Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы»





Скачать 91.45 Kb.
НазваниеТема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы»
Дата публикации07.10.2014
Размер91.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Творческая мастерская «Дыхание весны…»

Тема урока: Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы»

Тип урока: развитие речи

Форма урока: творческая мастерская

Цели:

Образовательные:

  • показать роль деталей в художественном описании;

  • совершенствовать умение в построении связной речи;

  • активизировать словарь учащихся с помощью разнообразных лексических средств;

  • научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений);

  • подготовить к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическую культуру чувств;

  • внимательное и бережное отношение к слову.

Развивающие

  • развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст;

  • развивать образное мышление, воображение, творческое мышление;

  • продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове;

Оборудование:

  • репродукции первых весенних цветов,

  • пьеса П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;

  • раздаточный материал,

Оснащение:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация урока.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас несколько необычный урок, и день сегодня необычный. А почему? (Слайд 1. Появляются весенние цветы, они распускаются, и далее выплывает слово «Весна»).Мы с вами в творческой мастерской, которая открывает новый цикл уроков под названием «Весна».

II. Речевая разминка.

- Давайте произнесём слово «Весна» отчётливо, выразительно.

- Что слышится в этом слове? (Капель, пение птиц, таяние снега, играющий луч солнца, запахи набухающих почек и первых весенних цветов. Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года).

- У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнений, это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждение природы после долгого зимнего сна.

- Подберите однокоренные слова к слову ВЕСНА

(Слайд 2. Постепенно появляются слова

            • Веснушки

            • Веснянка

            • Весенний

            • Предвесенний

            • По-весеннему)

- Используя подходящее слово, скажите, какое у вас сегодня настроение?

III. Объявление темы урока и цели.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке развития речи?

- Эпиграфом нашего урока будут слова (Слайд3.)

Месяц март, словно школьник вприпрыжку,

К нам примчался такой озорной.

Доставайте букеты, мальчишки,

И девчонок поздравьте с весной!

(Слайд 4. Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы»).

- Что нужно знать, уметь и чему мы должны научиться?

-Мы попытаемся все весенние ощущения, порывы вашей души, чувства собрать в «букет» весенних цветов и, используя различные средства художественной выразительности, перенести на лист в виде стихотворных или прозаических строк.

-Как называют в народе первые цветы? (Подснежники)

- Русский народ воспринимал цветы, расцветающие рядом с сугробами, как маленькое чудо: холодно, слякотно, ещё кое-где снег лежит, а они уже цветут, тянутся к солнцу из-под снега. Свое восхищение этим чудом природы выражали и композиторы, и поэты, и художники.

– А как они передавали своё восхищение? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки)

– А поэты и писатели? (Они передают красоту словами).

– А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой?

IV. Анализ текста. (Слайд5.)

(Первичное восприятие текста про себя, а потом выразительное чтение вслух)

Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч.

А это что?

Огромный голубой, как небо, цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!

Беседа.

– О чем этот текст? Определите его тему. (О красоте и беззащитности первого весеннего цветка)

– Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок, Хрупкий цветок. Первый весенний цветок. Рождение цветка.)

- Определите тип речи. (Повествование с элементами описания)

- К какому стилю относится этот текст? (Художественный)

Докажите.

-Какие художественно-изобразительные средства использовал автор, чтобы показать своё отношение к цветку? (Слайд 6.)

  1. Эпитеты

  2. Олицетворения

  3. Сравнения

  4. Эмоционально-окрашенные слова

Объясните значение слова беззащитный

Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя.

- Каковы ваши действия, когда вы видите красивый цветок?(Хочется сорвать)

- Почему нельзя делать это?

Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Прочитайте предложение, в котором описывается цветок. Сравните это описание с фотографией. (Слайд 7.)

V. Просмотр фотоальбома с изображением цветов. (Слайд 8 - 12)

-Закройте глаза, прислушайтесь, а теперь медленно открывайте глаза. Перед нами весеннее чудо – первоцветы.

(Во время просмотра звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Каждый слайд сопровождается словами учителя.)

- Давайте посмотрим, как всё, о чём мы говорили, изображают фотографы. Сопровождать нас будет «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

1. Вот и подснежников белые глазки

Смотрят в проталинах снега в лесу,

В шёпоте нежном, тихом и ласковом

Жизни начало и трепет несут.

2.Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок.

3. То, что эти цветы первые, подчёркивают и другие народы. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, это растение называется примула. А в Германии и Польше их называют ключиками. Жёлтыми весенними цветами-ключиками весна отпирает двери теплу и солнцу. У этих ключиков есть одна особенность – они съедобны. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты, потому что в них много витаминов А, С, Е.

4. Многие из подснежников имеют цвет солнца – жёлтый. Мать-и-мачеха. На любом открытом солнцу пригорке, по берегам прудов и склонам оврагов можно увидеть этот цветок.

5. После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже весело цветёт маленькое хрупкое растение – ветреница, тонкий, нежный цветок. Когда ветреница цветёт, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Ох, и хитрая эта ветреница! Стоит небу нахмуриться и собраться дождю, как цветки закрываются, словно их и не было. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками лёгкому весеннему ветерку.

6. Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому шмели его быстро находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки тёмно - розовые, другие - васильково - синие. На протяжении своей жизни каждый цветок меняет окраску. Изменением цвета цветок сигнализирует насекомым, есть в них нектар или нет.

Лиловый, красный, голубой –

Цветёт любимая пчелой

В дубраве царь-девица.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной

В три цвета нарядиться.

- Какое впечатление произвели на вас эти фотографии?

- Нравятся вам? Почему? Помогла ли вам музыка почувствовать эту красоту?

- Почувствовали ли вы дыхание весны? Удалось ли фотографам запечатлеть красоту весенних цветов?

VI. Физкультминутка.

- Представим, что мы сами – подснежники. Встали, выстроились друг за другом. Присели, закрыли глаза.

Звучит музыка П.И.Чайковского

-В саду, где берёзки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Открыли глаза, подняли руки вверх.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку..

Медленно-медленно поднимаемся, растём, растём…

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил..

Руки в стороны, потянулись-потянулись..

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Солнце взошло, подняли руки вверх, хватаем солнечные лучики

VI. Творческая работа.

- Итак, мы с вами прослушали и музыкальное произведение, познакомились с текстом Б.Неменского, просмотрели изображение весенних цветов, но всё это творили мастера. Попробуем и мы с вами. Мы создадим свой художественный мир.

- Подберите определения к записанным существительным в опорном конспекте №1, используя своё воображение, свой небольшой жизненный опыт, можно использовать раздаточный стихотворный и прозаический материал. (Слайд 13)

- Если для кого-то это задание непосильное, то вы можете выполнить задание №2 в ОК, соединив данные существительные с прилагательными.

(Слайд14 )

- Перед вами листы-клише.

- Запишите предложение-клише, используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски, замените, где нужно, повторяющиеся слова синонимами. (Слайд 15)

( во время выполнения работы звучит спокойная музыка.)

Чтение 1-2 работ по желанию учащихся (без обсуждения)

VII. Рефлексия.

Что показалось для вас необычным?-

- Что было самым трудным при работе?

- Сегодня вы прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями.

- Откройте дневники, зарисуйте свое настроение.

- У каждого из вас на столах вырезанные цветы- белые и жёлтые. Если вам понравилась работа и в вашей душе зажёгся весенний лучик, вы почувствовали дыхание весны, порадовались первым весенним цветам – поднимите жёлтый цветок, а если ваша душа осталась холодной и вам было не интересно, – поднимите белый цветок.

- Спасибо, ребята, я рада, что ваши ощущения совпали с моими. И мне чудится робкое солнышко среди снегов, когда кажется, что весна ещё далеко.

IX. Домашнее задание. (Слайд 16)

1 группа -

творческое задание для тех, кто справился с работой:

  • составить словарь на весеннюю тему, можно пользоваться строками из стихотворений;

  • собрать (дополнить) материал о первоцветах: вербе, печеночнице, пролесках, сон-траве, ландыше – стихи, проза.

2 группа –

  • дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему и о первых цветах.

3 группа –

  • написать сочинение, воспользовавшись клише.

Приложение

Опорный конспект №1

Земля

День

Цветы

Подснежники

Примула

Мать-и-мачеха

Ветреница

Медуница

Время года

Опушки

Опорный конспект №2

Солнце

Лепесток

Первоцвет

Цветок

Проталины

Земля

День

Медуница

Примула

Весна

Ландыш

Одуванчик

Аромат

Прекрасная

Талая

Маленькая

Жёлтая

Голубая

Ни с чем не сравнимая

Белая

Разноцветная

Ясная

Весенняя

Долгожданная

Черная

Коричневая с золотистыми кантами

Клише
(Фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)


Ещё лежат____ сугробы, а на ____ проталинах уже ( появляться, проситься, заглядывать) ___ цветы. Голубые, как ___, цветочки-подснежники, маленькие, ______.

На ____ опушках (пробиться, распускаться, появиться) сквозь ___ землю ___ цветочки мать-и-мачехи, ____ медуницы, ___ветреница. Они (радовать, удивлять, поражать) нас, символизируя наступление самого ____ времени года – весны.

Результативность урока




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconСочинение-этюд близкое по содержанию зарисовке: автор рассказывает...
Подготовка к сочинению по картине ф. П. Толстого «цветы, фрукты, птица»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconАлександровича Пластова «Сенокос»
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема опыта деятельности
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема: «Красавица Гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема: «Сказочная гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема самообразования «Двигательная активность детей в доу вне занятий»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconКонспект интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconМысль написать картину «Опять двойка» родилась у художника на уроке,...
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (Слайд 1)
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconТема: Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе Цель урока
А. И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать...
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconКонспект открытого занятия. Педагог дополнительного образования Панфилова...
Для учащихся: цветной картон, карандаш, ножницы, клей, кисточка, набор цветных вязаных косичек, заготовки вязаных листочков, 2-3...
Тема урока : Подготовка к сочинению-миниатюре «Весенние цветы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Весенние цветы» по разделу художественно-эстетического развития образовательная область «Музыка»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск