечном сознании, изнуренном боями, опасностью, предельным физическим напряжением и бессонницей».

Немало хлебнул на фронте лейтенант Быков - например, в пехоте, командуя в девятнадцать лет взводом автоматчиков. Так он вступал в его командование в первый раз на передовой: «…Он подвел меня к коротенькому строю моего стрелкового взвода. Он представил взвод мне, а меня представил бойцам – хмурым, невыспавшимся, озябшим, ждущим запаздывавший завтрак. Я хотел о чем-то расспросить бойцов, но он нетерпеливо бросил: Ладно, познакомишься. Командуй. Через двадцать минут атака!» Через двадцать минут была атака, бешено стегали вражеские пулеметы, а минные разрывы черными пятнами за десять минут испещрили все поле». Затем Быков служил в противотанковой артиллерии, по поводу которой солдаты тогда невесело шутили: «Ствол длинный, а жизнь короткая». Дважды был ранен, чудом остался жив, а в полку посчитали погибшим – неподалеку от Днепра, на правом его берегу, есть село Севериновка, там, на плите одной из братских могил есть имя и Василя Быкова…

Сам он обычно говорит, что пережил на войне то, что выпадало на долю любого фронтовика-окопника. А что такое судьба солдата и офицера переднего края – любого?.. Рассказывая к случаю – в интервью, в статьях – о своей фронтовой юности, вспоминая однополчан, кто был с ним рядом, в тех же кровавых боях, под тем же уничтожающим огнем, как часто эти воспоминания Быков завершает горьким «погиб»: « В тот же день под вечер начался затяжной бой за очередной городок, вскоре погиб капитан Кохан…»; «…Ни одному из них не удалось дожить до Победы. Первый погиб на Днепре в 1943 году, последний – 27 апреля сорок пятого года в Австрийских Альпах…». Двадцать миллионов погибших в войну для Быкова не абстрактная цифра. Творчество его питает чувство личной причастности к великой и великому подвигу народа. «Угли пожара по сей день жгут наши сердца», сказал он недавно. Этот неостывший огонь, страстное желание рассказать суровую, неприкрашенную правду о войне и привели Быкова в литературу. Он хотел воссоздать в своих книгах войну, какой она была на переднем крае, когда шел ожесточенный бой за какую-то безвестную высотку, в партизанских отрядах, сражавшихся не за жизнь, а на смерть с карателями и полицаями, в белорусских селах, где бесчинствовали оккупанты.

Есть художники, развитие которых подталкивается полемикой со своими прежними установками, уточнением или опровержением собственных былых представлений. Быкову, когда он писал повесть за повестью, не приходилось этого делать, он лишь разрабатывал и дополнял, совершенствовал и углублял идейно-эстетические принципы, проявившиеся сразу же, в первых произведениях. Поэтому его творческий путь отличается редкой целеустремленностью. Пилот, чтобы точно выдержать нужный курс, должен постоянно сверять его с сигналами радиомаяка. Для Быкова таким «радиомаяком», по которому он ориентировал «курс», был его фронтовой опыт, то, что он видел и пережил на войне. Конечно, многое он услышал и узнал о тех годах уже в послевоенное время (он ведь не был партизаном, а в последние годы писал больше всего о них), но и характер этих знаний зависел от того первоначального взгляда на войну, который сложился когда-то на передовой у командира взвода Быкова.

Характеризуя художественную литературу первых произведений Быкова, критика числила их по разряду лирической повести, которая стала заметным явлением нашей военной прозы на рубеже 50-х и 60-х годов. Для этого были все основания: первым произведениям Быкова присущ проникновенный лиризм, нередко реализующийся, в повествовании от первого лица, психологизм, добротное бытописание. Эти свойства Быков с годами не только не утратил, а оттачивал и совершенствовал. Но в его повестях была еще одна особенность, быть может, поначалу недостаточно проявившаяся и потому не сразу замеченная, но чем дальше, тем больше она главенствовала, выходила на первый план, бросалась в глаза. Именно она определяет жанровое и стилевое своеобразие сегодняшней, зрелой прозы Быкова – и, пожалуй, самое подходящее определение для его повестей – нравственно-философские. Их отличает сосредоточенный интерес к общечеловеческим проблемам, максимализм в решении непростых нравственных вопросов, отсутствие полутонов и малейшей неопределенности, сильная и уверенная мысль, способная проникнуть в моральную и социальную суть экстремальной, предельной ситуации, иногда неразрешимо сложной.

В 70-е годы очень важное место в нашей духовной жизни заняла литература нравственных исканий – повести Быкова стояли у истоков ее, намечали и прокладывали этот путь. Из них мы многое узнали о войне, но еще больше открывали они в человеке. На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности, - им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные самим себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению собственной совести. И выясняется, что чувство ответственности, сознание своего долга может заставить людей совершить немыслимое: спасает младенца Левчук, преследуемый по пятам карателями («Волчья стая»), сражается до последнего вздоха тяжело раненный лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»), жертвует собой учитель Мороз, доказывая непререкаемость исповедуемых им принципов. А зыбкость нравственных устоев, сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то неплохого – предателя («Сотников»), пекущийся прежде всего о себе, Лешка Задорожный оставляет товарищей на верную гибель («Третья ракета»).

Перед очень трудными вопросами ставит своих героев Быков: как сохранить человечность в бесчеловечных обстоятельствах, что человек может в этих условиях, где та граница, переступив которую он утрачивает себя, только ли для себя живет человек? Автор ничего не подсказывает им, они сами должны отыскать ответы на вопросы, от которых зависит их – и часто не только их – жизнь, они с головой отвечают за принятые решения. Быков спрашивает с них по самому строгому, единственно истинному счету – по счету человечности.

Александр Твардовский, взыскательность литературных оценок которого известна, прочитав «Круглянский мост», как свидетельствует мемуарист, сказал автору: «Вы подметили и уловили главное в своем произведении – человечность и меру этой человечности, что волнует литературу с давних пор и, может быть, особенно остро со времен Достоевского: чего стоит счастье и что это за счастье, если оно достигается смертью мальчика, ребенка. Знаменитый вопрос Мити Карамазова…» Мера человечности в произведениях Быкова столь высока, что мысль о продолжении им традиций русской классики возникает совершенно закономерно. И это та точка отсчета, которая необходима, чтобы верно судить о зрелых произведениях Быкова.

И них, зрелых творений писателя, и составлен этот сборник. В книгу вошло не все, что написал Быков за это время, - с равным правом на место в ней могли претендовать и другие произведения, но и эти четыре повести – пусть даже только четыре – дают ясное представление о том, что творчество Быкова «Уже система, а не сумма более удавшихся или менее удавшихся повестей» (как проницательно отметил ещё десять с лишним лет назад Алесь Адамович).

В «Атаке с ходу» (на белорусском языке – « Проклятая высота») (1968) есть общие с другими вещами Быкова мотивы. Но такого рода внутренние связи, переклички, нередко обнаруживающиеся в книгах серьезного художника (иногда писатель на протяжении всего творческого пути одержим одной проблемой , одной идеей - из тех, правда, что называют вечными ), вовсе не обязательно приводят к кружению на одном месте, к перепевам, и то, что в трех повестях Быкова («Западня», «Атака с ходу», «Его батальон») сходная ситуация - героям приходится штурмовать какую-то «проклятую высоту», не есть повторение, заимствование у самого себя, - у каждого из этих произведений свой пафос, своя оригинальная мысль. Все эти атаки вроде и похожи, но каждая таила неповторимую человеческую драму, новый нравственный «урок», у каждого был свой конфликт и «сюжет». Изменение задачи, изменение угла зрение влекло за собой не перестройку старого, а создание нового художественного мира. «Атака с ходу» - одна из самых сложных Быковских произведений, разыгрывающаяся здесь драма не лежит на поверхности, она обнаруживает себя то в каких-то деталях, то в двух-трех репликах, но в ней скрытый «нерв» случившегося, многое в поведении героев объясняет она. Старший лейтенант Ананьев командует лучшей ротой в полку, да и сам он, начавший в сорок первом старшиной, не шибко грамотный, но на практике на зубок освоивший с виду простую, а на самом деле такую нелегкую солдатскую и командирскую науку – и пулями ученый, и наградами отмеченный, он по праву считается в полку одним из самых надежных офицеров. Есть у Ананьева одна черта, которая вызывает к нему особую симпатию, особое расположение: никогда не забывает о солдатах, об исполнителях его приказов – сам был в их шкуре, знает, как им достается.

