Скачать 83.13 Kb.
|
Конспект открытого урока «Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода». Цели: познакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, помочь «погрузиться» в мир обездоленных детей военного времени; постижение нравственных проблем в повести А.А. Лиханова «Последние холода»; формировать умения выражать собственную позицию, вести диалог; развивать умение анализировать художественный текст; воспитывать нравственные качества личности. Ход урока:
Приветствие, тема, цель.
Слово учителя На уроке пойдёт разговор о детстве. Каким оно бывает? Как спустя годы мы вспоминаем это время? Эта тема не нова, многие писатели, вспоминая это время, создавали свои автобиографические произведения. -Вспомните, о каких из них мы говорили на прошлых уроках? -Вспомните, какие произведения мы только что прочли? -Каким видит детство Л.Н. Толстой? -Каким его видит Ф.М. Достоевский? -В.Г. Распутин? -Почему для М. Горького детство осталось не счастливым, а грустным временем? -Что есть детство для вас? -С чем оно ассоциируется? (собираем объёмную картинку) Р.Р. написание синквейна – первое слово ДЕТСТВО Сегодня нас ждёт очень серьёзный, «недетский» разговор о детях. О таких же как вы, только с одним маленьким «но»: сегодня мы будем говорить о детях войны. Ещё раз посмотрите на нашу картинку и уберите то, чего были лишены дети войны. -что они видели? (добавляем картинку) - скажите, это можно когда-нибудь забыть? -Как понимаете тему сегодняшнего разговора? Работа с текстом Мы, дети страшных лет России, Забыть не в силах ничего! А.А. Блок Конечно, Блок не мог говорить о событиях Вов. - Почему? Кто догадался? Это ещё раз подчёркивает весь трагизм: проходит время, но боль не утихает. Особенно боль за судьбу ребёнка, испытавшего голод, видевшего смерть близких, оставшегося один на один с войной. Виктор Петрович Астафьев, писатель, ребёнком переживший войну, вспоминает: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. Стою на житейском ветру голым деревом, застывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы. И всё не умолкает во мне война, сотрясая душу». -Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, чтобы показать бесприютность, несмолкаемую боль? Дети и война… Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом. Сегодня мы познакомимся интересным человеком, имя которого для многих из вас прозвучит впервые – с Альбертом Анатольевичем Лихановым (13.09.1935 г. В городе Кирове. 1958 год – диплом журналиста после окончания Уральского государственного университета, активный защитник детей. С 1987 – председатель Российского Детского фонда, академик Российской академии образования и академик Российской академии естественных наук, Президент Международной ассоциации детских фондов, Лауреат Государственных премий имен Корчака, Гюго и Горького) – тезисный конспект. В предисловии к своей книге «Обещание» Лиханов писал: «Врачи говорят, что дети, пережившие войну, ниже ростом по сравнению с теми, кто родился раньше или позже, и это не удивительно. Мы забыли, каким бывает масло, а кусок сахара считался лакомством. Я помню, как мама принесла мне кусочек белого хлеба и как я ел его, положив на чёрный хлеб…но война обладает странным свойством – не только отнимать, не только убивать и ранить. Война заставляет сильнее ненавидеть, крепче любить, лучше знать товариществу. Мы, дети военного времени, очень хотели помочь своим отцам и своей стране скорей победить врага». - чему война научила Лиханова? -Дальнейшая судьба Лиханова – это «путь человека, настойчиво идущего к намеченной цели». (см. презентацию) Все книги Лиханова это отголоски военного времени. У повести, о которой мы говорим сегодня, есть посвящение. Прочитаем его вместе: - о чём просит читателей автор? В конце урока вы ответите на вопрос: «Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Беседа -Какие чувства вызвала повесть? - Попробуем представить «Словарь настроения»: заполняется по ходу беседы Сочувствие участие семьи в судьбе детей Боль столовая, судьба детей, смерть мамы Гордость появились талоны – не доедают за другими, когда дали карточки Анализ эпизода: Найдём описание столовой. «…я уже слышал про восьмую столовую. Да кто её не знал, в самом деле! Угрюмый протяжный дом этот, пристрой к бывшему монастырю, походил на животину, которая распласталась, прижавшись к земле. От тепла, которое пробивалось сквозь незаделанные щели рам, стёкла в восьмой столовой не то что заледенели, а обросли неровной, бугроватой наледью. Седой чёлкой над входной дверью навис иней, и, когда я проходил мимо восьмой столовой, мне всегда казалось, будто там внутри такой тёплый оазис с фикусами…..наверное, где-нибудь под потолком..живут два или три счастливых воробья, которым удалось залететь в вентиляционную трубу, и они чирикают себе на красивых люстрах, а потом, осмелев, садятся на фикусы. Дверь, ошпаренная инеем, поддала мне сзади, протолкнула вперёд, и я сразу очутился в конце очереди… Дальнюю стену столовой прорезала продолговатая амбразура, в которой мелькали белые халаты, но путь к амбразуре преграждала деревянная, до пояса, загородка унылого серо-зелёного, как и вся столовая, цвета…» Однако действительность не подтвердила моих ожиданий. - С чем сравнивает автор здание столовой? - Как называется такой приём? По какому признаку осуществляется этот перенос значения? - Что такое метафора? -Какие эпитеты подбирает автор, чтобы описать столовую? Какую функцию в этом описании играет цвет? Почему Коля там не был ни разу? Дети по-разному видят столовую. Выделим семантические центры и оформим в виде таблицы:
На каком принципе строится это восприятие? - Что такое антитеза? Она глубже, чем простое противопоставление:
Столовая – это проверка на выживание , на сочувствие, на товарищество. Почему? - Почему Вадика и Машу называют «шакалами»? -Какими качествами обладает это животное в природе? - Дети такие? - Почему им приходится попрошайничать? - какие чувства они испытывают при этом? - Как понимаете мысли Коли : «…а я смог бы так? Ведь это, небось, стыдно? Да, наверно, и противно – доедать за другими. Ещё и просить(вспомнить парцелляцию) Какими же надо быть голодными. Чтобы отираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки.»? -Какие слова представляют речевую доминанту? - Какие чувства вызывают дети? -Среди названных вами чувств не было чувства брезгливости, презрения…почему? - Можете вы назвать их «шакалами»? Почему? - какие человеческие качества остались в детях незыблемыми? ( заботятся друг о друге, не обращаются к родным, чтобы те не рассказали маме, что дети потеряли карточки, не продали единственную ценность в доме – утюг, пишут маме письма каждый день, пишут только о хорошем, только на линованной бумаге, хотя для уроков – газеты, голодают сами, но передают кусочек хлеба маме). - как они относятся к маме? Для них мама на просто любимый человек, но ещё островок, который не даёт пропасть, попасть в детский дом. - как дети относятся к Колиной маме? - Покажите, как меняется отношение Коли к Вадиму? Запишем: «Думал о нём - он жадный. Думал – негодяй. Аон! Благороднейший из благородных.» - Почему автор использует субстантивацию? (Это уже не качество, а человек) - Кого мы называем благородным? - С помощью какого морфологического средства выражает своё отношение Коля? (Суффикс превосходной степени) -Какие качества открывает Коля в детях? Добавляем наш «Словарь настроения» : БЛАГОРОДСТВО СМЕЛОСТЬ один на один с бедой САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ СИЛА ВОЛИ драка с шайкой мальчишек Вспомним эпизод драки, прочитайте его по тексту. - Кто сильнее? -Какое чувство не даёт Вадику убежать? -Колина мама называет Вадика и Машу «маленькими героями»? Права ли она? За что их можно так назвать? -Какой подвиг они совершили? - Как меняется характер Коли под воздействием этой дружбы? - Когда пришла к Коле взрослость? Лиханов уверен, что «взрослость приходит, когда маленький человек видит самое важное для него и понимает это важное…» - Что же важное осознал Коля? Вспомните, как в город приходит Победа – ТЕКСТ - Чем она стала для людей? - Чем она стала для детей? В этом тоже одно из главных противоречий: в тот день, когда люди обрели покой – дети потеряли мать, дом, свободу… Уже в названии заложена главная антитеза: «Последние холода». - Что вы увидели в названии? - Почему попав в детдом, дети не захотели общаться с Колиной семьёй? (борьба за выживание ни к чему не привела) - Так кто же кем правит: Голод человеком или Человек голодом? 3. Итог урока: Слово учителя Закончить сегодняшний разговор я хочу словами Анны Николаевны, сказанными в День Победы: «Пройдёт время, много, много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны. – она помолчала. – Ни дочки ваши, ни ваши сыновья, ни внуки, же, конечно, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость. Наши слёзы. Так вот. Не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте». А я с этими словами обращаюсь к вам, потому что память спасёт нас от других несчастий.
А. Кондратьев «Сашка» |
Конспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А.... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Конспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах... | ||
Реферат по дисциплине “Введение в специальность” На тему : “Оперативная память. Принципы работы Оперативная память компьютера – это память, в которой хранится временная информация, необходимая для корректной работы запущенных... | Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Конспект открытого урока по математике Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать... | Байрамова, Л. К. Образность французских аксиологических фразеологизмов в диаде «Жизнь – Смерть» План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Конспект открытого урока в 5 «A» классе Тема: «Спокойная жизнь» “a quiet Life” Развитие у учащихся навыков выразительного чтения и умения извлекать нужную информацию | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | ||
План-конспект Открытого занятия Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Книга первая Обыкновенная и непримечательная. И жизнь у неё самая обычная. Но всё круто меняется, когда приходит он. Этот человек входит в её... | ||
Урок окружающего мира Тема: Жизнь пресного водоема Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать... | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Пояснительная записка 3 Учебно тематическое планирование 8 Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед вами откроются и по-новому засияют понятия: тело, душа и Дух, а возбуждённая и проснувшаяся генетическая память направит вашу... | ||
Моуди p. Перри п. Всё о встречах после смерти доктор Реймонд Моуди... Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного... |