Скачать 65.88 Kb.
|
Щербакова Ольга Николаевна, учиталь географии МОБУ СОШ №1; Урок географии в 7 классе, тема «Мировой океан» в разделе «Гидросфера». Урок комбинированный, предусматривает повторение пройденного, объяснение изакрепление нового материала. Урок:Мировой океан-главная часть гидросферы. Цели и задачи урока: Формировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана. Оборудование: Карта океанов, физическая карта мира( интерактивное наглядное пособие); слайды (приложение). Ход урока I. Организационный момент II. Изучение нового материала В начале урока учитель предлагает сравнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике или на доске: Площадь суши значительно меньше, чем океана.Откуда же взялась такая огромная масса воды? Версии учащихся можно записать на доске в виде схемы: О гипотезах происхождения вод океана можно прочитать в учебнике или заслушать сообщение. Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии. (Приложение) Учитель выписывает на доске пункты изучения нового материала: вспомни, узнай, умей. Вспомни: от чего зависит соленость и температура воды? Узнай: как распределяются изотермы, изогаллы? Умей: работать с картой, чертить графики, сравнивать. -Итак, от чего зависит температура и соленость морской воды? (Температура зависит от широты, а соленость от температуры, испарения, впадения рек, образования льда.) -А теперь перейдем ко второму пункту: «узнай». Особенности распределения изотерм и изогалл учащиеся изучают в ходе беседы с учителем и заполнения схем (на доске и в тетрадях). Схемы заранее заготовлены на доске, но частично закрыты листами бумаги или записаны на другой стороне листов. Например, вид схемы до того, как она будет открыта: Схема 1
Вид схемы после того, как все листы будут открыты:
Годовые колебания температуры в океане не столь велики, как на суше. Если на суше они достигают 15 °С, то в океане очень редко превышают 38 °С. Схема 2. Распределение температуры поверхностных вод
По окончании работы с этой схемой следует рассмотреть проблему образования льдов в океане. -При какой температуре замерзает морская вода? (Соленая вода замерзает при температуре -2 °С.) -В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования, по динамичности? Схема 3. Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах) О м (ответ:+16 °С) 200 м (ответ:+15,5 °С) 1000 м (ответ: +3,8 °С) 5000 м (ответ: +2,8 °С) Желательно начертить график, откладывая по оси абсцисс глубину, а по оси ординат - температуру воды. Оказалось, что разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, которая, к примеру, на экваторе составляет около 20 °С, можно использовать для производства электроэнергии. В настоящее время в Абиджане (Берег Слоновой Кости) действует электростанция, основанная на этом принципе. Схема 4. Изменение солености с широтой (в промилле) Экватор (ответ: 34) Вывод: самая высокая соле- Тропики (ответ: 35,8) ность океанской воды в тро- Умеренные (ответ: 33) пических широтах. Схема 5. Изменение солености по океанам (в промилле) Тихий (ответ: 34,8) Атлантический (ответ: 35,5) Вывод: самый соленый океан Индийский (ответ: 34,8) Атлантический. Северный Ледовитый (ответ: 32) Схема 6. Изменение солености по частям океана (в промилле) Средиземное (ответ: 39) Черное (ответ: 18) Вывод: моря тропического пояса Красное (ответ: 42) имеют большую соленость, чем Баренцево (ответ: 35) моря умеренного пояса. Карское (ответ: 10) При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4'м. Схема 7. Прозрачность морских вод на примере морей Белое (ответ: 8 м) Вывод: Баренцево (ответ: 11-13 м) прозрачность вод тро- Саргассово (ответ: 66,5 м) пических морей выше, чем морей Средиземное (ответ: 60 м) умеренного пояса. Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66 м. В некоторых оживленных портах и в устьях рек она не превышает 1м. Надев маску акваланга, мы можем вдоволь налюбоваться подводными пейзажами. И всякий, кому это удавалось делать, замечал, что у поверхности воды солнечный день так и остается солнечным, светлым, окрашенным в золотистые тона. Он разве лишь чуть-чуть подернут таинственными, голубоватыми сумерками. Но если вы нырнете поглубже, сумерки сгустятся. Давайте воспользуемся свидетельством первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины - Уильяма Биба. «Глубина 6 метров: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78в метров: цвет быстро становится голубовато-зеленым. Глубина 183 метра: вода - голубая синева. Глубина 189 метров: вода - темная, сочная синева. Глубина 290 метров: вода имеет черно-синий, мутный цвет. Глубина 610 метров: полная, черная как смоль темнота...» О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику (Д.: с. 55-56). Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку: -О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах.) -Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да.) Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются. III. Практическая работа «Сравнение температуры, солености и прозрачности водных масс» Работу можно оформить в виде таблицы:
IV. Подведение итогов урока -Посмотрите на доску и скажите, достигли ли мы сегодня на уроке поставленных целей? -Вспомнили ли то, что планировали? -Где вам пригодились знания предыдущих уроков? -Научились ли мы тому, что хотели? Домашнее задание: выучить записи в тетради; Стр. 51-56.§7. |