Махотина А.Н., Горина Е.Н.
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Воспитательное мероприятие проводится в 3 классе в преддверии празднования Нового года (II четверть) в связи с патриотической направленностью всей воспитательной работы. Тема: «Ёлка Победы!» выбрана не случайно, т.к. является малоизвестным фактом из истории ВОВ и, кроме того, в Москве ежегодно проводится Ёлка Победы для всех ветеранов ВОВ, что может стать и традицией нашего класса (или школы) для ветеранов нашего города.
Опираясь на связь с современным чувственным опытом детей, через сравнение привычного, любимого для детей понятия «праздник» с праздниками во время войны, нам представлялось важным погрузить их в обстановку тех лет, дать возможность на эмоциональном уровне почувствовать, чем и как тогда жили люди, как они смогли перенести трудности и лишения войны. Тема: Ёлка Победы!
Цель: познакомить с жизнью людей во время ВОВ.
Задачи:
– познакомить с малоизвестным историческим фактом – празднование Нового Года в годы Великой Отечественной Войны;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению и истории своей страны, формировать историческую память;
– развивать способность сочувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
– формировать и развивать чувство осознания собственной причастности к истории страны, понимание связи поколений, безграничной силы духа, выдержки и воли человека.
Ход занятия:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
| Орг. момент
|
|
| Эссе «Я обращаюсь к тебе, война!?!»
| Просмотр видеоролика
| Учитель сопровождает видеоролик монологом
| Беседа.
- Ребята, 2010-ый – год 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Что вы знаете о ней?
- Молодцы! Вы многое знаете! - А сегодня на нашем вечере мы с вами поговорим о праздниках в годы ВОВ!
Праздник и война?! – удивитесь вы… Радость, веселье и – горе, боль, смерть! Как соединить столь несовместимое?
Я открою вам секрет, что даже в годы войны у людей были праздники! Потому что любовь к жизни сильнее войны! И даже в столь трудные годы люди умели находить маленькие радости, любили и старались согревать близких и окружающих! – Все чувствовали какое-то особое родство! Жили общими надеждами, и это помогло выстоять в тяжёлые годы, дожить до великой Победы.
Конечно, праздников было немного, и, вероятно, они были не такими весёлыми, как сегодня, но, тем не менее, они как будто возвращали людей в мирное время и придавали им силы.
А какой у вас самый любимый праздник?
Почему?
И в годы ВОВ Новый Год тоже был самым любимым праздником всех мальчишек и девчонок, да и взрослых тоже! Потому что все 4 года в преддверии Нового Года люди ждали и верили в то, что война останется в старом году, а Новый – принесёт долгожданную победу. И ежегодно для ветеранов ВОВ в Москве (в столице нашей Родины) устраивается Кремлёвская Ёлка Победы. - Давайте закроем глазки и перенесёмся мысленно в те далекие 40-е годы. Представим, как отмечали Новый год тогда.
- Как вы думаете, как люди поздравляли друг друга?
- Правильно.
Татевик выяснил, как выглядела та поздравительная открытка... пожалуйста
- Давайте, сравним современную открытку и открытку тех времен. - Ребята, а как мы готовимся к празднованию Нового года?
- Какие блюда ставим на стол?
- Как вы думаете, в военное время на столе были те же продукты?
- Данил расскажет о новогоднем столе военных лет.
- Представляете! В те суровые времена деликатесом считались и готовились только по праздникам пирожки с горохом! Других продуктов просто не было! - Ребята, а как мы обычно веселимся на Новый год?
- А в годы войны, в преддверии праздников, девчонки и мальчишки (такие же, как вы сейчас) помогали раненым в госпиталях, устраивали для них концерты. Интересно, как же это было?! Соня, пожалуйста…
- Мы переносимся в коридор госпиталя… Ребята устроили для раненых концерт, поют частушки! Давайте послушаем!
- А что самое главное на новогоднем празднике?
- Как вы думаете, украшали тогда ёлку или нет?
- Украшение ёлки в Новый год было обязательным – этот обряд как будто переносил в мирную жизнь и прибавлял сил, поддерживал людей в их надежде на скорую победу. Чем вы украшаете дома ёлку? - Сейчас мы с вами попробуем нарядить нашу ёлочку так же, как и в те суровые дни это делали наши прадедушки и прабабушки. Ребята специально ходили в библиотеку, чтобы узнать, какими игрушками наряжали ёлку в годы войны.
Расскажи(те), пожалуйста, что вам удалось узнать.
- Дети, всё это было в тылу, а на фронте, в военных лагерях солдаты украшали ёлки?
- Да, а как вы думаете, чем?
- Женя расскажет нам об этом.
- Он сам сделал такую игрушку из бинта.
- И многие запомнили новогоднюю ёлку вот так, Настя, пожалуйста… - Посмотрите на нашу ёлочку…Нашим прадедушкам и прабабушкам большую радость, а главное поддерживала боевой дух! А значит, приближала Победу! - Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получилось воссоздать образ ёлки и праздника Нового Года в годы ВОВ!
