Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Старомайнский технологический техникум»
Методические указания по организации самостоятельной работы
по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 2-4 курса
Специальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Старая Майна
2015
Рекомендована на заседании ЦМК ОД,
ОГСЭ и ЕН дисциплин Председатель ЦМК
С.В.Радчук
Протокол заседания ЦМК № от « » 2015 г. Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе ОГБПОУ СПО технологический техникум
р.п. Старая Майна
Г.В.Ширманова
« » 2015г. Автор-разработчик: Шахмарян М.А. — преподаватель иностранных языков.
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по программе дисциплины ЕН.03. Иностранный язык для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
В результате выполнения самостоятельных работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум;
необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.
Введение
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Иностранный язык». Самостоятельная работа студентов (далее - СРС) охватывает все аспекты изучения иностранного языка и определяет результаты и качество освоения дисциплины «Иностранный язык».
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Иностранный язык» СРС ориентирована на достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Результатом освоения программы дисциплины Иностранный язык для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства является овладение студентами общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
Цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и приемами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения иностранному (английскому) языку, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, пополнять и обновлять свои знания, вести поиск необходимых учебных материалов и преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах СРС, что и способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.
Используя методические указания студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:
подготовки устного монологического высказывания на иностранном (английском) языке в рамках изучаемых тем;
работы с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов; составление схем, таблиц для систематизации учебного материала);
письменной речи на английском языке (написание сочинения, эссе, создание портфолио);
работы с современными компьютерными программами (подготовка мультимедийной презентации, выполнение проектных работ);
использования учебно-вспомогательной литературы (словарей и справочников);
работы с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.
Целенаправленная самостоятельная работа студентов по иностранному (английскому) языку в соответствии с данными методическими указаниями, а также аудиторная работа под руководством преподавателя призваны обеспечить уровень языковой подготовки студентов, соответствующий требованиям ФГОС по дисциплине «Иностранный язык».
I. Основная часть
Виды и формы самостоятельной работы студентов
В процессе обучения иностранному (английскому) языку используются различные виды и формы самостоятельной работы, служащие для подготовки студентов к последующему самостоятельному использованию иностранного (английского) языка в профессиональных целях, а также для дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
№ п/п
| Виды самостоятельной работы студентов
| График выполнения
| 1.
| Работа над устной речью
| еженедельно, 2-3 разговорные темы в течение семестра в соответствии с рабочей программой
| 2.
| Работа с источниками информации (учебником, текстом)
| еженедельно, в течение семестра
| 3.
| Работа над письменной речью
| еженедельно
| 4.
| Работа с учебно-вспомогательной литературой (словарями, справочниками)
| еженедельно
| 5.
| Работа с современными компьютерными программами
| в течение семестра 2-3 презентации (проекта)
| 6.
| Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet
| еженедельно
|
Работа над устной речью
Обучение монологической речи осуществляется в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения. Темы для высказывания желательно составлять самому или комбинировать из нескольких пособий – так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность.
1.1.1. Формы работы СРС над устной речью:
- фонетические упражнения по определенной теме;
- лексические упражнения по определенной теме;
- перевод текста-образца;
- речевые упражнения по теме;
- подготовка устного монологического высказывания по определенной теме (объем высказываний – 10-12 предложений);
- составление монологического высказывания с использование приема ТРИЗ-технологии (теории решения исследовательских задач) «Синквейн».
1.1.2. Формы контроля СРС над устной речью:
- проверка фонетических упражнений по теме;
- проверка лексических упражнений по теме;
- проверка понимания лексики по теме;
- устный индивидуальный опрос по теме.
Критерии оценки
Оценивается содержательность, адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, связность, смысловая и структурная завершенность высказывания.
1.1.3. Методические рекомендации по подготовке устного монологического высказывания
1. Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов-образцов.
2. В первую очередь необходимо выполнить фонетические, лексические и лексико-грамматические упражнения по теме, усвоить необходимый лексический материал.
