МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - БШ»
Хайбиева Н.А., учитель математики
Конспект урока по математике, 6 класс
Тема «Противоположные числа»
Цели урока:
обучающие : закрепить понятие координатной прямой, ввести определение противоположных чисел, научить распознавать их , записывать и откладывать на координатной прямой ;
развивающие: учить анализировать, дифференцировать и обобщать свойства, расширять кругозор учащихся, прививать навыки математической речи, риторики;
воспитывающие: вырабатывать умение слушать, работать в паре, вести диалог.
Тип урока: урок введения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Слайд
| 1
| Организационный этап
(1,5 мин)
| Приветствие учащихся.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
– Здравствуйте, садитесь!
Я рада всех вас видеть.
Давайте вместе улыбнемся и пожелаем всем отличного настроения. Как говорил американский математик Джорж Пойа «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу. Ну а для решения новой задачи нам необходимо вспомнить координатную прямую. Откройте тетради, запишите число.
|
|
| 2
| Актуализация знаний
(6 мин)
| Задание1.
Начертите в тетради координатную прямую.
У вас такая же прямая как у меня. Что не хватает необходимо отметить на прямой, чтобы она стала координатной. Достройте необходимые элементы. Отметьте на координатной прямой точки. Прочитайте какой город у вас получился.
Я вы знаете что это за город. Будапешт. А вы знаете что это единственный город стоит памятник числу и это число НУЛЬ. А вот почему поставили памятник именно этому числу мы выясним в конце урока. Задание 2.
Постройте координатную прямую.
На координатной прямой отметьте точку М(2),
на три едины влево от нее отметьте точку Д
на четыре единицы вправо от точки Д отметьте точку А
на две единицы вправо от точки А отметьте точку Н
на семь единиц влево от точки Н - точку И
на две единицы влево от точки И - точку В
Если вы все правильно отметили то у вас получилась фамилия чешского математика ЯН ВИДМАН. Вы знаете что он сделал. Именно этот математик в 15 веке ввел символы + и - как математические символы. Задание3. Ну и последнее задание которое я предлагаю вам выполнить устно. Думаю самое легкое.
Решите задачу. Таня зашла в лифт на 5 этаже и проехала три этажа. На каком этаже будет Таня.
| Учащиеся строят координатную прямую в тетради и сравнивают со слайдом. Предполагаемые ответы учащихся: нет.
На прямой не хватает начала отсчета, единичного отрезка. Учащиеся работают на интерактивной доске. Отмечают точки с соответствующей координатой. Предполагаемые ответы учащихся: получилось слова – название города Будапешт..
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют по эталону.
Предполагаемые ответы учащихся: Таня может оказаться на 8 этаже или на 2 этаже. При решении задачи необходимо рассматривать два случая, так как не указано направления движения: вверх или вниз.
|
| 3.
| Постановка темы и цели урока
(2,5 мин)
| Посмотрите на слайд. Прочитайте слова и продолжите.
Большой – маленький
Добро – зло
Веселый - ….
Солнечный –
Как вы называете такие слова на уроках русского языка. А что это за слова.
А как вы считаете в математике есть противоположные понятия.
А как вы думаете что мы будем сегодня изучать. Противоположные числа. Поставьте каждый для себя цель урока.
| Предполагаемые ответы учащихся:
это слова антонимы.
Антонимы – это противоположные по смыслу слова, одной части речи. Да в математике есть противоположные операции: плюс и минус, умножить и разделить. Тема урока: противоположные числа. Предполагаемы цели урока учащихся:
узнать определение противоположных чисел;
- как их находить;
- как читаются противоположные числа;
- чем отличаются от других чисел.
|
| 4
| Изучение нового материала
(7 мин)
| Для того, чтобы узнать какие числа называются противоположными я предлагаю вам поработать в парах и провести небольшое исследование. У вас на столах лежит план задания. Необходимо четко следовать инструкции и выполнить все задания по порядку. На работу дается 3 минуты. Проверка правильности выполнения мини-исследования:
Сколько точек вы отметили на координатной прямой?
Назовите эти точки?
