Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция»





Скачать 118.74 Kb.
НазваниеКонспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция»
Дата публикации09.10.2013
Размер118.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Конспект урока – 11 класс

Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция»

Учитель истории: Дружинина Т.В.

Цели:

Проблемное задание:


Тема урока:

Слайд № 1
Учитель:



Слайд № 3

Цели:


Слайд № 4

План темы:
Учитель:

Слайд 5
Гражданская война

(определения)

Задание: записать в тетрадь любое определение.


  • Показать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну, углубить знания учащихся по различным точкам зрения на начало, периодизацию и ход гражданской войны.

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения.

  • Выяснить причины победы большевиков.


Какова же общая оценка гражданской войны?
Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?
Записать в тетради:
«Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь»

М.Волошин

Сегодня мы поставим пред собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа.

Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед.

Итак, что такое Гражданская война для нашего поколения.
(прочитать)

- Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой???

- Какие причины вызвали гражданскую войну?

- Можно ли было ее избежать?

- Почему белое движение потерпело поражение?

- Почему победу одержали большевики?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

  • Краткая историография вопроса.

  • Причины и этапы гражданской войны.

  • Начало гражданской войны и интервенции

  • «Белые» и «красные»

а) Формирование белого движения. (Лидеры белого движения и их программы).

б) «Красные» в гражданской войне

  • «Белый» и «красный» террор.

  • Причины поражения белого движения.

  • Причины победы «красных».

– На уроке большее внимание будет уделено белому движению. Долгие годы в советской историографии «белое движение представлялось обществу врагами, которых необходимо было победить.

Что такое гражданская война? Вспомните определение этого понятия?

( ответы учеников). Затем показать слайд с определениями:

1. Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3. Противостояние классов и общественных групп.

4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.

5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.


Учитель:

Слайд № 6

1 гиперссылка

Когда началась и закончилась Гражданская война?

(работа с документами – 2 группы) или заранее дать 2-м ученикам

-с помощью гиперссылок находят нужные материалы в компьютере



В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Краткая историография вопроса.

ТАБЛИЦА «Различные точки зрения на начало гражданской войны»

Февраль 1917 –

Свержение самодержавия

Октябрь 1917

Приход к власти большевиков

Май 1918 – мятеж чехословацкого военного корпуса


Вопрос: Какие новые подходы появились в советской историографии по хронологическим рамкам войны, кто автор и какую точку зрения отстаивает? Дать краткую характеристику. Какая т.зр. вам кажется более убедительной?
Гражданская война 1918-1920 годов: новые подходы

1 группа

2 группа




Учитель:


Презентация ученика:




Вопрос классу?

(заслушиваются мнения ребят)


Причины гражданской войны

( на слайде).

Их можно не читать вслух.

Учитель:

Задание классу:


Презентация ученика:

Этапы гражданской войны»
Учитель:

Презентация №3

Задание: будьте внимательны, в конце вам будет предложено задание.


Задание ученикам
Учитель:

Гиперссылка – таблица


Учитель:
Презентация ученицы:
Работа с документами. Слайд с вопросами (можно дать задание заранее 3-м ученикам, которые затем кратко изложат свои выводы по работе)

Гиперссылка –

Таблица


Презентация

«Красные в гражданской войне»

Вопрос: Белый и красный террор.

(групповая работа)

Видеофрагмент фильма об убийстве царской семьи.

Причины побед и поражений основных участников войны.





Беседа с учащимися

Учитель:

Если на уроке будет время, то можно предложить решить кроссворд.

Домашнее задание: на слайде

Как современные историки воспринимают и оценивают события более чем 80 летней давности?
Ответ на этот вопрос мы должны получить из сообщения ученика.

«Различные взгляды на начало, причины и ход гражданской войны
До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой советской республики. При этом умышленно умалчивались другие факты, свидетельствующие о многосложности и противоречивости этого мрачного события.

В результате исследований гражданские войны сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, ее истинных виновников, всего того, что официальной пропагандой признавалось за незыблемую достоверность.

Ленинская оценка гражданской войны, как самой справедливой в истории человечества, сегодня отвергается наукой, которая признает ее как братоубийственную.

Можно ли было избежать войны?
Относительно неизбежности гражданской войны многие публицисты высказывают мнение, что войны можно было избежать.

Для этого:

  • Нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.

  • Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как сегодня говорят, «тянули одеяло на себя».

  • Нужно было создать план управления страной, удовлетворявший все слои общества.

Но большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им.


  • Вооруженный захват власти большевиками.

  • Отказ большевиков от возможности создания

«однородного социалистического правительства», включающего в состав представителей всех социалистических партий (эсеров и меньшевиков)

  • Разгон большевиками Учредительного собрания.

  • Национализация земли и предприятий.

  • Изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами.


Т.о. история гражданской войны, отгремевшая более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.

Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас».

Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в цвета: красный и белый.

Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.

Гражданская война не имеет ни временных, ни пространственных границ. Но ученые-историки предлагают нам различные взгляды на периодизацию и этапы гражданской войны.

Внимательно выслушать предложенные варианты этапов Гр. войны и ответить на следующие вопросы:

  • Какие другие взгляды (версии) вам известны?

  • Какой из предложены вариантов вам кажется наиболее достоверным? Почему?

  • Кто из авторов не отдает победу красным? (Поляков)

После ответа ученика, ребята отвечают на поставленные вопросы.

Особенностью Гражданской войны в России было тесное переплетение с интервенцией..
«Начало гражданской войны и иностранной интервенции»

На последнем слайде презентации посмотрим кинохронику тех дней (небольшой фрагмент).
Соотнести данные трех колонок.

Апр.1918 – японс.войска-Владивосток

1-в-Владивосток

Март 1918-перв.англ. – Мурманск

2-а-Мурманск

Янв.1919 –войска Антанты –Одесса.

3-г-Одесса

1917-немцы оккупир.- запад страны

4-б-запад страны
Вновь ставим для себя вопрос: «Кто виновник гражданской войны?»
Страшная трагедия, названная гр.войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый.

Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.

Кто они – лидеры белого движения?

И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие в национальную идею, идею спасения и восстановления государства.

Перед тем как мы начнем работать дальше, я хочу вам предложить прочитать вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Слайд с вопросами по белому движению.

  • Каким было отношение лидеров белого движения к демократическим завоеваниям февральской революции в области гражданских прав?

  • Каким видели государственное устройство?

  • Как планировали решить вопрос с собственностью?

  • Какова аграрная политика?

  • Национальная?

Сделай вывод: Какой характер носила программа белого движения?
А теперь обратимся к человеческим судьбам. Сейчас мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни.
Презентация – Белая гвардия.

(На столах у некоторых из вас есть работа Маши Щукиной, выполненная в виде буклета, материалами можно воспользоваться).
(2-3 минуты на чтение)

1 группа - Колчак Документ № 2

2 группа – Деникин Документ № 1

3 группа – Корнилов Документ № 3
Работа над заполнением таблицы: Затем проверка:


- Вывод о характере программ белого движения:

  • Не выдвигали единой политической и экономической программы

Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне?
Задание: попробуйте определить в чем были причины успеха красных?

( в презентации используются: музыка, видеофрагменты, наглядный материал, диаграмма).

Работа с документами ( 2 группы) Задание: Сравните точки зрения на проблему террора, выраженные в источниках. Каково значение источников для изучения проблемы? Кто виноват в развязывании террора?

Что такое террор?


Презентация «Причины поражения белых»
-Многие генералы не скрывали своих

монархических убеждений.

- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма

  • не решали аграрный вопрос и

  • национальный

  • Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма

  • Моральное разложение армии.

Слайд – «Причины победы большевиков»

1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.

2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.

4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть.

Какова же общая оценка гражданской войны?

Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

Если определить гр. войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть.

Применительно к событиям гр. войны это означало, что победа – это триумф красных.

Но у нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны.

При этом каждая из сторон считала себя абсолютно правой.

Этот вывод можно оспорить.

Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок гр. войны состоит в отказе от ЧЕГО???

Насаждения нетерпимости,

от сталкивания различных слоев общества,

от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ»

Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.

Итак, можно ли назвать гражданскую войну – войной справедливой?
- Можно ли себе представить такой праздник как «день победы в гражданской войне»?

  • Как вы думаете, приняло бы общество 20-х гг. такое торжество?

  • А как отнесется к такому предложению наш современник? (Хотели бы вы ввести такой праздник сегодня?)

Нужно ли помнить о гражданских войнах???
Написать эссе на тему:

«УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ».

или

«Как вы представляете будущее России в случае победы белых?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconРеферат гуу 28 2009 799, ancher77@mail ru Icq 170552870 содержание...
...
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconСмута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм
Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,...
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconИтоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения...
Периферия индустриального мира: страны Азии, Африки и латинской Америки в эпоху колониализма
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconТема: «Гражданская война»
Периферия индустриального мира: страны Азии, Африки и латинской Америки в эпоху колониализма
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconЛитература: Конституция Российской Федерации
Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconВ. Набоков Франц Кафка: "Превращение"
Текст предоставлен порталом "Журнальный Зал" (архив журнала "Иностранная литература") и воспроизводится по изданию: "Иностранная...
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconПлан Переворот 1978 г и начало гражданской войны. Ввод советских войск в Афганистан
Тема Гражданская война в Афганистане и проблема возрождения афганского государства в начале XXI в
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconВ наше время в обществе накопилось немало проблем в экономике, социальной...
Тема исследования: «Гражданская война на территории Самарской губернии. Чапанное восстание»
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)...
...
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция» iconКонспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества...
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск