Скачать 91.45 Kb.
|
Творческая мастерская «Дыхание весны…» Тема урока: Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» Тип урока: развитие речи Форма урока: творческая мастерская Цели: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие –
Оборудование:
Оснащение:
Ход урока:
- Сегодня у нас несколько необычный урок, и день сегодня необычный. А почему? (Слайд 1. Появляются весенние цветы, они распускаются, и далее выплывает слово «Весна»).Мы с вами в творческой мастерской, которая открывает новый цикл уроков под названием «Весна». II. Речевая разминка. - Давайте произнесём слово «Весна» отчётливо, выразительно. - Что слышится в этом слове? (Капель, пение птиц, таяние снега, играющий луч солнца, запахи набухающих почек и первых весенних цветов. Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года). - У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнений, это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждение природы после долгого зимнего сна. - Подберите однокоренные слова к слову ВЕСНА (Слайд 2. Постепенно появляются слова
- Используя подходящее слово, скажите, какое у вас сегодня настроение? III. Объявление темы урока и цели. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке развития речи? - Эпиграфом нашего урока будут слова (Слайд3.) Месяц март, словно школьник вприпрыжку, К нам примчался такой озорной. Доставайте букеты, мальчишки, И девчонок поздравьте с весной! (Слайд 4. Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы»). - Что нужно знать, уметь и чему мы должны научиться? -Мы попытаемся все весенние ощущения, порывы вашей души, чувства собрать в «букет» весенних цветов и, используя различные средства художественной выразительности, перенести на лист в виде стихотворных или прозаических строк. -Как называют в народе первые цветы? (Подснежники) - Русский народ воспринимал цветы, расцветающие рядом с сугробами, как маленькое чудо: холодно, слякотно, ещё кое-где снег лежит, а они уже цветут, тянутся к солнцу из-под снега. Свое восхищение этим чудом природы выражали и композиторы, и поэты, и художники. – А как они передавали своё восхищение? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки) – А поэты и писатели? (Они передают красоту словами). – А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой? IV. Анализ текста. (Слайд5.) (Первичное восприятие текста про себя, а потом выразительное чтение вслух) Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч. А это что? Огромный голубой, как небо, цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный! Беседа. – О чем этот текст? Определите его тему. (О красоте и беззащитности первого весеннего цветка) – Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок, Хрупкий цветок. Первый весенний цветок. Рождение цветка.) - Определите тип речи. (Повествование с элементами описания) - К какому стилю относится этот текст? (Художественный) Докажите. -Какие художественно-изобразительные средства использовал автор, чтобы показать своё отношение к цветку? (Слайд 6.)
Объясните значение слова беззащитный Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя. - Каковы ваши действия, когда вы видите красивый цветок?(Хочется сорвать) - Почему нельзя делать это? Давайте пройдёмся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. - Прочитайте предложение, в котором описывается цветок. Сравните это описание с фотографией. (Слайд 7.) V. Просмотр фотоальбома с изображением цветов. (Слайд 8 - 12) -Закройте глаза, прислушайтесь, а теперь медленно открывайте глаза. Перед нами весеннее чудо – первоцветы. (Во время просмотра звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Каждый слайд сопровождается словами учителя.) - Давайте посмотрим, как всё, о чём мы говорили, изображают фотографы. Сопровождать нас будет «Вальс цветов» П.И.Чайковского. 1. Вот и подснежников белые глазки Смотрят в проталинах снега в лесу, В шёпоте нежном, тихом и ласковом Жизни начало и трепет несут. 2.Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый Последний снежок. 3. То, что эти цветы первые, подчёркивают и другие народы. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, это растение называется примула. А в Германии и Польше их называют ключиками. Жёлтыми весенними цветами-ключиками весна отпирает двери теплу и солнцу. У этих ключиков есть одна особенность – они съедобны. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты, потому что в них много витаминов А, С, Е. 4. Многие из подснежников имеют цвет солнца – жёлтый. Мать-и-мачеха. На любом открытом солнцу пригорке, по берегам прудов и склонам оврагов можно увидеть этот цветок. 5. После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже весело цветёт маленькое хрупкое растение – ветреница, тонкий, нежный цветок. Когда ветреница цветёт, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Ох, и хитрая эта ветреница! Стоит небу нахмуриться и собраться дождю, как цветки закрываются, словно их и не было. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками лёгкому весеннему ветерку. 6. Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому шмели его быстро находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки тёмно - розовые, другие - васильково - синие. На протяжении своей жизни каждый цветок меняет окраску. Изменением цвета цветок сигнализирует насекомым, есть в них нектар или нет. Лиловый, красный, голубой – Цветёт любимая пчелой В дубраве царь-девица. Никто другой в стране лесной Не может, как она весной В три цвета нарядиться. - Какое впечатление произвели на вас эти фотографии? - Нравятся вам? Почему? Помогла ли вам музыка почувствовать эту красоту? - Почувствовали ли вы дыхание весны? Удалось ли фотографам запечатлеть красоту весенних цветов? VI. Физкультминутка. - Представим, что мы сами – подснежники. Встали, выстроились друг за другом. Присели, закрыли глаза. Звучит музыка П.И.Чайковского -В саду, где берёзки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. Открыли глаза, подняли руки вверх. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку.. Медленно-медленно поднимаемся, растём, растём… Потом потянулся Из всех своих маленьких сил.. Руки в стороны, потянулись-потянулись.. И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, Что это весна?» Солнце взошло, подняли руки вверх, хватаем солнечные лучики VI. Творческая работа. - Итак, мы с вами прослушали и музыкальное произведение, познакомились с текстом Б.Неменского, просмотрели изображение весенних цветов, но всё это творили мастера. Попробуем и мы с вами. Мы создадим свой художественный мир. - Подберите определения к записанным существительным в опорном конспекте №1, используя своё воображение, свой небольшой жизненный опыт, можно использовать раздаточный стихотворный и прозаический материал. (Слайд 13) - Если для кого-то это задание непосильное, то вы можете выполнить задание №2 в ОК, соединив данные существительные с прилагательными. (Слайд14 ) - Перед вами листы-клише. - Запишите предложение-клише, используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски, замените, где нужно, повторяющиеся слова синонимами. (Слайд 15) ( во время выполнения работы звучит спокойная музыка.) Чтение 1-2 работ по желанию учащихся (без обсуждения) VII. Рефлексия. –Что показалось для вас необычным?- - Что было самым трудным при работе? - Сегодня вы прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями. - Откройте дневники, зарисуйте свое настроение. - У каждого из вас на столах вырезанные цветы- белые и жёлтые. Если вам понравилась работа и в вашей душе зажёгся весенний лучик, вы почувствовали дыхание весны, порадовались первым весенним цветам – поднимите жёлтый цветок, а если ваша душа осталась холодной и вам было не интересно, – поднимите белый цветок. - Спасибо, ребята, я рада, что ваши ощущения совпали с моими. И мне чудится робкое солнышко среди снегов, когда кажется, что весна ещё далеко. IX. Домашнее задание. (Слайд 16) 1 группа - творческое задание для тех, кто справился с работой:
2 группа –
3 группа –
Приложение Опорный конспект №1 Земля День Цветы Подснежники Примула Мать-и-мачеха Ветреница Медуница Время года Опушки Опорный конспект №2 Солнце Лепесток Первоцвет Цветок Проталины Земля День Медуница Примула Весна Ландыш Одуванчик Аромат Прекрасная Талая Маленькая Жёлтая Голубая Ни с чем не сравнимая Белая Разноцветная Ясная Весенняя Долгожданная Черная Коричневая с золотистыми кантами Клише (Фраза, выражение, воспроизводимое по образцу) Ещё лежат____ сугробы, а на ____ проталинах уже ( появляться, проситься, заглядывать) ___ цветы. Голубые, как ___, цветочки-подснежники, маленькие, ______. На ____ опушках (пробиться, распускаться, появиться) сквозь ___ землю ___ цветочки мать-и-мачехи, ____ медуницы, ___ветреница. Они (радовать, удивлять, поражать) нас, символизируя наступление самого ____ времени года – весны. Результативность урока |
Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | Тема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского... Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как... | ||
Урока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению... Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | Сочинение-этюд близкое по содержанию зарисовке: автор рассказывает... Подготовка к сочинению по картине ф. П. Толстого «цветы, фрукты, птица» | ||
Александровича Пластова «Сенокос» Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна | Тема опыта деятельности Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | Тема: «Красавица Гжель» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Тема: «Сказочная гжель» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова | ||
Тема самообразования «Двигательная активность детей в доу вне занятий» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая... Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Мысль написать картину «Опять двойка» родилась у художника на уроке,... Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (Слайд 1) | Тема: Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе Цель урока А. И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать... | ||
Конспект открытого занятия. Педагог дополнительного образования Панфилова... Для учащихся: цветной картон, карандаш, ножницы, клей, кисточка, набор цветных вязаных косичек, заготовки вязаных листочков, 2-3... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Весенние цветы» по разделу художественно-эстетического развития образовательная область «Музыка» |