Скачать 121.39 Kb.
|
Интегрированный урок истории и литературы. Бородинское сражение. Место, роль и оценка битвы в Отечественной войне 1812 года и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Демичева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. Цели урока: создать условия для -формирования знаний по теме; -совершенствования умений анализа и синтеза предложенного материала; -формирования и развития речеведческой и коммуникативной компетенций; -адаптации учащихся в нестандартных условиях; -мотивации к результативной сдаче ЕГЭ; -воспитания чувств любви к родной земле, товарищества, ответственности за проделанную работу, интереса к учебно-познавательному процессу; -пробуждения эмоционального отклика при знакомстве с лите- ратурным и документальным материалом, желания пополнять свой багаж знаний, развития культуроведческой компетенции; -создания у учащихся целостного представления об изучаемом материале. Оборудование: учебные пособия, тексты романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Вой- на и мир», портрет писателя, карты сражения, таблицы и схемы причин и итогов войны, фрагмент фильма С.Бондарчука «Вой- на и мир», иллюстрации к роману-эпопее, компьютерное обес- печение. План и ход урока. -организационный момент; -сообщение темы; -постановка проблемы и определение целей (мотивационный мо- мент); -проверка домашнего задания по литературе; -работа в группах над таблицами по истории и элементы аналити- ческой работы с текстом романа-эпопеи; -объяснение нового материала: работа с картой хода сражения и историческими источниками; -индивидуальная работа и работа в парах над текстом романа- эпопеи «Война и мир»; -коллективная работа: анализ итогов сражения, предлагаемых ис- ториками, и сравнение этих результатов с позицией Л.Н.Толсто- го; -этап развития речеведческой компетенции: работа над планом и ключевыми словами вывода по теме; -подведение итогов урока; -домашнее задание; -«познавательная рефлексия» (знакомство с элементами обмунди- рования родов войск русской армии, судьба героев Бородина). Создание эмоциональной атмосферы урока: просмотр кадров фильма С.Бондарчука «Война и мир», посвящённых Бородинскому сражению. Слово учителя: Сегодня мы постараемся более глубоко погрузиться в тему Отечественной войны 1812 года, тем более что следующий год-год 200-летия победы русского народа над наполеоновскими войсками. Для этого два школьных предмета, история и литература, а также желание познать наше историческое прошлое предоставляют неограниченные возможности. А.С.Пушкин утверждал: «Гордиться славою своих предков не только мо- жно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». -Когда вы слышите слова «Бородинская битва», какие воспоминания приходят на память, какие образы возникают? ( Строки баллады М. Лермонтова «Бородино», имена участников сражения ) . -С этими именами связаны лучшие страницы русской истории и русской ли- тературы, В центре нашего внимания - Бородинское сражение. Запишите те- му урока в тетрадь. Постановка проблемы и формирование целей урока: -Нам предстоит решить непростую, но посильную задачу: не смешивая понятия, сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны поставить и решения которых мы должны добиться, рассматривая Бородинское сражение как событие историческое и как эпизод романа-эпопеи Л.Н. Тол- стого «Война и мир». ( История: место Бородинского сражения в ходе Оте- чественной войны 1812 года, его этапы, результаты и оценка; литература: роль и место эпизода «Бородинское сражение» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир», в судьбах любимых героев Л. Толстого, в рас- крытии основной мысли произведения, совершенствование навыков анализа эпизода как неотъемлемой части художественного целого). Проверка д.з. по литературе: -Какие строки из художественных произведений вы отобрали для эпиграфа? («Ну ж был денёк!» М.Лермонтов «Бородино», «Всем народом навалиться хотят», «Один конец сделать хотят, одно слово-Москва» Л.Толстой «Вой- на и мир»). -Запишите в соответствии с нормами и требованиями эпиграф, который, по-вашему, более всего отражает тему нашего занятия. Работа с таблицами. Работа с таблицей «Причины войны и планы сторон» в группах: -Проанализируйте данные таблицы и сопоставьте их со взглядами писателя на причины исторических событий, сделайте вывод о том, как бы Л.Тол- стой оценил мнение историков .( гл . ΧІΧ , ΧΧVІІІ : «Для чего было дано Бородинское сражение …», «Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно, а историки под собравшиеся факты уже подвели хитросплетённые доказательства»). Объяснение нового материала: работа с картой Бородинского сражения и историческими материалами. Слово учителя: -На экране и у каждого на парте – карта Бородинского сражения. Обратите внимание на разницу дат: день битвы дан в двух стилях (26 августа и 7 сен- тября ), мы будем оперировать данными старого стиля. Поле Бородина было выбрано неслучайно: Кутузов, назначенный главноко- мандующим 8 августа, нашел его превосходным, а недостатки решено было исправить, дополнительно укрепив позицию русских войск. С севера её при- крывала река Колоча с крутыми берегами, с юга- Утицкая высота , Старая и Новая Смоленская дороги позволяли в случае неудачного исхода боя отсту- пить к Москве. Центральные силы русских были сосредоточены на Курган- ной высоте (её охраняла батарея генерала Н.Раевского) и Семёновских фле- шах (позиция 2 армии П.Багратиона). Войска 1 армии М.Барклая-де-Толли расположились на правом фланге и в центре. Утицкий курган оборонял юг. Старую Смоленскую дорогу держал под прицелом корпус генерала Н.Туч- кова- одного из пяти братьев-генералов, герой сражения. Шевардинский редут, прикрывавший Багратионовы флеши, выдавался впе- рёд , и в этом была слабость позиции. Но перед 12 тысячами русских сол- дат во главе с генералом А.И.Горчаковым , племянником А.В.Суворова , стояла задача : выдержать напор 35-тысячной группировки французов.В это время заканчивалось строительство Семёновских флешей. До наступления темноты сражался отряд генерала Горчакова и лишь по приказу М.Кутузова отступил. Главнокомандующий назвал этот бой «адовой работой». Беседа с учащимися по материалам и воспоминаниям участников сражения: -Возьмите карандаши и ещё раз внимательно рассмотрите карту и таблицу «Бородинское сражение». -Сравните соотношение сил и орудий, тактику ведения боя, достоинства и недостатки нашей позиции. ( Учащиеся приводят данные карты, таблицы и делают вывод о неизбежных сложностях предстоящего боя). -У каждого из вас есть слова участников битвы. Прочитайте их и сделайте обобщающий вывод о настроении войск. Выдержки из документов и воспоминаний: -Из приказа Александра І по армии : «На зачинающего – Бог». -М.Барклай-де-Толли – М.Кутузову: «Всё должно содействовать одной только цели». -Приказы генералов своим подчинённым: Генерал Дохтуров: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!» Генерал Кутайсов (погиб в бою, не дожив 4 дней до 28-летия): «…чтобы с позиции не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки». Генерал Лихачёв (последний из своей дивизии, оставшийся в живых, пошёл на врага со шпагой, разорвав на груди мундир. Взят в плен): «Помните, ре- бята , дерёмся за Москву!» (Учащиеся делают вывод о героическом настроении солдат, о духе войска.) Слово учителя о ходе Бородинского сражения и работа с картой: -26 августа в 5 часов утра Наполеон приехал в ставку, найдите это место на карте, отметьте и ставку М.Кутузова (Шевардино и Горки). К этому времени русские войска выстроились в 5 линий (пехота, кавалерия, войска смешанного резерва) в глубину на 1,5 километра, основной удар пришелся на батарею Н.Раевского и Багратионовы флеши (к утру 26-го они были возведены) Рассмотрите на карте их форму: флеши- это земляные укрепления в виде наконечников стрел, направленных на врага. Такая форма защитных сооружений укрепляла позиции русских. Наполеон отверг план Даву о рейде в тыл противника, его окружении и уни- чтожении и направил удар на Курганную высоту и флеши Багратиона. В это же время пасынок Наполеона Е.