3. Далее, необходимо прочитать и перевести тексты-образцы, выполнить речевые упражнения по теме.
4. Заранее продумать связное сообщение.
5. Составить примерный план высказывания.
6. Отработать отдельные слова и устойчивые фразы в материале по теме.
7. Выучить список слов-связок типа «in fact», «to my mind», «for example», «at the same time» во избежание пауз.
8. Обработанный для устного изложения текст записать в рабочую тетрадь, прочитать несколько раз вслух, запоминая логическую последовательность освещения темы, и пересказать.
1.1.4. Методические рекомендации по составлению синквейна
Монологическое высказывание можно составить с помощью приёма ТРИЗ-технологии «Синквейн».
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам:
- первая строка – название темы (обычно это существительное);
- вторая строка – описание темы в двух словах (прилагательные);
- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвертая строка – эта фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.
Прием «Синквейн» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения или поставив глаголы в нужную видовременную форму.
Например, монологическое высказывание по теме «Мои летние каникулы»:
My summer holydays
Great and fantastic
Go to the river, swim, relax
To like because to have a rest
Time for pleasure
Последующее высказывание:
My summer holydays were great and fantastic. During my summer holydays I went to the river with my friends, there we swam and relaxed. I liked my summer holydays because I had a good rest. Summer was the time for pleasure.
1.2. Работа с источниками информации
1.2.1. Формы работы СРС с источниками информации:
- работа с учебником, текстом (составление конспекта, схем таблиц);
- изложение содержания текста (написание реферата);
- подготовка доклада по определенной теме.
1.2.2. Формы контроля СРС с источниками информации:
- устный опрос перевода текста;
- контроль усвоения текста по схеме, таблице;
- проверка письменных работ по переводу или реферированию текстов;
- устный опрос по реферированию текста с последующим обсуждением;
- устный доклад по определенной тематике.
1.2.3. Методические рекомендации по самостоятельной работе с учебником (текстом)
Одним из способов формирования информационной компетенции является работа с учебником или текстом. В век информационных технологий учебник не только становится носителем новой информации, но и средством, организующим самостоятельную образовательную деятельность студентов. Учебник (текст) позволяет вести систематическую работу на всех этапах обучения. Поэтому одним из главных умений работы с учебником (текстом) является сформированность рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы.
При выполнении самостоятельной работы можно использовать следующие приемы работы с учебником (текстом):
1. Предоставьте информацию из учебника (текста) в сжатом виде, в виде конспекта. Можно использовать прием « Mind-map» (ментальная карта).
Методика работы с «Mind Map»:
просмотрите текст;
прочитайте текст по абзацам, подчеркните наиболее важные высказывания или ключевые слова;
с помощью выделенных понятий составьте ментальную карту «Mind Map», тема – в центре, выделенные слова группируются вокруг;
прочитайте текст последний раз и дополните «Mind Map» уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов;
перескажите текст с опорой на карту.
2. Составьте алгоритм действия по тексту учебника (таблицу или схему для систематизации учебного материала). Можно использовать прием «Кластеры» (гроздья).
Суть приема «Кластеры» заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации необходимо логически связать с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по прочитанному тексту.
Например: Кластер по теме «Что такое компьютер?»
Кластер по теме «Что такое компьютер?»
Последующее высказывание студентов: A computer is a device for processing data. It consists of software and hardware. Hardware elements are monitor, keyboard, printer etc. Printer is used for printing graphic information….
3. Задайте вопросы по прочитанному в учебнике (тексте) (удачно составленный вопрос – наполовину полученный ответ).
4. Оцените текст (какие основные понятия раскрываются в тексте; на что необходимо обратить внимание, что нужно выучить и запомнить, в каком месте параграфа можно найти ответ на вопрос …).
5. Составьте задание (по тексту учебника нужно составить тест, кроссворд, реферат).
|