Скачать 0.56 Mb.
|
Институт развития образования Республики Татарстан «Я – «Кедр»: полет продолжаю», или 108 звездных минут Казань – 2011 Институт развития образования Республики Татарстан Авторы-составители: В. И. Пискарёв, проректор по науке и инновациям ИРО РТ, к.ист.н., доцент И. В. Сафронова, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ, к.ист.н. И. М. Фокеева, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ «Я – «Кедр»: полет продолжаю», или 108 звездных минут: Методические рекомендации к уроку, посвященному 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина / Науч. рук. В. И. Пискарёв. Авторы-составители: В. И. Пискарёв, И. В. Сафронова, И. М. Фокеева. – Казань, 2011. – 56с. Пособие предназначено в помощь учителям для проведения урока, посвященного 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В него включены сведения по истории отечественной космонавтики, биографические данные Ю. А. Гагарина, материалы об историческом, непреходящем значении его космического старта, а также методические рекомендации по проведению урока для разных возрастных групп учащихся. © «ИРО РТ», 2011 Введение 2011 год войдет в новейшую историю России как Год российской космонавтики. Так было определено Указом президента РФ Д. А. Медведева «О праздновании 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина». Ключевая дата Года российской космонавтики - 12 апреля. Именно в этот день полвека тому назад с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Первым космонавтом был гражданин СССР лётчик старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, которому уже во время полета было досрочно присвоено звание майора. Всего 108 минут провел он в космосе, увидев с высоты более трехсот километров Землю. Это были его звездные минуты, звездные минуты страны, всего человечества (землян). Начался новый этап космической эпохи - эпохи непосредственного проникновения человека в космос. 12 апреля – одна из самых ярких, волнующих, значительных страниц в истории освоения космического пространства. На ней запечатлены и восхищение мощью человеческого разума и техники, и всеобщий восторг, и сознание безграничности открывшихся перспектив, и понимание уникальности и хрупкости земной цивилизации, которую нужно всем и каждому пестовать. Новое мироощущение раньше других передал первый в мире космонавт. «Облетев Землю, - писал он в своей записке после возвращения из космоса, - я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» В замечательных, исполненных философского смысла строках выразил ценностный смысл произошедшего поэт Александр Твардовский, земляк Ю.А. Гагарина: Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронёсся по людским сердцам! Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясённый сам. Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пестром пламени знамён. Когда безвестный сын земли смоленской Землёй-планетой был усыновлён. Жилец Земли, геройский этот малый, В космической посудине своей, По круговой, вовеки небывалой, В пучинах неба вымахнул над ней… В тот день Земля как будто меньше стала, Но стала людям, может быть, родней. Ах, этот день невольно или вольно Рождавший мысль, что за чертой такой На маленькой Земле зачем же войны, Зачем же все, что терпит род людской. Ты знал ли сам, из той глухой Вселенной Земных своих достигнув берегов, Какую весть, какой залог бесценный Доставил нам из будущих веков? На этой странице запечатлен статус нашей страны как великой космической державы. 12 апреля 1961 г. она еще раз продемонстрировала, что является одним из лидеров мировой космонавтики. И потому всё написанное на той странице тогда, полвека назад, не меркнет с течением времени, составляет безусловную гордость нашего народа, источник патриотического воспитания. Сказанное позволяет определить проблемно-тематическое, ценностное содержание единого урока, посвящённого 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина. Его предстоит провести в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан, как и всей страны. Очевидно, что при всём своеобразии (вариативности) урока в начальной, основной и старшей школе, в разных возрастных группах его информационное наполнение будет включать в себя сведения по истории отечественной космонавтики, долгие годы занимавшей лидирующие позиции, биографические данные Ю.А. Гагарина, материалы об историческом, непреходящем значении его полета в космос. С учетом этого определена структура пособия, выработаны методические рекомендации. Основная часть