Кажется, столько уже видел на фронте Ананьев, в таких переделках побывал, что не растеряется в любой обстановке, опрометчиво не поступит. И если иной раз рискует, действует напролом, то не из-за бесшабашности, не потому, что забыл об осмотрительности и осторожности, а потому, что на собственном опыте знает, что порой за сегодняшнюю чрезмерную осторожность завтра приходится очень дорого расплачиваться.

Такая ситуация и возникает в начале повести. Во время марша дозор обнаруживает немцев, окапывающихся на высоте. Судя по всему, немцы к обороне еще не готовы, атаки не ожидают – даже охранения не выставили. А выясняется к тому же, что за этой господствующей здесь высотой железнодорожная станция, которую, не овладев высотой, не захватишь. В общем, есть вполне реальные шансы отбить у немцев высоту.

Но приказа атаковать с ходу у роты нет, соседи далеко, боеприпасов не густо – все эти доводы выкладывает Ананьеву замполит Гриневич: не разумнее ли занять оборону, доложить начальству и ждать его решения? Может быть, даже сбросим противника с высоты, а сможем ли ее потом удержать? Но Ананьев решает атаковать - и подталкивает его не одно лишь предчувствие боевой удачи, не последнюю роль играет воспоминание о том, что «совсем недавно еще, в феврале, одна такая станция стоила полку за две недели боев восьми братских могил, в самой малой из которых закопали тридцать убитых». А тут подворачивается такой случай – одним ударом…

Увы, затем произошло то, о чем предупреждал Гриневич: немцы высоту отбили, удержать ее не удалось. И все-таки прав был в данном случае не Гриневич, а Ананьев – рисковать надо было, риск был оправданным. Впоследствии, в повести «Его батальон», Быков «проверит» и второй, предлагаемы Гриневичем, вариант: батальон Волошина не стал без приказа атаковать противника, еще не укрепившегося как следует на высоте, а когда приказ был получен, немцы уже были готовы к обороне и только ценной больших потерь удалось выкурить их с высоты.

Казалось бы, когда Ананьев второй раз приказывает атаковать немцев, отбивших у его роты высоту, он действует столь же решительно и разумно. Но в том-то и дело, что так да не так. Вторая атака никаких шансов на успех не имела, он это отлично понимал – не зря «со значением» сказал Васюкову: «Жареному карасю кот не страшен!» Он сделал это от растерянности и отчаяния, в сущности это была попытка самоубийства, с той только разницей, что он приказал идти под уничтожающий огонь и людям, за жизнь которых он отвечал.

Что же заставило Ананьева отдать приказ об этой безрассудной атаке? Ведь обычно он берег солдат, заботился о них, сочувствовал им. Да, Ананьев изменил своим принципам, совершил роковую, непоправимую ошибку, но следует помнить, что произошло это в ситуации чрезвычайной. Доводя обстоятельства до критической точки, а героя – до катастрофы, автор судит не только героя, но и обстоятельства, коль скоро они толкают его в сторону от человечности. Впервые Быков создал в этой повести своеобразную «модель» нравственной проблемы, взятой в предельном «варианте». Интерес к такого рода проблематике закономерно привел писателя к драматическим конфликтам партизанской войны. Он почувствовал, понял – и однажды рассказал об этом – что «извечная тема «выбора» в партизанской войне и на оккупированной территории стояла и решалась разнообразнее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей богаче, зачастую трагичнее, чем в любом из самых различных армейских организмов. И вообще элемент трагического, всегда являющийся существенным элементом войны, проявился здесь во всю свою страшную силу».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат- исследование на тему: «Оккупация Пряжинского района во время...
Тема моей работы «Оккупация Пряжинского района во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.». Я выбрал эту тему, потому что...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе тема: Отражение событий Отечественной войны...
Памятники, памятники, памятники… Сколько их на русской земле: больших и маленьких, скромных и помпезных, но все они в честь павших...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconНачальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат тема: «Тема любви в произведениях И. А. Бунина на примере рассказов цикла «Тёмные аллеи»
Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа №93
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по детской литературе на тему : «Носов Н. Н.»
Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по детской литературе на тему : «Носов Н. Н.»
Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по истории на тему: «Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны»
Более пятидесяти лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпы войны на территории России. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе на тему: «История страны и судьба народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе на тему: «Бал в жизни русского общества и его...
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной:...
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по истории На тему: Суйда в годы Великой Отечественной войны
Введение стр. 3
Реферат по литературе на тему: «Тема войны в произведениях В. Быкова» iconРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск