Скачать 90.19 Kb.
|
Урок-суд «Погода, ее элементы. Влияние человека на погоду» Цель: сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение. Ознакомить с признаками типов погоды, ее предсказанием. Оборудование: атрибуты суда: мантия судьи, календарь погоды; таблицы: судья, метеоролог, погода, воздушная масса, солнце, адвокаты, прокурор, свидетели, обвиняемый, присяжные. Ход урока. I. Организационный момент. Ознакомление с планом урока. Подготовка мест для судьи, адвоката, прокурора, свидетеля, обвиняемого. Учитель сообщает ученикам о форме урока (урок-суд), предлагает сесть всем на места, только судьи выходят в коридор. II. Суд. Секретарь: Встать, суд идет. Заходят судьи, занимают свои места за столом у доски. Секретарь представляет прокурора, адвоката и обвиняемого, присяжных. Все занимают свои места. Прокурор: Добрый день, уважаемый суд, присяжные и зрители. Сегодня обвинение призывает вас признать виновным погоду в том, что она, организовав сговор с температурой, влажностью, давлением, ветром, облачностью, осадками и т.п. постоянно меняется, люди от этого страдают. Гибнут весенние всходы в поле, в засуху погибает большая часть урожая, от осенних дождей портится настроение и падает производительность труда на заводах. Погода сегодняшнего дня может быть резко отличаться от погоды вчерашнего. Прошу обратить внимание на календари погоды. (Раздает календари или вывешивает один большой на доску.) Секретарь: Вызывается свидетель № 1 (любой ученик). Поднимите правую руку и клянитесь говорить только правду, и ничего кроме правды. Прокурор: Что вы можете сказать об изменениях температуры в течение месяца? Свидетель анализирует. Прокурор: У меня все. Адвокат: Уважаемый суд, защита просит слова. Все явления погоды находятся во взаимной связи. Известно, что при изменении направления ветра погода меняется. Происходит это потому, что ветры приносят над земной поверхностью большие объемы воздуха, различающие по своим свойствам, - воздушнее массы. Почему одни воздушные массы теплые, другие – холодные, почему они различаются по своей влажности, прозрачности? Вызывается свидетель – воздушная масса. (Выходит свидетель, приносит присягу) Воздушная масса: Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится. Над океанами формируются влажные и прозрачные воздушные массы, над пустынями – горячие, сухие и запыленные. Холодные, сухие и прозрачные воздушные массы образуются над Антарктидой и Северным Ледовитым океаном зимой. Переносят северный ветер зимой такую воздушную массу, и установится морозная ясная погода. Следом за ним подует западный ветер, принесет с Атлантического океана теплый и влажный воздух, значит, на западе России следует ожидать оттепель и осадки. Адвокат: Таким образом, уважаемые судьи, погода меняется под влиянием изменения воздушных масс. Прокурор: Обратите внимание, что погода меняется не только под влиянием воздушных масс, но и закономерно в течение суток. (Пишет на доске.) Погода в летние сутки
Прокурор: Чем вы можете объяснить такое изменение в течение суток? Адвокат: Вызывается свидетель Солнце. Солнце: В течение суток я по-разному нагреваю зимнюю поверхность. В 7 часов утра я только встаю над земной поверхностью, поэтому температура воздуха еще невысока. Воздух холодный тяжелее теплого, поэтому он опускается и образует высокое давление. При охлаждении насыщенного воздуха водяной пар конденсируется, т.е. превращается в росу, поэтому появляются капельки воды на траве, листьях и т.д. Ближе к полудню я поднимаюсь все выше и выше над линией горизонта и нагреваю земную поверхность, а она в свою очередь нагревает воздух, температура его повышается. Воздух уходит от точки насыщения и поэтому может вместить в себя больше водяного пара и поэтому роса испаряется. Теплый воздух легче холодного и он испытывает восходящие потоки, поэтому атмосферное давление понижается. Восходящий воздух охлаждается на большой высоте, там он конденсируется и превращается в облака. Адвокат: Таким образом, изменение погоды в течение суток зависит от влияния Солнца. На Земле есть районы, где весь год господствует погода одного- двух типов. Например, у экватора погода все время жаркая, а у полюсов – морозная. Судья: Познакомьтесь с условными обозначениями типов погоды в учебнике и ответьте на вопросы: - Какой элемент погоды был положен в основу выделения типов погоды? - На какие две большие группы разделены типы погоды? (отвечают присяжные.) Прокурор: Какой тип погод обладает в нашей местности зимой, а какой летом? (Отвечают присяжные.) Прокурор: Погода непредсказуема, т.к. невозможно прогнозировать, какая будет погода, какие воздушные массы будут господствовать завтра. Адвокат: Защита вызывает свидетеля – синоптика. Синоптик: Земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи. Всю собранную информацию они переносят в гидрометеорологические службы, а те – во Всемирные метеорологические центры. Таких центров три: в Вашингтоне (США), Москве и Мельбурне (Австралия). В метеорологических центрах сведения, полученные с метеорологических станций и искусственных спутников Земли, обрабатываются с помощью мощных электронно-вычислительных машин. По результатам составляют «карты погоды», на которых с помощью условных знаков отражена информация о погоде во всех пунктах наблюдения. В настоящее время метеорологи пытаются не только прогнозировать погоду, но и воздействовать на нее. Во многих странах специалисты умеют вызывать искусственный дождь, предотвращать выпадение града. О граде и ливнях написано немало исследований. Известно, в какие месяцы и даже в какое время суток чаще всего они обрушиваются. Изучены маршруты градобойных туч, выяснены многие условия, способствующие их возникновению. В нашей стране впервые в мире были созданы научные учреждения, занимающиеся проблемами искусственного воздействия на облака. Десятки крупнокалиберных зенитных пушек специальными снарядами обстреливают градовые тучи. Градины после обстрела становятся мелкими, немощными. Падая, они либо тают в теплых слоях воздуха, безобидной и безопасной крупой. Понадобились годы упорного труда, настойчивого поиска большого количества химиков, физиков, метеорологов, математиков, артиллеристов. Надо было составить представление о механизме образования града, разработать метод обнаружения градовых очагов в облаке, подобрать реагенты, найти способы их быстрого внедрения. Сейчас радиолокатор, находит цель – зону роста града. Пушка посылает снаряды. Операция проходит очень быстро. Взята под охрану основная площадь, подверженная градобитиям. Российские метеорологи научились не только рассеивать туманы, но и предотвращать град, разгонять облака. Для того, чтобы предотвратить выпадение осадков над определенной территорией, в облаке распыляют углекислоту или йодистое серебро. Этот процесс называется засев облаков. Под действием этих веществ температура воздуха понижается, в облаке образуются ледяные кристаллы, и дождь не выпадает. Так, благодаря действиям метеорологов в День Победы 9 мая 1995г. в городе Москва весь день было ясно и солнечно, и лишь вечером пошел сильный дождь. «Делали погоду» и в день торжественного открытия Всемирных юношеских игр в июле 1998 года. Иногда, наоборот, возникает необходимость искусственного дождя, например, при сильных засухах и сильных лесных пожарах. Тогда облака заселяют другими реагентами. Прокурор: Один современный фермер, используя маленький, легкий самолет, занимался засевом облаков, вызывая обильные дожди для повышения урожая овощей. Вызывается свидетель – сосед этого фермера (любой ученик). - Выскажите свою точку зрения как соседа на действия фермера. Свидетель: На любом участке стало выпадать меньше осадков, и мои насаждения страдают от засухи. Адвокат: Да, конечно, вызывание осадков в одном месте непременно ведет к засухе в другом месте. Человеческое вмешательство в процессы природы крайне нежелательны и могут производиться в крайних случаях. Я хотел бы вернуться к предсказанию погоды. Прогнозированием могут заниматься не только метеорологи, но и любой наблюдательный человек. Вызывается свидетель – наблюдатель. Наблюдатель: По местным признакам можно предвидеть погоду на очень короткий срок – на ближайший день или ночь. Вот некоторые из них. К ненастью: - На горизонте появились перистые облака в виде нитей с загнутыми концами - коготками, часов через 18-20 ждите ненастную погоду. - Усиление ветра к вечеру, красная или даже багрово-красная вечерняя или утренняя заря, отсутствие росы. К ясной погоде: - Увеличение давления. - Усиление ветра к полудню и ослабление к вечеру. - Развитие кучевой облачности после восхода солнца, растекание ее к вечеру и полное исчезновение после захода солнца. - Появление росы после захода солнца. - Желтая или золотистая заря при восходе и заходе солнца. Секретарь: Судья и суд присяжных удаляются на обсуждение. (Обучающиеся делают выводы по уроку.)
III Домашнее задание: п.30, вопросы в конце параграфа, подготовиться к тесту по теме «Атмосфера, ее состав и строение». Приложение (раздается учащимся для ознакомления)
|
А оказывает ли влияние погода на других людей? Погода не оказывает влияние на наше настроение, работоспособность, здоровье. А также ли обстоит дело у других людей? | «Влияние вибрации на организм человека» Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно... | ||
Перспективный план работы лагеря «Снежинка» Дата Мероприятие в хорошую... Инструктаж по тб. Игровая программа «с дедом Морозом и Снегурочкой» (в актовом зале) | Урок по живописи «Палитра природы источник внутреннего мира человека» 9 класс Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | ||
Реферат По физике На тему: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека» Влияние электромагнитных лучей, исходящих от сотовых телефонов, на организм человека | «Права человека» Авторизованный реферат по курсу Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия... | ||
Урок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты» Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит... | Исследовательская работа по физике на тему: Звук. Влияние звука на... Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном... | ||
Когда начнется суд Введение: в 11-м и 12-м уроке мы изучали, что Иисус проводит в небесном святилище следственный суд, который должен закончится к Его... | Андрей Маркович Максимов Многослов-2, или Записки офигевшего человека Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли | ||
Европейский суд по правам человека бывшая первая секция Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N с. 4 35 | Урок математики Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | ||
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека. Это объяснимо. Российские граждане, не находя справедливости в национальных судах, стремятся... | Урок по математике в 6 классе по теме «Пропорция» Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека | ||
Урок на тему: «У роковой черты» ... | Урок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека» Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм... |