Гукасян Руфина Аркадьевна





Скачать 113.27 Kb.
НазваниеГукасян Руфина Аркадьевна
Дата публикации31.07.2013
Размер113.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Гукасян Руфина Аркадьевна,
5 курс, факультет педагогики и методики начального образования,
 ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический
институт имени А.П. Чехова»

Особенности обучения детей с нарушением речи.

Данная статья является достаточно актуальной, так как речь - одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово - это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.

Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Логопедия (от греч. Logos – слово, понятие, учение и paideia – воспитание, обучение) – одна из отраслей специальной педагогики, область научных знаний о нарушениях речи, методах их профилактики, выявления и устранения средствами специального организованного обучения и воспитания.

Заслуга выделения логопедии как самостоятельной науки принадлежит М. Е. Хватцеву, который сформулировал фундаментальные положения логопедии, определив ее как педагогическую науку, самостоятельную отрасль специальной педагогики. Он создал и разработал логопедические методики коррекционного воздействия по преодолению различных речевых дефектов у детей. Хватцев выступал за то, что в условиях современной системы высшего педагогического образования логопедия остается коррекционной, а не лечебной педагогикой, как это принято в большинстве стран Западной Европы.

Основы логопедии складывались из научных учений о взаимодействии сигнальных систем, о формировании условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов), о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), о функциональных системах (П. К. Анохин) . Большое значение для становления логопедии имели исследования о языке, речи и речевой деятельности, о соотношении речи и мышления, о многоуровневой структуре процессов восприятия и поражения речевого высказывания ( Л. С. Выготский ) [1,с.23-27]

Причины речевых нарушений:

  1. Негативные факторы в период беременности и родов. 

  2. «Педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом. 

  3. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист. 

  4. Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет.

  5. Наследственные факторы.

  6. Снижение слуха.

  7. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.

  8. Сосание пальца.

Система школьного образования детей с различными нарушениями речи складывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. В основу создания такой системы была положена концепция Р.Е. Левиной, в которой она применила психолого-педагогический подход к анализу и классификации речевых нарушений. Это сделало возможным объединение для совместного обучения и воспитания детей с разными по клинической структуре, но сходными по проявлениям речевыми нарушениями. Так же уровневая классификация Р.Е Левиной речевых нарушений в зависимости от степени тяжести их проявления позволяет оценить возможности ребенка в получении образования и определить тип учреждения, в котором его обучение будет наиболее эффективным.

В зависимости от формы и тяжести имеющегося нарушения речевого развития ребенок может обучаться как в специальных школах (классах, школах-интернатах), так и в школах общего типа, что полностью совпадает с предлагаемой в настоящее время концепцией общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этой концепции основные положения были сформулированы Н.Н. Малофеевым, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной и поддерживаются многими учеными и специалистами. [3,с. 56]

В соответствии с данной концепцией образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться дифференцированно, с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Это выражается, в частности, в вариативности выбора форм и содержания образования для каждого школьника с нарушениями развития, для чего предлагается четыре варианта специального стандарта общего образования: два цензовых уровня, не цензовый и индивидуальный уровни.

Сейчас достаточно много детей с нарушениями устной и письменной речи и они все обучаются в школах общего типа. Они получают нужное образование со здоровыми детьми, не имеющими такие отклонения. Необходимая помощь оказывается им на школьных логопедических пунктах, которые являются структурным подразделением общеобразовательного учреждения. Логопедическая работа с такими детьми является обязательным условием их успешного обучения, поскольку «наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы» [2 с. 123-125] .

Логопедические занятия имеют различные организационные формы и проводятся после занятий в свободное от учебы время и продолжаются до тех пор, пока у ребенка не перестанут отсутствовать признаки нарушения речи. Основная цель работы с такими школьниками - «оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку)». С детьми проводится работа по коррекции нарушений устной и письменной речи, она заключается в пропедевтике и преодолении трудностей в освоении детьми программ общего образования; организации взаимодействия логопеда, педагогов, психологов, других специалистов, а также в сотрудничестве с психолого-медико-педагогическими комиссиями и, по возможности, специальными (коррекционными) образовательными учреждениями. Таким образом осуществляется полноценное психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии. [5 с. 39]

Когда у ребенка выявляется сложный характер отклонений в развитии речи, то тогда его состояние определяется как сложное и тогда уже коррекционные работы, проводимые в школе становятся недостаточными и здесь требуется дополнительные усилия Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в специальной (коррекционной) школе V вида, которая подразделяется на два отделения. В I отделении обучаются школьники с грубо выраженным общим недоразвитием речи, характеризующимся несформированностью или недоразвитием всех компонентов речевой системы на фоне алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, а также дети с нарушениями чтения и письма, обусловленными несформированностью языковых средств (ОНР, ФФН или фонематическое недоразвитие). Во II отделение речевой школы принимаются дети с тяжелыми нарушениями мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи (заикание, ринолалия, ринофония, фонастения, дисфония, афония и др.). И в том и в другом случае широкий спектр представленных нарушений делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору методов обучения.

В школе детей с нарушениями речи обучают усвоению языка для общения со сверстниками, для познавательной деятельности. В результате коррекционного воздействия ребенок овладевает речью и создаются достаточные условия и предпосылки для усвоения школьной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками.

В школе детей с нарушениями речи обучают усвоению языка для общения со сверстниками, для познавательной деятельности. В результате коррекционного воздействия ребенок овладевает речью и создаются достаточные условия и предпосылки для усвоения школьной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками.

