Скачать 113.27 Kb.
|
Гукасян Руфина Аркадьевна, 5 курс, факультет педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова» Особенности обучения детей с нарушением речи. Данная статья является достаточно актуальной, так как речь - одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово - это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления. Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Логопедия (от греч. Logos – слово, понятие, учение и paideia – воспитание, обучение) – одна из отраслей специальной педагогики, область научных знаний о нарушениях речи, методах их профилактики, выявления и устранения средствами специального организованного обучения и воспитания. Заслуга выделения логопедии как самостоятельной науки принадлежит М. Е. Хватцеву, который сформулировал фундаментальные положения логопедии, определив ее как педагогическую науку, самостоятельную отрасль специальной педагогики. Он создал и разработал логопедические методики коррекционного воздействия по преодолению различных речевых дефектов у детей. Хватцев выступал за то, что в условиях современной системы высшего педагогического образования логопедия остается коррекционной, а не лечебной педагогикой, как это принято в большинстве стран Западной Европы. Основы логопедии складывались из научных учений о взаимодействии сигнальных систем, о формировании условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов), о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), о функциональных системах (П. К. Анохин) . Большое значение для становления логопедии имели исследования о языке, речи и речевой деятельности, о соотношении речи и мышления, о многоуровневой структуре процессов восприятия и поражения речевого высказывания ( Л. С. Выготский ) [1,с.23-27] Причины речевых нарушений:
Система школьного образования детей с различными нарушениями речи складывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. В основу создания такой системы была положена концепция Р.Е. Левиной, в которой она применила психолого-педагогический подход к анализу и классификации речевых нарушений. Это сделало возможным объединение для совместного обучения и воспитания детей с разными по клинической структуре, но сходными по проявлениям речевыми нарушениями. Так же уровневая классификация Р.Е Левиной речевых нарушений в зависимости от степени тяжести их проявления позволяет оценить возможности ребенка в получении образования и определить тип учреждения, в котором его обучение будет наиболее эффективным. В зависимости от формы и тяжести имеющегося нарушения речевого развития ребенок может обучаться как в специальных школах (классах, школах-интернатах), так и в школах общего типа, что полностью совпадает с предлагаемой в настоящее время концепцией общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой концепции основные положения были сформулированы Н.Н. Малофеевым, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной и поддерживаются многими учеными и специалистами. [3,с. 56] В соответствии с данной концепцией образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться дифференцированно, с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Это выражается, в частности, в вариативности выбора форм и содержания образования для каждого школьника с нарушениями развития, для чего предлагается четыре варианта специального стандарта общего образования: два цензовых уровня, не цензовый и индивидуальный уровни. Сейчас достаточно много детей с нарушениями устной и письменной речи и они все обучаются в школах общего типа. Они получают нужное образование со здоровыми детьми, не имеющими такие отклонения. Необходимая помощь оказывается им на школьных логопедических пунктах, которые являются структурным подразделением общеобразовательного учреждения. Логопедическая работа с такими детьми является обязательным условием их успешного обучения, поскольку «наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы» [2 с. 123-125] . Логопедические занятия имеют различные организационные формы и проводятся после занятий в свободное от учебы время и продолжаются до тех пор, пока у ребенка не перестанут отсутствовать признаки нарушения речи. Основная цель работы с такими школьниками - «оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку)». С детьми проводится работа по коррекции нарушений устной и письменной речи, она заключается в пропедевтике и преодолении трудностей в освоении детьми программ общего образования; организации взаимодействия логопеда, педагогов, психологов, других специалистов, а также в сотрудничестве с психолого-медико-педагогическими комиссиями и, по возможности, специальными (коррекционными) образовательными учреждениями. Таким образом осуществляется полноценное психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии. [5 с. 39] Когда у ребенка выявляется сложный характер отклонений в развитии речи, то тогда его состояние определяется как сложное и тогда уже коррекционные работы, проводимые в школе становятся недостаточными и здесь требуется дополнительные усилия Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в специальной (коррекционной) школе V вида, которая подразделяется на два отделения. В I отделении обучаются школьники с грубо выраженным общим недоразвитием речи, характеризующимся несформированностью или недоразвитием всех компонентов речевой системы на фоне алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, а также дети с нарушениями чтения и письма, обусловленными несформированностью языковых средств (ОНР, ФФН или фонематическое недоразвитие). Во II отделение речевой школы принимаются дети с тяжелыми нарушениями мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи (заикание, ринолалия, ринофония, фонастения, дисфония, афония и др.). И в том и в другом случае широкий спектр представленных нарушений делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору методов обучения. В школе детей с нарушениями речи обучают усвоению языка для общения со сверстниками, для познавательной деятельности. В результате коррекционного воздействия ребенок овладевает речью и создаются достаточные условия и предпосылки для усвоения школьной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками. В школе детей с нарушениями речи обучают усвоению языка для общения со сверстниками, для познавательной деятельности. В результате коррекционного воздействия ребенок овладевает речью и создаются достаточные условия и предпосылки для усвоения школьной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками. Система обучения в таких школах учитывает образовательные