Багарне неожиданно для Барклая перешёл реку и занял д. Бородино. Войска 1 армии выбили противника и были готовы к новому бою. -Рассмотрите в таблице основные вехи битвы, послушайте выдержки из опи- сания боя (ученица зачитывает отобранный ею материал из энциклопедии) и оцените мужество защитников, опираясь на слова французов , захвативших Курганную высоту: «Погибшая здесь дивизия Лихачёва, казалось, и мёрт- вая охраняла свой редут». -Какие примеры героизма вы можете привести? ( Н.Раевский привёл на ба- тарею двух юных сыновей, на флешах было отражено 8 атак). -Действительно, против армии Багратиона были выставлены 45-тысячное войско и 400 орудий. Три атаки были отбиты, но ранение Багратиона на мгновение поколебало ряды русских. Корпус Богговута (проследите его рейд по карте) пришел на помощь. Одновременно с третьей атакой войска Поня- товского нанесли удар по Утицкой высоте. Почти одновременно погибли на разных участках боя Александр и Николай Тучковы, но позиций своих не сдали. Сегодня в Семёновском есть монастырь, построенный вдовой генер- рала Тучкова.Он хранит память о героях Бородинского сражения и о вер- ной любви русских женщин. А героическая жизнь и смерть П.И.Багратиона не только отражение судеб «молодых генералов», но и подтверждение нашей с вами причастности к страницам истории: раненого Багратиона везли в с.Симы нашей губернии и, предположительно, по Стромынскому тракту через Киржач. Узнав об оставлении Москвы, Багратион сорвал с ран повязки и умер от потери крови. Отражая атаки французов, русские отступили за Семёновское и выстроились в боевом порядке. Наступал вечер. Кутузов ввёл в бой все резервы. Наполеон не решился бросить в атаку 19-тысячную Гвардию: «Я не могу рисковать последним резервом за 800 лье от Парижа.» Сражение было закончено. Кто выиграл битву? Кто проиграл? Каковы итоги? -Рассмотрите таблицу Бородинское сражение» и сделайте итоговый вывод по теме, соблюдая требования к выстраиванию небольшого монологического высказывания, используйте помощь друг друга. (Учащиеся делают вывод по теме). (В ходе работы над новым материалом использовались иллюстрации картин русских художников Д. Шмаринова и А. Николаева и портреты героев битвы). Индивидуальное задание на карточке: «Прочитайте слова Наполеона и Кутузова о сражении, в которых звучит оценка битвы. Определите , чем разнятся высказывания великих полководцев о роли и итогах Бородинской битвы и чьи слова ближе писателю -гуманисту Л.Н.Толстому: Наполеон о сражении: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты» Кутузов о сражении: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю.» (Учащийся делает вывод о характере высказываний полководцев и аргументировано, опираясь на знание текста романа-эпопеи, формулирует позицию Л.Н.Толстого.) - А теперь, когда нам известна историческая картина события, обратимся к тексту романа-эпопеи и рассмотрим Бородинское сражение как эпизод еди- ного художественного целого. Беседа с классом о событиях, предваряющих описание битвы, и групповая работа (в классах малокомплектной школы парная или индивидуальная): -Какие события предваряют описание сражения? -Какие картины видит Пьер на пути к месту битвы? -О чём говорят Андрей и Пьер перед боем и на чём зиждется уверенность князя? -Какие мысли высказывает в главах, предшествующих описанию сражения, Л.Толстой? Сопоставьте эти слова с мнениями историков, известными вам. Проверка заданий: -Какие картины предвосхищают описание сражения? (Пейзаж и его роль в произведении. Пейзаж перед сражением, пейзаж во время боя, пейзаж пос- ле битвы. Вывод о роли пейзажа в выражении авторской позиции.) (гл.ΧΧΧ, ΧΧΧІІ , ΧΧΧІΧ) -Пьер на Бородинском поле. Какова роль Пьера (его глазами читатель видит картину сражения) в этом эпизоде? Как связаны стремления Пьера «быть всегда хорошим» с участием в Бородинском сражении? Как изменяется со- стояние героя от начала боя к концу? (гл.ΧΧΧ־ΧΧΧІІ) -Сравните описание поведения во время сражения Кутузова и Наполеона, сопоставьте исторические данные и выявите причину позиции писателя-гу- маниста. (гл.ΧΧІΧ,ΧΧΧІІІ –ΧΧΧV) -Как отразилась «мысль народная» в описании Бородинского сражения? В чём видит патриот и философ Л.Толстой истинную причину победы? («скрытая теплота патриотизма») (гл.ΧΧΧ–ΧΧΧІΧ) -Какое влияние на процесс «диалектики души» Андрея Болконского оказало участие в Бородинском сражении и к каким итогам духовных исканий при- шёл князь Андрей? Как в свете новых духовных обретений можно оценить его слова (гл. ΧΧΧVІІ): «Сострадание, любовь к братьям…Я знаю это.» (Во время работы над романом-эпопеей используются иллюстрации к ро- ману). -Какой итог Бородинскому сражению подводит Л.Толстой? Какую победу он признаёт? (гл.ΧΧΧІΧ) -Сравните итоги сражения, представленные историками, и оценку, данную Л.Толстым. В чём сходство и в чём разница? (фактическая и нравственная оценки) Этап развития речеведческой компетенции: -Мы стараемся закреплять материал урока в виде небольших выводов. Сего- дня мы разработаем план для вывода по теме урока в форме сообщения (объём- 5-10 предложений), предлагаемого на ЕГЭ по литературе: «Какова роль эпизода «Бородинское сражение» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»?» -Какие ошибки нам предстоит учитывать? ( Три части. Анализ не только те- мы, но и композиционных и художественных особенностей эпизода, его роли в судьбах героев, в произведении в целом). Коллективная работа над планом и ключевыми словами: 1.Важность эпизода (ключевой, кульминационный). 2.Анализ эпизода: -композиционная роль и идейно-художественное значение (кульминация романа-эпопеи, сюжетный узел, центральное место); -роль в судьбах любимых героев (духовные обретения); -изображение народа-героя сражения («скрытая теплота патриотизма», мысль народная, влияние «великого дня»); -авторская позиция и главная мысль произведения, средства и способы их выражения (пейзаж, взгляд Пьера, неприятие войны, победа «силь- нейшего духом противника»). 3.Особенности изображения эпизода (традиции («Бородино» М.Лермонтова, «Севастопольские рассказы») и новаторство (неприятие войны как «самого бесчеловечного дела на земле», собственный взгляд на событие). Подведение итогов: - Вернёмся к началу урока и постараемся оценить достижение целей (исто- рия: место, роль, ход, результаты сражения; литература: роль и место эпи- зода в произведении, особенности изображения и авторской позиции, рабо- та над совершенствованием речи. Решили проблему, поставленную внача- ле: сходство и различие в подходе к изображению сражения и в оценке историками и Л.Н.Толстым его итогов). Над чем предстоит работать: свобода владения текстом, совершенствова- ние навыков анализа и синтеза материала, развитие речи. Домашнее задание: В тетради по истории отразить основные вехи события. По литературе: вывод по теме, главы третьей части тре- тьего тома (совет в Филях, оставление Москвы жителя- ми и войсками, Наполеон на Поклонной горе, Пьер в Москве). Этап «познавательной рефлексии» (при наличии времени): рода войск и оде- жда «русских богатырей» (материал прилагается). |
Урок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное... Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или... | ||
Урок химии и литературы. Учитель химии и биологии гбоу специальная... Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл | Фестиваль педагогических идее «Открытый урок» Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы... | ||
Урок литературы. Использование различных стилей речи в художественном... Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея | Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также... | Конкурсе учителей истории, географии обществознания и литературы Ссср, к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий и разоблачения мифологических представлений об СССР как государстве социальной... | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок истории необычный. Мы проведём его совместно с учителем литературы | Урок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной» Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны | ||
Реферат по истории зарубежной литературы «Оппозиция гуигнгнмы-йэху... Свифт – крупнейший сатирик в истории мировой литературы. Он отличался от других писателей английского Просвещения тем, что не только... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Плотниковой О. И. и учителем истории Разумининой И. В |