Система обучения в таких школах учитывает образовательные потребности ребенка с речевыми нарушениями, имеет здоровьесберегающую направленность. «Нагрузка учащихся в I отделении школы регулируется за счет увеличения количества лет обучения, по сравнению со школой общего назначения, в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жесткой этапности в формировании умений и навыков. Важным средством предупреждения перегрузок в I и II отделениях является пропедевтическая направленность всего процесса обучения, его индивидуализация, достигаемая за счет тщательного изучения структуры дефекта и осуществляемая как на специфических уроках и занятиях, так и в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла» [4 с. 92].

Организационная структура школ данного типа включает в себя две ступени обучения: начальную и основную, при необходимости может быть открыто и дошкольное отделение.

Целенаправленная коррекционная работа и применение специальных методик обучения приводит к тому, что у части детей нормализуется речевая деятельность. Это, в свою очередь, свидетельствует о возможности освоения такими детьми программ школы общего типа. Перевод в школу общего типа может осуществляться на всем протяжении начального обучения и по его окончании для I отделения и в течение всего школьного обучения для II-го. Следует отметить, что перевод детей из «массовой» школы в «речевую» также имеет достаточно широкие возрастные рамки (в I отделение зачисляются дети до 12 лет; а во II отделение – без ограничений).

Внутри обучения по программам школы V вида предусмотрена вариативность моделей, учитывающая структуру нарушения развития ребенка и необходимость индивидуального обучения. «Для детей, имеющих сложный дефект, в структуре которого имеются речевые нарушения, при наличии соответствующих специалистов, технических условий и медицинского заключения организуется индивидуальное обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в ученический коллектив. Степень интеграции, ее формы и продолжительность определяются врачом, психологом, учителем-логопедом, дефектологом и методическим советом школы» [4 с. 22].

Совершенствование системы образования школьников с нарушениями речи возможно и даже необходимо. Существует много острых проблем организационного, методического характера и др. Однако эффективное сочетание различных типов учреждений, возможность для детей с нарушениями речевого развития получить и необходимую коррекционную помощь, и общее образование делают необходимым сохранение всех звеньев существующей системы.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья не является самоцелью. Главное - сформировать гибкую систему, которая отвечала бы образовательным потребностям различных категорий детей, делала для них образование доступным. Очевидно, что существующая система образования школьников с нарушениями речи в значительной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Формы логопедической работы:

Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—4 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- логоритмика

- пальчиковая гимнастика

- артикуляционная гимнастики;

- методы по развитию темпа и ритма речи

- массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный и зондовый);

- методики по формированию фонематического восприятия;

- лексико-грамматические упражнения;

- дыхательные упражнения;

- использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи и др.

Структура индивидуального занятия.

1. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. 

2. Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери» или сказкой и т.д.

3. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка и губ (биоэнергопластика)

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

5. Специальные упражнения на формирование речевого голоса (высоты, силы, тембра).

Структура подгруппового занятия:

  1. Работа по автоматизации звуков.

  2. Расширение словаря.

  3. Развитие связной речи.

  4. Обучение грамоте.

  5. Логоритмические упражнения.

  6. Игры на развитие мелкой и общей моторики.

  7. Голосовые и дыхательные упражнения.

  8. Игры на внимание.

  9. Игры на формирование выразительных средств мимики, жестов и движений.

Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

1. Развитие речи:

- развитие понимания обращенной речи; 

- развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); 

- развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); 

- развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); 

- работа над дыханием и голосом; 

- работа над темпом и ритмом речи.

2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности. 

3.Подготовка к обучению грамоте.

4. Физическое развитие.

5. Работа с родителями

Социальная адаптация:

- формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- формирование представлений о самом себе;

Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод о том, что современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Литература

  1. Грибова, О.Е. Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. / Под ред. Е.Е. Чепурных и др. – Москва. – 1999.- С. 23-27.

  2. Назарова , Н.М. -Т.3 Педагогические системы специального образования/ Н. М. Назарова, «Педагогические системы образования детей с нарушением речи » Москва.- 2005.- С. 123-125.

  3. Малофеев,Н.Н., Никольская,О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – Санкт-Петербург.-2009. – № 1. С. 56-59, 92.

  4. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - Москва.- 2000. С 74-76, 22.

  5. Ястребова, А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - Москва.- Когито-Центр.- 1996. С. 39, 146-169.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гукасян Руфина Аркадьевна iconСухотина Надежда Аркадьевна
Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconКонспект урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных...
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с п. Хамидие»
Гукасян Руфина Аркадьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района
Гукасян Руфина Аркадьевна iconКалендарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса...
Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара
Гукасян Руфина Аркадьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Геннадьевна работала мастером производственного обучения с 1971 года по 1973 год. Затем поступила в кгпи им. Н. А. Некрасова и окончила...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconКонспект урока почему мы часто слышим слово «экология?» Фио верхунова...
Цель урока: формировать первоначальное представление об экологии; показать взаимосвязь между человеком и природой
Гукасян Руфина Аркадьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тимофеева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №2 города Всеволожска...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconУчебно-тематическое планирование по предмету «Всеобщая история. История...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconПопова Клавдия Аркадьевна
Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение воспитательного потенциала семьи,...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconКонспект урока по английскому языку "Family" Батурина Наталия Аркадьевна,...
Цель урока: формирование лексических навыков, развитие умений аудирования и письма
Гукасян Руфина Аркадьевна iconКонспект урока обыкновенные дроби. Фио (полностью) Бунакова Лилия Аркадьевна Место работы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconРуководитель направления организатор воспитательной работы Светлана Аркадьевна Кошкина
«Ровесник», туристическими фирмами «Орфей» и «Китеж», движением «Как лучше», овд «Западное Дегунино», дюк «Юниор», Государственным...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Гукасян Руфина Аркадьевна iconАнализ по направлениям деятельности общая характеристика школы История...
Абросимович; с 1989 по 2002 г. – Малыгина Нина Александровна; с 2002 по 2010 г. – Касьянова Людмила Аркадьевна; с 2010 г руководит...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск