Скачать 105.96 Kb.
|
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Предмет: география, урок – объяснение нового материала. Тема: “Голубые глаза планеты” (Озера). Продолжительность: 1 урок - 45 минут. Класс: 6 класс. Технологии: урок с использованием ИКТ Аннотация: время проведения урока соответствует учебной программе (конец февраля). На уроке используются и чередуются следующие формы работы: беседа, работа с настенной картой, атласами, учебниками, записи на специально заготовленных к уроку маршрутных листах, параллельно демонстрируются слайды презентации (39 штук). Учитель географии высшей категории МОУ “СОШ № 13” г.Новочебоксарск Ф.В.Ивашкова Тема урока: “ Голубые глаза планеты “ ( Озера ) Человек, вооруженный знанием,- непобедим. М.Горький Цели урока:
происхождении. 2. Формирование гражданского патриотизма, чувства гордости и бережного отношения к озерам, в том числе на территории Чувашии. 3. Формирование географической культуры, эстетического восприятия природных объектов. Задачи урока:
слайдов.
Оборудование: физическая кара России, слайды с видами озер планеты, схемами озерных котловин, типами озер, таблицей и физической картой мира, видеофрагменты. Ход урока: Цель урока – познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы уже разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов. Команда - победительница получит вознаграждение – отличные оценки. Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Сегодня я предлагаю подумать над значением слова “озеро”. Чтобы вам легче было сориентироваться в новом понятии, предлагаю посмотреть на подсказки, которые лежат на ваших столах. Карточка № 1.
Выберите ответ, который вы считаете правильный. За правильный ответ – 1 балл . Правильное определение под цифрой 2 ,записываем в маршрутный лист. Наука, изучающая озера называется лимнология. А мы с вами на время урока станем юными лимнологами, т.е. учеными, изучающими озера. В работе будет помогать маршрутный лист, который обычно заполняется в экспедициях. И так в путь, юные ученые! Но не только ученых интересуют озера, они вдохновляют и творческих людей. Вот как проникновенно написал об озере С.Есенин: Выйду на озеро, в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать… А их на Земле очень много больших и маленьких. Такого количества и разнообразия озер, как в России, нет ни в одной другой стране – их более 1 млн. На территории Чувашии 754 озера (1995 г.) с площадью более 1 га. Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но с помощью учебника и таблиц вопрос раз решим. Это будет следующая исследовательская работа. На столах лежат листы, где указаны тип озерной котловины. Открываем учебники на стр. 96- 97 (Т.П.Герасимова) и находим описание происхождения той котловины, что написано на листах. С помощью текста учебника и схемы-таблицы у доски дайте описание названных котловин. На подготовку 3 минут. Общими усилиями заполняем таблицу на маршрутных листах. Одновременно находим на физических картах России и мира те озера, что уже внесены в таблицу. Так же делаем дополнительные записи в графе примечание. ( Параллельно идет демонстрация слайдов с видами и схемами озер, физической картой мира и видеофильмов ”Байкал”,”Cарезское озеро” ). Типы озерных котловин
Теперь мы знаем, как появляются озерные котловины. Выяснили, что озера нашей Республики относятся к карстовым. А так же озера Заволжья относятся к междюнным, такие как Большое Лебединое и Малое Лебединое. Они расположены между песчаными холмами. Посмотрите на карту Чувашии, большинство озер расположено в долинах Суры, Цивиля и малых рек, среди которых встречаются и озера-старицы. Музыкальная физкультминутка. Озеро- это не только котловина, но углубление, заполненное водой. А откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, водами втекающих рек). За правильный ответ команде 1 бал. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы. На столах у каждой группы лежат листы с контурами озер разного типа. На маршрутных листах - названия групп. Попробуйте анализировать, к какой группе можно отнести каждое из них? Это следующая исследовательская работа. Правильный ответ 1 бал. Зарисуем свои выводы в схему. По расходу и приходу воды Сточные Бессточные Глухие ( проточные ) Байкал Балхаш Вулканические Ладожское Каспийское Карстовые Онежское Чад В одни озера река втекает и вытекает, а в другие - только втекает, а глухие озера вообще не связаны с реками. Как вы думаете, может ли это как- то влиять на соленость воды озер? За правильный ответ 1 бал. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы. По солености Пресные Соленые Минеральные До 1‰ (солоноватые) (соленые) От 1‰ до35‰ Более 35‰ Байкал Каспийское Баскунчак Ладожское Балхаш Мертвое море Великие Американские (270‰) Посмотрите на изображение озера Балхаш. Как вы думаете, почему оно двухцветное? Обратите внимание на условные знаки. Полусоленое озеро, в одну половину река втекает, в другую нет. Когда мы нашли на карте соленые и пресные водоемы, попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще всего встречаются соленые и минеральные озера относительно экватора, тропиков и полюсов? За правильный ответ 1 бал. Эти озера чаще всего расположены близ тропиков. Как долго живут озера? По разному. Обычный срок жизни крупных озер – десятки тысяч лет. Небольшие существуют недолго, такие, как озеро-старица в долине р. Кукшум близ дер. Юраково, которая расположена недалеко от школы. Некоторые зарастают и превращаются в болота. Посмотрим об этом сюжет (видеофильм). Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты, в том числе и Чувашии, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки. Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги. Теперь обратите внимание на домашнее задание. Прочитать 31 параграф, описать озеро Байкал по типовому плану (на маршрутных листах), на к/к обозначить те озера, с которыми сегодня познакомились ( список прилагается).. Закрепление: Подошло время подведения итогов лимнологической экспедиции. Нам предстоит ответить на несколько вопросов. За правильно выполненную работу получаете 1 бал. 1. Вы уже знаете, что такое река и озеро. Что их объединяет? Внутренние воды, питаются осадками. 2. Чем они отличаются? В озерах – вода стоячая, может быть соленая, в реках – текучая, пресная. 3. В долинах каких рек чаще встречаются озера? Равнинных. 4. Какие озера по происхождению котловин образуются в поймах рек? Старицы. 5. Как реки влияют на соленость озер? Опресняют, приносят соли. 6. Как используется озеро Баскунчак человеком? Добыча соли. Дополнительные вопросы. 7. Чем озёра отличаются от морей? 8. Где чаще можно встретить соленые озёра? 9. Самое глубокое озеро планеты? 10. На какие группы делятся озёра по приходу и расходу воды? 11. Какого происхождения котловины большинства озёр Чувашии? 12. Страдают ли озёра от деятельности человека? Пока вы вели исследовательскую работу, я собирала капельки-слезинки из озер, которые больше нуждаются в помощи. Это быстромелееющее озеро - Аральское море, мелкие озера Чувашии, находятся на грани исчезновения, Байкал – всемирный памятник природы, озеро Астраханка в Заволжье –которого мы обошли, а на его берегах часто отдыхают жители нашего города. Но мороз на дворе их превратил в льдинки. Так пусть эти застывшие капельки останутся вам в память и будут напоминать об экспедиции юных лимнологов. Может быть через несколько лет кто-то из вас, став настоящим лимнологом или экологом, а может просто хорошим человеком вспомнит нашу сегодняшнюю встречу и сумеет помочь этим или другим озерам. Каждый член экспедиции получает застывшую прозрачную капельку. Выставление оценок за работу на уроке. М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т Тема урока: “Голубые глаза планеты” (озера). Человек, вооруженный знанием, - непобедим. М.Горький Озеро - _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Лимнология - ________________________________________________________________ Типы озерных котловин
По расходу и приходу воды Сточные Бессточные Глухие ( проточные ) Байкал Балхаш Вулканические Ладожское Каспийское Карстовые Онежское Чад По солености Пресные Соленые Минеральные До 1‰ (солоноватые) (соленые) От 1‰ до35‰ Более 35‰ Байкал Каспийское Баскунчак Ладожское Балхаш Мертвое море Великие Американские ( 270‰ ) Озера нуждаются в охране: Великие Американские озера, Аральское море, Байкал, маленькие по площади ( менее 1 га) озера Чувашии… Домашнее задание: прочитать текст учебника, на контурной карте отметить озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Чаны, Балхаш, Эльтон, Баскунчак; Ньяса, Танганьика, Титикака, Великие Американские ( Гурон, Онтарио, Мичиган, Верхнее, Эри), Мертвое море. Заполнить таблицу: Описание озера Байкал по типовому плану
|
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) | Урок объяснение нового материала Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок комбинированный, т к предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок комбинированный, предусматривает повторение пройденного, объяснение изакрепление нового материала | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Компьютер и информация» по учебнику Л. Л. Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – объяснение нового материала с ипользованием элементов методики «Хотлист» и презентации Power Point | ||
Урок – объяснение нового материала. Цели для учащегося Записать предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы второго и третьего предложений. Вставить пропущенные буквы, графически... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного... | ||
Презентация. Объяснение нового материала Цели урока: отметить праздник славянской письменности; развивать кругозор учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информатика и икт» для основной школы (7 класс), Н. Д. Угринович. На уроке объяснение нового материала сопровождается показом презентации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа) | Урока: объяснение нового материала Цель: изучить особенности изображения... Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе | ||
Урока: Объяснение нового материала Тема «А что едят лесные животные?» Технологическая карта урока немецкого языка в соответствии с требованиями фгос с применением икт | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... |