Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь»





Скачать 83.13 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь»
Дата публикации20.10.2013
Размер83.13 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект открытого урока «Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода».

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, помочь «погрузиться» в мир обездоленных детей военного времени;

постижение нравственных проблем в повести А.А. Лиханова «Последние холода»;

формировать умения выражать собственную позицию, вести диалог;

развивать умение анализировать художественный текст;

воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока:

  1. Оргмомент:

Приветствие, тема, цель.

  1. Психологическая подготовка:

  2. Знакомство с новым материалом:

Слово учителя

На уроке пойдёт разговор о детстве. Каким оно бывает? Как спустя годы мы вспоминаем это время? Эта тема не нова, многие писатели, вспоминая это время, создавали свои автобиографические произведения.

-Вспомните, о каких из них мы говорили на прошлых уроках?

-Вспомните, какие произведения мы только что прочли?

-Каким видит детство Л.Н. Толстой?

-Каким его видит Ф.М. Достоевский?

-В.Г. Распутин?

-Почему для М. Горького детство осталось не счастливым, а грустным временем?

-Что есть детство для вас?

-С чем оно ассоциируется? (собираем объёмную картинку)

Р.Р. написание синквейна – первое слово ДЕТСТВО

Сегодня нас ждёт очень серьёзный, «недетский» разговор о детях. О таких же как вы, только с одним маленьким «но»: сегодня мы будем говорить о детях войны.

Ещё раз посмотрите на нашу картинку и уберите то, чего были лишены дети войны.

-что они видели?

(добавляем картинку)

- скажите, это можно когда-нибудь забыть?

-Как понимаете тему сегодняшнего разговора?

Работа с текстом

Мы, дети страшных лет России,

Забыть не в силах ничего!

А.А. Блок

Конечно, Блок не мог говорить о событиях Вов.

- Почему? Кто догадался?

Это ещё раз подчёркивает весь трагизм: проходит время, но боль не утихает. Особенно боль за судьбу ребёнка, испытавшего голод, видевшего смерть близких, оставшегося один на один с войной.

Виктор Петрович Астафьев, писатель, ребёнком переживший войну, вспоминает: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. Стою на житейском ветру голым деревом, застывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая душу».

-Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, чтобы показать бесприютность, несмолкаемую боль?

Дети и война… Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом.

Сегодня мы познакомимся интересным человеком, имя которого для многих из вас прозвучит впервые – с Альбертом Анатольевичем Лихановым (13.09.1935 г. В городе Кирове. 1958 год – диплом журналиста после окончания Уральского государственного университета, активный защитник детей. С 1987 – председатель Российского Детского фонда, академик Российской академии образования и академик Российской академии естественных наук, Президент Международной ассоциации детских фондов, Лауреат Государственных премий имен Корчака, Гюго и Горького) – тезисный конспект.

В предисловии к своей книге «Обещание» Лиханов писал: «Врачи говорят, что дети, пережившие войну, ниже ростом по сравнению с теми, кто родился раньше или позже, и это не удивительно. Мы забыли, каким бывает масло, а кусок сахара считался лакомством. Я помню, как мама принесла мне кусочек белого хлеба и как я ел его, положив на чёрный хлеб…но война обладает странным свойством – не только отнимать, не только убивать и ранить. Война заставляет сильнее ненавидеть, крепче любить, лучше знать товариществу. Мы, дети военного времени, очень хотели помочь своим отцам и своей стране скорей победить врага».

- чему война научила Лиханова?

-Дальнейшая судьба Лиханова – это «путь человека, настойчиво идущего к намеченной цели». (см. презентацию)

Все книги Лиханова это отголоски военного времени. У повести, о которой мы говорим сегодня, есть посвящение.

Прочитаем его вместе:

- о чём просит читателей автор?

В конце урока вы ответите на вопрос: «Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?»

Беседа

-Какие чувства вызвала повесть?

- Попробуем представить «Словарь настроения»: заполняется по ходу беседы

Сочувствие участие семьи в судьбе детей

Боль столовая, судьба детей, смерть мамы

Гордость появились талоны – не доедают за другими, когда дали карточки

Анализ эпизода:

Найдём описание столовой.

«…я уже слышал про восьмую столовую. Да кто её не знал, в самом деле! Угрюмый протяжный дом этот, пристрой к бывшему монастырю, походил на животину, которая распласталась, прижавшись к земле. От тепла, которое пробивалось сквозь незаделанные щели рам, стёкла в восьмой столовой не то что заледенели, а обросли неровной, бугроватой наледью. Седой чёлкой над входной дверью навис иней, и, когда я проходил мимо восьмой столовой, мне всегда казалось, будто там внутри такой тёплый оазис с фикусами…..наверное, где-нибудь под потолком..живут два или три счастливых воробья, которым удалось залететь в вентиляционную трубу, и они чирикают себе на красивых люстрах, а потом, осмелев, садятся на фикусы.

Дверь, ошпаренная инеем, поддала мне сзади, протолкнула вперёд, и я сразу очутился в конце очереди…

Дальнюю стену столовой прорезала продолговатая амбразура, в которой мелькали белые халаты, но путь к амбразуре преграждала деревянная, до пояса, загородка унылого серо-зелёного, как и вся столовая, цвета…»

Однако действительность не подтвердила моих ожиданий.

- С чем сравнивает автор здание столовой?

- Как называется такой приём? По какому признаку осуществляется этот перенос значения?

- Что такое метафора?

-Какие эпитеты подбирает автор, чтобы описать столовую?

Какую функцию в этом описании играет цвет?