потребности ребенка с речевыми нарушениями, имеет здоровьесберегающую направленность. «Нагрузка учащихся в I отделении школы регулируется за счет увеличения количества лет обучения, по сравнению со школой общего назначения, в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жесткой этапности в формировании умений и навыков. Важным средством предупреждения перегрузок в I и II отделениях является пропедевтическая направленность всего процесса обучения, его индивидуализация, достигаемая за счет тщательного изучения структуры дефекта и осуществляемая как на специфических уроках и занятиях, так и в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла» [4 с. 92]. Организационная структура школ данного типа включает в себя две ступени обучения: начальную и основную, при необходимости может быть открыто и дошкольное отделение. Целенаправленная коррекционная работа и применение специальных методик обучения приводит к тому, что у части детей нормализуется речевая деятельность. Это, в свою очередь, свидетельствует о возможности освоения такими детьми программ школы общего типа. Перевод в школу общего типа может осуществляться на всем протяжении начального обучения и по его окончании для I отделения и в течение всего школьного обучения для II-го. Следует отметить, что перевод детей из «массовой» школы в «речевую» также имеет достаточно широкие возрастные рамки (в I отделение зачисляются дети до 12 лет; а во II отделение – без ограничений). Внутри обучения по программам школы V вида предусмотрена вариативность моделей, учитывающая структуру нарушения развития ребенка и необходимость индивидуального обучения. «Для детей, имеющих сложный дефект, в структуре которого имеются речевые нарушения, при наличии соответствующих специалистов, технических условий и медицинского заключения организуется индивидуальное обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в ученический коллектив. Степень интеграции, ее формы и продолжительность определяются врачом, психологом, учителем-логопедом, дефектологом и методическим советом школы» [4 с. 22]. Совершенствование системы образования школьников с нарушениями речи возможно и даже необходимо. Существует много острых проблем организационного, методического характера и др. Однако эффективное сочетание различных типов учреждений, возможность для детей с нарушениями речевого развития получить и необходимую коррекционную помощь, и общее образование делают необходимым сохранение всех звеньев существующей системы. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья не является самоцелью. Главное - сформировать гибкую систему, которая отвечала бы образовательным потребностям различных категорий детей, делала для них образование доступным. Очевидно, что существующая система образования школьников с нарушениями речи в значительной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. Формы логопедической работы: Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—4 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения. - индивидуальные занятия - подгрупповые занятия - логоритмика - пальчиковая гимнастика - артикуляционная гимнастики; - методы по развитию темпа и ритма речи - массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный и зондовый); - методики по формированию фонематического восприятия; - лексико-грамматические упражнения; - дыхательные упражнения; - использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи и др. Структура индивидуального занятия. 1. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. 2. Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери» или сказкой и т.д. 3. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка и губ (биоэнергопластика) 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. 5. Специальные упражнения на формирование речевого голоса (высоты, силы, тембра). Структура подгруппового занятия:
Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. 1. Развитие речи: - развитие понимания обращенной речи; - развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); - развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); - развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); - работа над дыханием и голосом; - работа над темпом и ритмом речи. 2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности. 3.Подготовка к обучению грамоте. 4. Физическое развитие. 5. Работа с родителями Социальная адаптация: - формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками; - формирование представлений о самом себе; Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод о том, что современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше. Литература
|
Сухотина Надежда Аркадьевна Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический... | Конспект урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных... Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с п. Хамидие» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района | Календарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса... Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Геннадьевна работала мастером производственного обучения с 1971 года по 1973 год. Затем поступила в кгпи им. Н. А. Некрасова и окончила... | Конспект урока почему мы часто слышим слово «экология?» Фио верхунова... Цель урока: формировать первоначальное представление об экологии; показать взаимосвязь между человеком и природой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тимофеева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №2 города Всеволожска... | Учебно-тематическое планирование по предмету «Всеобщая история. История... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... | ||
Попова Клавдия Аркадьевна Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение воспитательного потенциала семьи,... | Конспект урока по английскому языку "Family" Батурина Наталия Аркадьевна,... Цель урока: формирование лексических навыков, развитие умений аудирования и письма | ||
Конспект урока обыкновенные дроби. Фио (полностью) Бунакова Лилия Аркадьевна Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»... | Руководитель направления организатор воспитательной работы Светлана Аркадьевна Кошкина «Ровесник», туристическими фирмами «Орфей» и «Китеж», движением «Как лучше», овд «Западное Дегунино», дюк «Юниор», Государственным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева... | Анализ по направлениям деятельности общая характеристика школы История... Абросимович; с 1989 по 2002 г. – Малыгина Нина Александровна; с 2002 по 2010 г. – Касьянова Людмила Аркадьевна; с 2010 г руководит... |