Может быть, введём традицию в нашей школе – будем устраивать в преддверии Нового года Ёлку Победы для ветеранов нашего города?! Я думаю, у нас отлично получится! 4. Творческая работа.
- А теперь каждый пусть попробует нарисовать свою Ёлку Победы! И мы отправим ваши рисунки на выставку для ветеранов на Кремлёвскую Ёлку Победы, которая вот-вот состоится!
|
Разные варианты ответов
-Новый Год
- Ставим ёлку…
- Все дарят подарки…
- Каникулы в это время…
- можно есть много сладкого с праздничного стола, играть с гостями.
Закрывают глаза.
- Словами, писали письма, по телефону, телеграммы писали, открытки отправляли. - В Новый год, как и сейчас, люди отправляли друг другу поздравительные открытки с тёплыми пожеланиями. Но на них были изображены не зимние пейзажи и веселые звери, а Дед Мороз, сражающийся с врагами. Она была не яркая. Вместо привычной для нас надписи «С Новым годом!» было написано: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» или «Новогодний привет с фронта!». (Сравнивают). - Покупаем подарки, нарядно одеваемся, готовим праздничный стол.
- Салаты, мясо, курицу… - Нет. - На праздничных столах у людей стояли консервы, блюд из мяса не было. Обычно готовили щи из подорожника, пюре из крапивы, биточки из лебеды, винегрет. А самым большим лакомством тогда были пирожки с горохом из какого-то бурого теста.
- Играем, поём песни, рассказываем стихи, танцуем, водим хороводы у елки. Стихотворение «Концерт» 1. Обломился сук берёзы.
Машет крыльями медведь.
Заявляем вам серьёзно, -
Мы частушки будем петь.
Не страшны нам все преграды,
Знаем – выиграем бой.
Мы стоим у Сталинграда
Неприступною стеной!
3. А про наших, про танкистов,
Даже немцы говорят:
- Ломят так, что у фашистов
Только косточки трещат.
Коль фашисты нас задели,
Мы им спуску не дадим,
Воевать мы не хотели,
А пошли, так победим! - Ёлка. - Да, нет. - Игрушками, шарами, дождиком, мишурой…
- В годы Великой Отечественной войны ёлочные игрушки выпускались, но в ограниченном количестве. Самой популярной игрушкой был парашютист. Делали её очень просто: к любой ёлочной игрушке, будь то белочка, зайчик, человечек, привязывали кусочек ткани, получался парашютист. -Военные ёлки украшались также игрушками: «собакой-санитаром», «пистолетиками», «танками», солдатиками. Дети очень любили эти игрушки и берегли их. Вместо снега были клочки ваты, вместо дождика – нарезанные ножницами полоски серебристой бумаги. Каждому ребенку на новый год в школах и детских садах выдавали пряник и одну-две карамельки. Многие вешали их на ёлку и съедали только к концу праздника.
- Да, нет.
- Всем подряд.
- На фронтах солдаты украшали ёлку фигурками, которые мастерили сами из старых погон, бинтов, кусочков ткани и ненужной солдатских вещей.
Ю. Дружинина стихотворение «Ёлка»
Дети рисуют «Ёлку Победы!»
|
Слайд №1.
Музыкальное сопровождение
Слайд №2-7
Слайд №8
Слайд №9-13
Слайд №14-28 + музыка №2 Музыка №3
Миша
Вероника
Никита
Соня
Слайд №29
Никита
Вешает на елку игрушку парашютиста. Миша
Слайд №30
Вешает на елку солдатика.
Татевик
Слайд 31 Вешает вату и дождик. Вика
Слайд №32
Вешает конфеты. Слайд №33-34 Вешает погон.
Вешает игрушку из бинта.
Слайд №35
Слайд №36
Вешает консервную банку.
Слайд №37
Слайд №38-40
| 5. Итог мероприятия.
- Ребята, а вы часто встречаете ветеранов войны на улице, в транспорте? Почему?
- Стараетесь ли вы как-нибудь поддержать их, помочь в чём-то?
- Как вы думаете, что же помогло выстоять в тяжёлые годы, дожить до великой Победы? Дожить до сегодняшних дней, подарить жизнь нам?!
- Да, это горячее, искреннее чувство любви к Родине, терпение, готовность пожертвовать собой, стремление к заботе о других, поддержка тех, кто тебя окружает. - Почему говорят, что это праздник со слезами на глазах? – Столько погибло людей! Такой дорогой ценой была завоёвана Победа! Этот день все приближали, как могли – и на фронте, и в тылу. Поэтому радость и память о погибших за неё – всегда рядом!
Поэтому САМЫЙ ВЕЛИКИЙ праздник у нашего народа – это именно День Победы! Спасибо, ребята, за вашу подготовку, активное участие, берегите наших ветеранов, помогайте им, заботьтесь о них, где бы вы их не повстречали. До новых встреч.
|
-Нет. Потому что осталось их очень мало. Они уже старенькие, болеют, на улицу и выходят редко. Хорошо бы хоть место уступить в автобусе! Или помочь перейти через дорогу, особенно в гололёд…
Отвечают
|
Учитель обобщает сказанное, делает вывод
Слайды «Поклонимся великим тем годам!»
| |