На какие пары вы разбили построенные точки?
В чем сходство и отличие этих точек?
Как бы Вы их назвали?
Дайте определение названных вами точек?
Молодцы! А теперь внимание на слайд: сравните определение данное вами и определение автора учебника. Скажите пожалуйста, числа 5 и -3 будут противоположными?
| Учащиеся выполняют задание в парах, отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые ответы учащихся:
На координатной прямой отметили 4 точки.
Это точки 5 и -5, 8 и -8.
Первая пара точек 5 и -5, вторая пара – 8 и -8.
Эти точки находятся на одинаковом расстоянии от начала отсчета.
Отличаются только знаками.
Это противоположные числа.
Определение: числа называются противоположными, если они находятся на одинаковом расстоянии от начала отсчета и расположены в разных направлениях. Учащиеся сравнивают определения и приходят к выводу, что они сказали правильно.
Нет, так как они находятся на разных расстояниях от начала отсчета и в записи присутствуют разные числа.
|
| 5
| Первичное закрепление нового материала.
(4 мин)
| Внимание на слайд. Назовите числа противоположные данным.
Сделаем вывод:
Противоположным положительному числу, является …
Противоположным отрицательному числу …
Противоположным нулю …
Задание для самостоятельной работы. Из множества чисел выпишите пары противоположных чисел.
Сколько пар чисел у вас получилось?
| Учащиеся называют противоположные числа.
Делают вывод:
Противоположным положительному числу, является отрицательное;
противоположным отрицательному числу – положительное;
Противоположным нулю является нуль.
|
| 6
| Закрепление нового материала и вывод формул
(7 мин)
| Фронтальная работа с учащимися и вывод формулы
–(+а) = -а
-(-а) = а.
Назовите число, противоположное числу 5.
Назовите число противоположное числу 6.
Назовите число противоположное числу +3.
Что указывает на противоположность числа?
Назовите число противоположное числу +а.
Вывод: противоположным положительному числу является число отрицательное.
Назовите число, противоположное числу -8.
Назовите число противоположное числу -10.
Назовите число противоположное числу –а.
Вывод: противоположным отрицательному числу является число положительное. Внимание на слайд. Поставьте вместо звездочки число, чтобы получилось верное равенство. А теперь я хочу вам рассказать случай, который произошел на уроке.
Учитель спрашивает: «Число – 3 - отрицательное?».
Ученик: - «Конечно».
Учитель: - «Если я возьму произвольное число а и поставлю перед ним минус, то это число будет отрицательным?».
Ученик: - «Конечно!».
Вопрос: получит ли ученик на уроке отметку пять?.
Молодцы.
Ну а теперь я предлагаю вам поработать в парах.
Вам необходимо вычеркнуть пары противоположных чисел и букв им соответствующих. Из оставшихся букв вы узнаете для чего Ян Видман в 15 веке ввел символы + и -.
Что означал знак +, а знак -.
|
Ответы учащихся:
-5
-6
-(+3)
Минус.
-(+а) = -а
8
10
-(-а) = а
Учащиеся вписывают недостающие числа. Предполагаемые ответы учащихся:
Нет, ученик не получит отметку пять, так как если число а будет положительным, то –а – отрицательным
Если число а – отрицательное, то –а – положительное. Учащиеся работают в парах.
Знак плюс означал имущество, а знак минус – долг.
|
| 7
| Подведение итогов урока, домашнее задание.
(2 мин)
| Ну а теперь вернемся к началу урока. Как вы поняли почему именно числу НУЛЬ поставлен памятник?
Молодцы. Хорошо поработали. Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Мне было интересно …
Если число положительное, то противоположное ему …
Если число отрицательное, то противоположное ему …
Вы хорошо поработали, узнали много нового. А в заключении я хочу сказать, что в математике есть не только противоположные числа, есть числа близнецы, треугольные числа. А что это за числа, я предлагаю вам узнать дома. Это ваше домашнее задание.
Спасибо за урок.
| Предполагаемые ответы учащихся:
Нуль – один, он противоположен сам себе.
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
| |