Почему Коля там не был ни разу?

Дети по-разному видят столовую. Выделим семантические центры и оформим в виде таблицы:

Столовая глазами Коли

Столовая глазами Маши и Вадика

оазис

Угрюмый дом

цветы

Похожа на животину (какую эмоциональную нагрузку несёт это слово? Чем оно отличается от слова «животное»)

огромная

Распласталась на земле

зал

Серо-зелёные стены

Счастливые воробьи

Незаделанные щели рам

Красивые люстры

Бугроватая наледь рам

выдача

амбразура

На каком принципе строится это восприятие?

- Что такое антитеза?

Она глубже, чем простое противопоставление:

Мир семьи

Мир сирот

Мир Коли

Мир Вадика и Маши

Счастье

Горе

Покой


Бесприютность

Дом

Холодное, без окон полуподвальное помещение (чем отличаются слова дом-помещение)

Мама, бабушка

Погиб отец, смертельно больна мать

Еда

Голод, голодные обмороки

Надежда

Разрушенные мечты

Столовая – это проверка на выживание , на сочувствие, на товарищество. Почему?

- Почему Вадика и Машу называют «шакалами»?

-Какими качествами обладает это животное в природе?

- Дети такие?

- Почему им приходится попрошайничать?

- какие чувства они испытывают при этом?

- Как понимаете мысли Коли : «…а я смог бы так? Ведь это, небось, стыдно? Да, наверно, и противно – доедать за другими. Ещё и просить(вспомнить парцелляцию) Какими же надо быть голодными. Чтобы отираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки.»?

-Какие слова представляют речевую доминанту?

- Какие чувства вызывают дети?

-Среди названных вами чувств не было чувства брезгливости, презрения…почему?

- Можете вы назвать их «шакалами»? Почему?

- какие человеческие качества остались в детях незыблемыми?

( заботятся друг о друге, не обращаются к родным, чтобы те не рассказали маме, что дети потеряли карточки, не продали единственную ценность в доме – утюг, пишут маме письма каждый день, пишут только о хорошем, только на линованной бумаге, хотя для уроков – газеты, голодают сами, но передают кусочек хлеба маме).

- как они относятся к маме?

Для них мама на просто любимый человек, но ещё островок, который не даёт пропасть, попасть в детский дом.

- как дети относятся к Колиной маме?

- Покажите, как меняется отношение Коли к Вадиму?

Запишем: «Думал о нём - он жадный. Думал – негодяй. Аон! Благороднейший из благородных.»

- Почему автор использует субстантивацию? (Это уже не качество, а человек)

- Кого мы называем благородным?

- С помощью какого морфологического средства выражает своё отношение Коля? (Суффикс превосходной степени)

-Какие качества открывает Коля в детях?

Добавляем наш «Словарь настроения» :

БЛАГОРОДСТВО

СМЕЛОСТЬ один на один с бедой


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

СИЛА ВОЛИ
драка с шайкой мальчишек


Вспомним эпизод драки, прочитайте его по тексту.

- Кто сильнее?

-Какое чувство не даёт Вадику убежать?

-Колина мама называет Вадика и Машу «маленькими героями»? Права ли она? За что их можно так назвать?

-Какой подвиг они совершили?

- Как меняется характер Коли под воздействием этой дружбы?

- Когда пришла к Коле взрослость?

Лиханов уверен, что «взрослость приходит, когда маленький человек видит самое важное для него и понимает это важное…»

- Что же важное осознал Коля?

Вспомните, как в город приходит Победа – ТЕКСТ

- Чем она стала для людей?

- Чем она стала для детей?

В этом тоже одно из главных противоречий: в тот день, когда люди обрели покой – дети потеряли мать, дом, свободу…

Уже в названии заложена главная антитеза: «Последние холода».

- Что вы увидели в названии?

- Почему попав в детдом, дети не захотели общаться с Колиной семьёй? (борьба за выживание ни к чему не привела)

- Так кто же кем правит: Голод человеком или Человек голодом?

3. Итог урока:

Слово учителя

Закончить сегодняшний разговор я хочу словами Анны Николаевны, сказанными в День Победы: «Пройдёт время, много, много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны. – она помолчала. – Ни дочки ваши, ни ваши сыновья, ни внуки, же, конечно, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость. Наши слёзы. Так вот. Не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте».

А я с этими словами обращаюсь к вам, потому что память спасёт нас от других несчастий.

  1. Домашнее задание:

А. Кондратьев «Сашка»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconРеферат по дисциплине “Введение в специальность” На тему : “Оперативная память. Принципы работы
Оперативная память компьютера – это память, в которой хранится временная информация, необходимая для корректной работы запущенных...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект открытого урока по математике
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconБайрамова, Л. К. Образность французских аксиологических фразеологизмов в диаде «Жизнь – Смерть»
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект открытого урока в 5 «A» классе Тема: «Спокойная жизнь» “a quiet Life”
Развитие у учащихся навыков выразительного чтения и умения извлекать нужную информацию
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconПлан-конспект Открытого занятия
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconКнига первая
Обыкновенная и непримечательная. И жизнь у неё самая обычная. Но всё круто меняется, когда приходит он. Этот человек входит в её...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconУрок окружающего мира Тема: Жизнь пресного водоема
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconПояснительная записка 3 Учебно тематическое планирование 8
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед вами откроются и по-новому засияют понятия: тело, душа и Дух, а возбуждённая и проснувшаяся генетическая память направит вашу...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconМоуди p. Перри п. Всё о встречах после смерти доктор Реймонд Моуди...
Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит...
Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск