Урок усвоения нового материала





Скачать 32.16 Kb.
НазваниеУрок усвоения нового материала
Дата публикации18.09.2013
Размер32.16 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Военное дело > Разработка урока
Разработка урока в 9 классе по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Тип урока. Урок усвоения нового материала

Цели: знакомство со СБП; с подчинительными союзами и союзными словами учить определять роль указательных слов; работа с научным стилем.

Ход урока

  1. Стилистическая разминка.

На доске 4 предложения:

1)ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯВЫСТУПАЕТ В ЗАЩИТУ НАРОДА, КОТОРЫХ ОН НАЗЫВАЕТ УМНЫМ, ДОБРЫМ.

2)РЯДОМ СТОЯЛО ДЕРЕВО, НА ВЕТВЯХ КОТОРЫХ СЕРЕБРИЛСЯ ИНЕЙ.

3)ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО ССОРИТСЯ С СОСЕДЯМИ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ.

4)ВЕДЬ СЧАСТЬЕ ЗАЧАСТУЮ, ГДЕ ЕГО НЕ ЖДЁШЬ, ОКАЗЫВАЕТСЯ СОВСЕМ НЕ ТАМ.

Задание - записать предложение в исправленном виде, аргументировать ответ. Выделить грамматические основы, в овал взять средства связи придаточного и главного. (возможна работа по вариантам. )

  1. Объяснение учителя.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП: как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие. В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимение (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия ( где, когда, откуда, отчего, как и т. д.). Сомнения возникают, когда в предложении встречаются совпадающее с подчинительным союзом слово, например «как», «что», Вне контекста понять различия порой невозможно. Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом, Сравним 9предложения запишем на доске и в тетрадях ):

1)Все понимают, что сейчас решается судьба страны. В данном случае «что»- подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль, к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом. 2)Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне(А.Ахматова «мужество»). «Что» в обоих случаях- союзное слово, так как является членом предложения(подлежащим), отвечает на вопрос «что?».Первое «что» можно заменить словом «судьба» , второе- словом «трагедия». Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово- союз (в первом примере0 произносится бегло),как бы смазано . Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит .Почему? Скорее всего, ученики сами догадаются, что причина отсутствия запятой – общее главное предложение «Мы знаем»,а два придаточных рассматриваются как однородные. Этот случай аналогичен другому : в сложносочинённом предложениям с общим второстепенным членом запятая не ставится.

III. Закрепление материала.

  1. Анализ таблицы в учебнике(§206). Просмотр выявляет, что слова «что, как, когда» могут быть и союзами, и союзными словами.

  2. Выполнение упражнения 73. ( Выписываем сначала предложения с подчинительными союзами , затем с союзными словами ). Работа может проводится по цепочке. Учитель. Различие союзного слова «как» и союза «как» основывается на их семантике: если « как » имеет количественное значение (« насколько ») или качественное (« каким образом »), то это союзное слово; если «как» лишено этих значений, то оно выступает в функции союза.

Запишем на доске и в тетради:

1. Когда (союз) сошла талая вода, началась посевная.

2.Когда (союз) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

3. Часы уроков, когда (союзное слово) всё замирало в школе, были особенно интересны для меня.

4. Мы ещё не решили, когда (союзное слово) встретимся.

VI. Проанализируем предложения, написанные на доске.

  1. Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.

  2. Если б мишки были пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так высоко строить дм.

  3. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  4. Никогда не говори о том, чего не знаешь.

В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких – указательные слова?

(Двойные союзы – в предложениях 2 (если…то) и 3 (чем…тем);указательные слова – в предложениях 1 (столько), 2 (так) и 4 (о том).)

V . Занимательная лингвистика.

Найдите предложения, в которых «что» является союзом; определить роль остальных «что»:

О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

(А.А.Блок)

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мной на земле.

(С.Есенин)

VII . Подведение итогов.

Сделать вывод об основных различиях союзного слова и союза.

VIII. Домашнее задание.

Упр. 77. Придумать и записать 6 предложений с союзным словом «кто» в разных падежах.

Упр. 78. Списать, выделяя придаточные запятыми, союзы заключить в овал, союзные слова подчеркнуть как члены предложения.

Упр. 80.Какие два значения может иметь предложение «Ученик знал, что надо отвечать»?

Доказать важную роль логического ударения в предложении.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок усвоения нового материала iconУрок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику
Урок усвоения нового материала iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок усвоения нового материала iconИтоги общешкольной научно-практической конференции
Влияние демонстрационного материала на качество усвоения нового материала на уроках физики
Урок усвоения нового материала iconУрок изучения нового материала с использованием метода работы в группах
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок усвоения нового материала iconУрок усвоения нового материала
Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года
Урок усвоения нового материала iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Урок усвоения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой...
Урок усвоения нового материала iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок усвоения нового материала iconУроках математики
В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков на этапе усвоения нового материала
Урок усвоения нового материала iconУрок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение...
Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся...
Урок усвоения нового материала iconУрок изучения нового материала
Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами
Урок усвоения нового материала iconУрок химии в 9 классе
...
Урок усвоения нового материала iconУрока: Детей: Узнать
Учителя: Активизировать и акцентировать внимание учащихся на орфограммы в ходе расследования детективной истории, стремиться к повышению...
Урок усвоения нового материала iconУрок в 6 классе «Россия с древнейших времен до конца XVI века»
Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения...
Урок усвоения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение
Урок усвоения нового материала iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск