Скачать 32.16 Kb.
|
Разработка урока в 9 классе по теме «Сложное бессоюзное предложение» Тип урока. Урок усвоения нового материала Цели: знакомство со СБП; с подчинительными союзами и союзными словами учить определять роль указательных слов; работа с научным стилем. Ход урока
На доске 4 предложения: 1)ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯВЫСТУПАЕТ В ЗАЩИТУ НАРОДА, КОТОРЫХ ОН НАЗЫВАЕТ УМНЫМ, ДОБРЫМ. 2)РЯДОМ СТОЯЛО ДЕРЕВО, НА ВЕТВЯХ КОТОРЫХ СЕРЕБРИЛСЯ ИНЕЙ. 3)ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО ССОРИТСЯ С СОСЕДЯМИ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ. 4)ВЕДЬ СЧАСТЬЕ ЗАЧАСТУЮ, ГДЕ ЕГО НЕ ЖДЁШЬ, ОКАЗЫВАЕТСЯ СОВСЕМ НЕ ТАМ. Задание - записать предложение в исправленном виде, аргументировать ответ. Выделить грамматические основы, в овал взять средства связи придаточного и главного. (возможна работа по вариантам. )
Один из трудных вопросов, касающихся СПП: как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие. В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимение (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия ( где, когда, откуда, отчего, как и т. д.). Сомнения возникают, когда в предложении встречаются совпадающее с подчинительным союзом слово, например «как», «что», Вне контекста понять различия порой невозможно. Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом, Сравним 9предложения запишем на доске и в тетрадях ): 1)Все понимают, что сейчас решается судьба страны. В данном случае «что»- подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль, к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом. 2)Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне(А.Ахматова «мужество»). «Что» в обоих случаях- союзное слово, так как является членом предложения(подлежащим), отвечает на вопрос «что?».Первое «что» можно заменить словом «судьба» , второе- словом «трагедия». Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово- союз (в первом примере0 произносится бегло),как бы смазано . Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит .Почему? Скорее всего, ученики сами догадаются, что причина отсутствия запятой – общее главное предложение «Мы знаем»,а два придаточных рассматриваются как однородные. Этот случай аналогичен другому : в сложносочинённом предложениям с общим второстепенным членом запятая не ставится. III. Закрепление материала.
Запишем на доске и в тетради: 1. Когда (союз) сошла талая вода, началась посевная. 2.Когда (союз) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. 3. Часы уроков, когда (союзное слово) всё замирало в школе, были особенно интересны для меня. 4. Мы ещё не решили, когда (союзное слово) встретимся. VI. Проанализируем предложения, написанные на доске.
В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких – указательные слова? (Двойные союзы – в предложениях 2 (если…то) и 3 (чем…тем);указательные слова – в предложениях 1 (столько), 2 (так) и 4 (о том).) V . Занимательная лингвистика. Найдите предложения, в которых «что» является союзом; определить роль остальных «что»: О нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? (А.А.Блок) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мной на земле. (С.Есенин) VII . Подведение итогов. Сделать вывод об основных различиях союзного слова и союза. VIII. Домашнее задание. Упр. 77. Придумать и записать 6 предложений с союзным словом «кто» в разных падежах. Упр. 78. Списать, выделяя придаточные запятыми, союзы заключить в овал, союзные слова подчеркнуть как члены предложения. Упр. 80.Какие два значения может иметь предложение «Ученик знал, что надо отвечать»? Доказать важную роль логического ударения в предложении. |
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного... Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Итоги общешкольной научно-практической конференции Влияние демонстрационного материала на качество усвоения нового материала на уроках физики | Урок изучения нового материала с использованием метода работы в группах Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной | ||
Урок усвоения нового материала Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой... | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Уроках математики В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков на этапе усвоения нового материала | Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение... Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся... | ||
Урок изучения нового материала Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | Урок химии в 9 классе ... | ||
Урока: Детей: Узнать Учителя: Активизировать и акцентировать внимание учащихся на орфограммы в ходе расследования детективной истории, стремиться к повышению... | Урок в 6 классе «Россия с древнейших времен до конца XVI века» Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение | Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) |