| Губарева Лидия Александровна
|
| ГБОУ СОШ №1994
|
| Учитель истории и обществознания
|
| История
|
| Класс: 9а
|
| Великая отечественная война. Второй урок по теме.
|
| История России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.5-е издание, доработанное и дополненное. Москва, «Просвещение»,2008 год.
|
| Цель урока: определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; рассмотреть ход военных действий в начале Великой отечественной войны и в период Московской битвы; познакомить учащихся с подвигом советских солдат.
|
| Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны, подвести их к пониманию причин поражения Красной Армии в начале войны; продолжить формирование умений работать с картой, историческими документами, анализировать их, делать выводы.
развивающие: развивать мыслительную деятельность – устанавливать логические и причинно-следственные связи, развивать связную речь, обогащать словарный запас.
воспитательные: воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов чувство долга и глубокого уважения к нашим героям.
|
| Тип урока: комбинированный.
|
| Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
|
| Необходимое техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.
|
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
|
1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
1.
| Организационный момент
| № 1.
| Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация плаката.
| Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Запись темы урока в тетради.
| 1 мин
|
2.
| Проверка изученного материала
| № 2.
| Выполнение тестовых заданий к параграфу 28 с целью актуализации полученных знаний по данной теме. Учитель вызывает учащегося, который должен выбирать варианты ответов теста и демонстрировать свою работу на компьютере классу. Учитель:
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
|
Учащиеся следят за ответами одноклассника и оценивают его работу с места, записывая свои ответы в тетрадях.
Учащиеся работают в парах.
| 5 мин
|
3.
| Изучение нового материала
| № 3.
№ 4.
№ 5.
№ 6.
№ 7.
№ 8.
№ 9.
№ 10, 11.
| Учитель:
-Германия нарушив Пакт о ненападении, начала артиллерией и авиацией бомбить советские города в ночь на 22 июня 1941 года. С обращением к советскому народу выступил нарком иностранных дел СССР Молотов В. М.
Учитель:
-Какие выводы можно сделать. Прослушав это сообщение?
Указание на ссылку. - Посмотрите внимательно на карту. Демонстрируется анимированная карта.
Учитель:
-Объясните, что такое план «Барбаросса»? Указание на ссылку.
-Посмотрите на схему
« Соотношение сил в начале войны» и сделайте вывод.
Учитель:
-Откройте учебник § 29 п.4 и найдите в тексте основные причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.
Указание на ссылку:
- Учитель демонстрирует портрет
Г. К. Жукова и сообщает о его назначении командиром Западного фронта.
Так же демонстрируются фотографии других командиров.
Указание на ссылку:
-Учитель рассказывает о битве под Москвой и демонстрирует схему начала ВОВ.
Указание на ссылку:
-Демонстрация иллюстраций и рассказ о подвигах и героизме генерала Клочкова и политрука Панфилова. Указание на ссылку:
-Героическая оборона Ленинграда и дневник Тани Савичевой.
|
Слушают фрагмент аудиозаписи выступления.
Делают вывод о том, что война со стороны Советского Союза была справедливой, освободительной. Откликнувшись на объявление о всеобщей мобилизации, весь народ встал на защиту своей Родины. Объясняют, что это план молниеносной войны против СССР в трех направлениях; записывают в тетрадь основные направления ударов.
Записывают в тетрадь вывод о том, что силы были примерно равными, а по численности танков и самолетов СССР превосходил Германию и ее союзников. Открывают учебник, читают пункт параграфа, делают выводы и записывают в тетрадь.
Воспринимают информацию, дополненную учителем о том, что основные силы были уничтожены в первые недели войны.
Учащиеся знакомятся с деятельностью командного состава Красной Армии.
Учащиеся записывают в тетради дату битвы за Москву (с 30 сентября 1941 по 4 декабря 1941гг.) – оборонительный этап, (с 5 декабря 1941 по 7 января 1942 гг.) – наступательная операция.
Учащиеся записывают слова
«Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»
Учащиеся делают вывод и отвечают на вопрос № 6 после параграфа 29.
| 1
мин
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
1 мин
1 мин 3 мин
3 мин
3мин
|
4.
| Первичное закрепление
| № 12.
| Указание на ссылку и конкретизация используемых элементов ссылки. Учитель:
-Ребята! Сегодня мы познакомились с начальным периодом Великой Отечественной войны. Красная Армия в тяжелейших условиях смогла не только выстоять, но собрать силы для перехода к наступлению.
Давайте проверим, насколько вы усвоили новый материал. (Демонстрирует задания к параграфу 29 на экране).
|
Учащиеся по очереди дают ответы на вопросы теста и сравнивают с правильными ответами. Наиболее активные ученики получают оценки за работу на уроке.
| 4 мин
|
5.
| Закрепление
изученного материала
| № 13.
| Указание на ссылку:
Учитель:
Ребята, посмотрите на карту «План Барбаросса» и выполните задание № 1
в контурных картах.
|
Учащиеся обозначают три главных направления ударов и подписывают названия армий.
| 4
мин
|
6.
| Закрепление изученного материала
| № 14.
| Указание на ссылку и конкретизация используемых элементов ссылки.
Учитель:
-Прочитайте отрывок из письма немецкого солдата и постарайтесь определить, что изменилось в настроениях солдат вермахта к осени 1941 года?
|
Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют ,почему изменились настроения немецких солдат и чем это грозило Германии.
| 3 мин
|
7.
| Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
| № 15.
| Указание на ссылку:
Учитель демонстрирует вопросы для закрепления изученного материала и просит дать ответы на них.
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
Помогает сформулировать выводы.
|
Учащиеся участвуют в обобщающей беседе, отвечая на вопросы; делают выводы к уроку и начинают заполнять таблицу «Основные военные операции Великой Отечественной войны»
| 2мин
|
8.
| Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
| № 16.
| Информирует о дифференцирован-
ном домашнем задании, комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР. Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭОР контрольного типа
( скриншот страницы с результатами выполнения задания ученик распечатывает и приносит к следующему уроку или высылает на электронную почту учителя).
Детям, не имеющим дома возможности работать на ПК, задание по учебнику – параграф 29, ответить на вопросы на стр. 213 и заполнить таблицу в тетради.
| Записывают домашнее задание в дневниках.
| 2 мин
|
9.
| Комментирован-
ное выставление оценок
|
| Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель:
-Спасибо за урок!
| Анализируют результаты своей работы на уроке.
| 1 мин
|