Дорога в космос начиналась как мечта, фантастический проект. С этой мечтой человечество жило не одну тысячу лет, что запечатлено в различных восточных эпосах, легендах. Можно напомнить учащимся и греческий миф о полёте к Солнцу Икара на скреплённых воском крыльях. В Новое время немецкий астроном Иоганн Кеплер, вдохновлённый идеей полета на Луну, написал фантастический роман «Сон, или Астрономия Луны». Эта же идея двигала рукой французского писателя, мыслителя-вольнодумца Сирано де Бержерака («Путешествие на Луну», 1657). Рациональный ХХ век покончил с «космическими» фантазиями. Российский ученый К.Э. Циолковский теоретически обосновал возможность полётов в космическом пространстве, показал реальность их технического осуществления. С выходом его труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) Россия стала лидером теоретической космонавтики (за рубежом первый труд по космонавтике был опубликован в 1913 г.). В 20-е гг. эстафету принял СССР. Теперь космонавтика получила не только теоретическое измерение. В 1921 г. начались работы в области ракетной техники. Н. И. Тихомиров, специалист в этой области, еще с конца XIX в. занимавшийся проблемой создания реактивных снарядов, организует Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). Ее деятельность сосредоточивается на создании ракетных снарядов на бездымном порохе. Через восемь лет в ГДЛ появляется новый проект: будущий академик АН СССР, основоположник отечественного ракетного двигателестроения В. П. Глушко начинает и вскоре успешно осуществляет разработку ракет с электрическими и жидкостными ракетными двигателями. Созданная в Москве Группа изучения реактивного движения (ГИРД) проводит в 1933 г. под руководством С. П. Королёва, также будущего академика АН СССР, первые пуски советских жидкостных ракет конструкции М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В конце этого года на базе ГДЛ и ГИРД организуется Реактивный научно-исследовательский институт. Его специалисты создают ряд экспериментальных баллистических ракет и двигателей к ним. Дорога в космос становилась всё более реальной. После окончания Второй мировой войны многие страны форсировали работы по ракетной технике. СССР не мог игнорировать вызов времени и нашёл на него достойный ответ, опередив своего основного конкурента – Соединенные Штаты Америки. Решающие шаги по дороге в космос были совершены, подчеркивает учитель, во второй половине 1950-х гг. И первой эти шаги сделала наша страна, открыв череду основных событий космической эры. Для наглядности можно использовать таблицу «Основные события космической эры» (вплоть до 1962 г.). Основные события космической эры (вплоть до 1962 г.)
|
Классный час Тема «Наркотика свобода или зависимость, полет или падения?» Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанных с наркотиками | Руководство по выполнению теста 1: Ответьте «Да», если высказывание... Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | ||
Название мероприятия «108 минут и вся жизнь: Ю. Гагарин» выставка-витрина к 80-летию со дня рождения Ю. Гагарина | Криминалистическая полиграфология: миф или реальность? ... | ||
О режиме работы школы Для четкой организации труда учителей и школьников Начало занятий в 8 часов 30 минут. В 8 часов 15 минут – утренняя зарядка. Предварительный звонок на первый урок в 8 часов 25 минут.... | Тест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующую фразу? Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | ||
Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Исполнение сольной программы продолжительностью до 30 минут, обязательно... Исполнение сольной программы (продолжительностью 30-40 минут), составленной по собственному усмотрению. Обязательно должно быть представлено... | ||
Cценарий Последнего Звонка 2010-2011 год Дорогие друзья! Сегодня в нашем аэровокзале торжественное событие. Мы отправляем в путь авиалайнер, экипаж которого выпускники 2011... | Тесты для родителей Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжительность уроков: 1 классы – 35 минут; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре... | Регламентирование образовательного процесса на 2013-2014 учебный год Продолжительность у рока в 1 классе в первом полугодии – 35 минут; во втором полугодии 45 минут; во 2 – 9 классах – 45 минут в течение... | ||
Р. Арнхейм визуальное мышление «Сейчас 3 часа 40 минут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он помнит, что полчаса — это тридцать минут:... | Приказ по школе №280 От 30 августа 2013 года В 1 классе «ступенчатый» режим обучения (сентябрь и октябрь – 3 урока в день по 35 минут; ноябрь и декабрь – 4 урока по 35 минут;... | ||
Экзамен по русскому языку (письменный и устный) для абитуриентов-иностранцев... Продолжительность устного ответа на экзамене – 15 минут (+ 15 минут на подготовку ответа) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Домашний уют и разговорная практика: Проживание в семье идеально подходит для практики английского языка вне школы. Вы можете выбрать... |