Скачать 0.63 Mb.
|
«Методическая работа как условие повышение профессионализма педагога» Выпускная квалификационная работа Выполнила Перевозная Е.А. Научный руководитель Долгушина А.П. г. Хабаровск 2010 год Содержание: Введение Глава 1. Развитие методической службы. Глава 2. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога. 2.1 Организационная структура методической службы в образовательном учреждении. 2.2 Формы и методы работы с педагогами. Заключение. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9. Приложение 10. Приложение 11. Приложение 12. Список литературы. Введение. Актуальность проблемы и темы исследования. Процесс длительного реформирования Российской системы образования, обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года, одним из основных направлений реформы названо повышение качества и эффективности образовательного процесса. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе» - президентская инициатива «Наша новая школа». Все сложнее разобраться школьному учителю в потоке инноваций. Профилизация и информатизация образования, ЕГЭ и дистанционные формы обучения, изменение содержания образования и новые требования к его качеству. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов. Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты в целом ряде исследований: – повышения качества педагогической деятельности рассматривались в работах В.И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.Е. Марона, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.; – методическая деятельность В.Г. Быковой, В.В. Дудникова, Н.Д. Иванова, В.М. Лизинского, Н.В. Немовой, А.П. Ситник, Л.Ф. Спирина и др.; – организации методической работы в школе посвящены труды Р.И. Будниковой, Л.П. Быстровой, С.Г. Воровщикова, Л.И. Дудиной, В.И. Зверевой, Е.Н. Линчинской, И.Н. Орловой и др. Особое внимание в последнее время уделяется основам научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений (О.М. Зайченко, Е.И. Казакова, Т.А.Каплунович, М.Н. Певзнер, Е.Е. Сергеева, А.П. Тряпицына, Л.В. Хорькова, И.П. Цевелюх, Р.М. Шерайзина, А.Г Ширин). Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Школьная методическая служба является качественно новым этапом развития в этой области. Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия: - необходимость модернизации самой системы методической работы в образовательном учреждении и отсутствием методического обоснования стратегии и тактики этой модернизации; - повышенными требованиями к работе педагогов и неготовность их удовлетворить данные ожидания общества в силу недостаточности научно-методического и технологического опыта работы; - традиционные подходы в организации методической работы в школе, и недостаточность их эффективности. Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога». Объект исследования - методическая служба в образовательном учреждении. Предмет исследования – Модель методической службы школы в условиях модернизации образования. Цель исследования – научное обоснование и разработка модели методической службы для образовательного учреждения. Гипотеза исследования – эффективность методической работы в современной школе может быть повышена за счёт: - целостности системы; - вариативной (по степени включения в методическую работу школы) структуры; - решения задачи не только учебно-методического, но и научно-исследовательского характера; - удовлетворения запросов школы и возможностей всего педагогического коллектива (как коллективные, так и индивидуальные); - развития ценностно-ориентированного единства педагогического коллектива, формированию его эмоционально-психологического климата, укреплению профессиональных и личностных контактов педагогов. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности учителей. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке моделей методических служб общеобразовательных учреждений. Положения курсового исследования и разработанные научно-методические рекомендации могут служить основанием для проектирования систем оценки качества и эффективности методической работы в школах. Предложенная технология аналитико-диагностического цикла может быть применима в работе руководителей школ, в практике проведения мониторинга инновационных проектов, в деятельности различных экспертных советов и комиссий. Разработанный в ходе исследования инструментарий позволит осуществлять оценку успешности процессов модернизации образования на разных уровнях. Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими позициями, применением комплекса теоретических и эмпирических методов научного исследования, адекватных природе исследуемого объекта и опытно-поисковой работе. Глава 1. Развитие методической службы. Модернизация Российского образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: - диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать, реальные цели и задачи своей деятельности; - отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты; - выстраивать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы; - организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности. Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», по определению В.И. Андреева, а как педагога – исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. В это связи особое значение приобретает методическая работа в школе, способствующая развитию педагогического мастерства. Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления образовательным процессом. Понятие «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, - в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в ХIХ веке. Так, Положение о гимназиях 1828 года рекомендовало создавать педагогические советы для обсуждения вопросов содержания и методов преподавания. Во второй половине ХIХ века получает распространение практика проведения съездов учителей. К ним готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов, сделанных учителями и учащимися. На съездах анализировались уроки, посещенные попечителем учебных заведений, зачитывались рефераты о своих успехах и недостатках. Таким образом, уже тогда определились важные составляющие методической работы: посещение и анализ уроков, самоанализ , обобщение личного опыта, обмен педагогическим опытом. Тогда же стали возникать и прообразы современных методических объединений - предметные секции при обществах взаимопомощи учителям. Знаменательным для развития методической работы событием стал I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, который проходил 5-16 января 1914 г. Именно на нем и было впервые указано на необходимость создания службы учителей-инструкторов, теоретически и практически подготовленных и избираемых учительскими организациями. В их обязанности входили разъезды по школам с целью демонстрирования перед учителями на образцовых уроках новейших приемов и методов постановки учебного дела, чтение докладов по этому вопросу и проверка достигнутого результата. В 1920-е годы в связи с ликвидацией неграмотности в школы пришло много учителей-неспециалистов, и методическая работа вновь приобрела особую актуальность. Ею стали руководить «методические бюро», позднее преобразованные в педагогические или методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей. В 30-х годах в первых Положениях о педагогических кабинетах нашли свое отражение обязанности методистов: посещение и анализ уроков учителей, оказание им консультативной помощи, планирование и проведение заседаний методических объединений, обзор литературы, обобщение и распространение передового педагогического опыта. К 60-м годам сложились практически все ставшие традиционными формы методической работы. Этот же период характерен и появлением первых серьезных научно-теоретических исследований, посвященных методической работе. Так, в своем диссертационном исследовании В.Т. Рогожкин определил три основные организационные формы методической работы: педагогический совет, методическое объединение, самообразование. В 70-80-е годы стали появляться серьезные исследования, затрагивающие аспекты методической работы. При этом следует отметить, что для указанного периода было характерно ее отождествление с системой работы по обобщению и внедрению в школьную практику передового педагогического опыта и повышением квалификации педагогов. В это же время объектом детального изучения становится методическое объединение как одна из важнейших организационных форм методической работы. В последние годы интерес к методической работе в педагогике и школоведении значительно вырос. Вопросы о том, что такое методическая работа и методическая служба, каковы функции, содержание и формы деятельности последней, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника и др. Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. В изданной в 1988 г. под редакцией Ю.К. Бабанского книге «Методическая работа в школе: организация и управление» собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников». М.М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта». Н.В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса». В.П. Симонов (1999 г.) отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся». По определению В.И. Андреева (2000 г.), «методическая работа в школе - это разнообразная деятельность учителей, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию». Как один из видов гностической деятельности педагогического коллектива школы, способствующей профессиональному росту учителей и развитию учебно-воспитательного процесса, рассматривают методическую работу Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина. Методическая работа рассматривается и как «управление процессом профессионального и личностного развития педагогических кадров, развертывание творческого потенциала и педагогической индивидуальности каждого учителя». Т.Н. Макарова (2002 г.) считает, что методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса». Ряд авторов разделяют понятия «методическая работа» и «научно-методическая работа», понимая под первой обязательную составную часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты (разработки, конспекты и т.п.), обеспечивающие педагогические и управленческие действия, а под второй -ориентированную на экспериментальное воплощение необязательную составную часть методической работы. Для зарубежной школы более характерно выделение не методической работы в целом в привычном для нас понимании, а системы непрерывного повышения квалификации и развития педагогического мастерства, организованной как на государственном уровне, так и в самой средней школе. Для совершенствования профессиональной подготовки в школах США, например, применяют такие формы и методы работы, как взаимопосещение и обсуждение уроков, консультирование молодых педагогов. В конце XX - начале XXI века методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы. Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XIX - начала XXI века; основная цель работы методического кабинета - оказание практической помощи учителям в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования. На сегодняшний день остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом. |
Выполнила Студентка группы №41с пашкова А. И. Научный руководитель... Целью исследования является статистический анализ безработицы в Российской Федерации. В соответствии с целью поставлены конкретные... | Реферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выполнила студентка 42 группы Филиппова Э., руководитель практики Воробьева Т. А | К детям в образовательном процессе Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический... | ||
«Актуальные проблемы реализации фгос общего образования». Руководитель... | Дипломная работа Исследование способности животных предсказывать... Исследование влияния погодных условий на поведение медицинской пиявки. 16 | ||
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон | Работу выполнила ученица 3 класса моу «Сосновская оош» Семенова Анастасия... Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз... | ||
«утверждаю» Научный руководитель цдоп и дии «Турниры фм» к андидат филологических наук, доцент | Литература Введение Научный руководитель учитель математики высшей категории Сукманова Светлана Валентиновна | ||
Проектная работа : «школьная форма» Власова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов гбоу сош №727, научный руководитель проекта | Об одной задаче идентификации сложных систем дмитриев Е. И. научный... Ознакомиться: 1 с классификацией и конструкцией основных типов подшипников качения | ||
Дипломная работа Научный руководитель начальник отдела асу зао «Горэлектросети» Субд, автоматизация, interbase, электронный справочник, оперативно диспетчерская служба, электросеть | Рациональное в творчестве журналиста альшевская К. С. научный руководитель... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Удк 735. 29 Евгеника Козяева Д. А., научный руководитель д-р биол наук Брильков А. В Планируемые результаты: учащиеся должны уметь охарактеризовать суть основных методов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концептуальной программы «Школы Росси» научный руководитель А. А. Плешаков. М: Просвещение 2012 |