Скачать 2.03 Mb.
|
Российская академия предпринимательства Новосибирский филиал Н.И. Константинова КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯУчебное пособиеНОВОСИБИРСК 2006 ББК 20я73 К65 Константинова Н.И. К65 Концепция современного естествознания: Учебное пособие. – Новосибирск: НФ РАП, 2006. Рецензент: доктор химических наук, профессор Ю.И. Михайлов. Учебное пособие утверждено к изучению на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественных наук». Протокол № 5 от 27 января 2006 г. Рекомендовано к изданию Ученым советом НФ РАП, протокол № 4 от 6 февраля 2006 г. В учебном пособии изложены в соответствии с требованиями Государственного стандарта история развития естествознания и основные концептуальные положения физики, химии, биологии. Пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей. ББК 20я73 К65 Константинова Н.И., 2006 НФ РАП, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент организации» 061100 от 17.03.2000 г., «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 060500 формирует общие требования к образованности бакалавра, относящиеся к дисциплине «Концепции современного естествознания». Студент в области «Концепции современного естествознания» должен знать и иметь представление; – о самоорганизации в живой и неживой природе; – об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; – о взаимоотношениях между физическими, химическими и биологическими процессами; – о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; – о биологическом многообразии, его роли в сохранении биосферы и принципах систематики; – о физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека; – о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; – о месте человека в эволюции Земли, ноосфере, парадигме единой культуры. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЦЕЛИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Курс построен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, его цель сформулирована в терминах: «иметь представление», «знать» и «уметь». Главной частью курса является история развития естествознания, этапы становления науки, биологии, химии, физики. Цели курса сформулированы в терминах, допускающих проверку качества знания студента. Для проверки подготовленности студента по предмету используются задачи (для студентов дневного отделения – тест). ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ Студент после прохождения обучения должен иметь представление: – об основных этапах развития естествознания, молекулярной логике живого, о взаимоотношениях между химическими, физическими и биологическими явлениями; – о проблемах здравоохранения, связанных с питанием человека; – о принципах воспроизводства и развитии живых систем, о биотехнологии и генной инженерии, о генетике и эволюции; – о биологической индивидуальности, онтогенезе и филогенезе; – о биологических пределах человеческой жизни, об основных факторах риска для здоровья человека, об экологии окружающей среды; – о биосфере и месте человека, о ноосфере и биологических за конах; Должен знать: – основные понятия и законы химии; – структуру, свойства и биологическую роль молекулярных компонентов клеток организма; – основные законы генетики и передачи наследственной ин формации; – специфику современных экологических проблем. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Основной вид учебных занятий студентов-заочников – самостоятельная работа над учебным материалом. По курсу «Концепции современного естествознания» она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольного задания; индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций и семинаров; сдача экзамена по всему курсу; написание реферата. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В процессе изучения курса «Концепции современного естествознания» студент должен выполнить контрольную работу. К выполнению контрольной работы можно приступить после освоения определенной части курса и анализа решений соответствующих примеров. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена; для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля; писать четко и ясно; номера и условия задач переписывать в том порядке, в каком они указаны в задании. В конце работы следует дать список использованной литературы с указанием года издания. КОНСУЛЬТАЦИИ И ЛЕКЦИИ Консультации по курсу проводятся во время установочной, экзаменационной сессии, а также в межсессионный период. Они выполняются как в устной, так и в письменной форме по запросу студента. Основные вопросы разделов курса, понимание которых необходимо для самостоятельной работы студента над контрольным заданием, преподаватель рассматривает на установочной сессии во время лекции-консультации. ЗАЧЕТ И ЭКЗАМЕН Основные теоретические вопросы курса студенты рассматривают на практических занятиях. К сдаче экзамена допускаются студенты, которые выполнили контрольные задания, написали реферат по предложенной тематике и освоили все вопросы к экзамену/зачету. 4.1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ НАУК 1. Естествознание – это наука о Природе как единой целостности. 2. Естествознание – это совокупность наук о Природе, рассматриваемых как единое целое. На первый взгляд эти два определения различны. Действительно, в первом из них говорится всего лишь об одной науке о Природе, тогда как второе определение говорит о естествознании как о множестве наук, изучающих Природу. На самом же деле между этими двумя определениями большого различия нет, ибо под «совокупностью наук» подразумевается не просто сумма разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга. Это одна наука. Отличием естествознания как науки от специальных естественных наук является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, «выискивая» наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает Природу как бы сверху. При изучении отдельных естественных предметов в средней школе, вы, вероятно, заметили, что каждый предмет – химия, физика, или география имеет свои особенности. Естествознание, признавая специфику входящих в него наук, в то же время имеет своей главной целью исследование Природы как единого целого. Зачем же следует изучать естествознание? Для того, чтобы четко представить себе подлинное единство Природы, то единое основание, на котором построено все разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро– и макромиры: Землю и Космос, физические и химические явления между собой, а также с жизнью и разумом. Изучая отдельные естественные, науки, невозможно познать Природу как единое целое. Действительно, предположим, что вы хорошо представляете работу отдельных органов человека, но вы, вероятно, не всегда знаете те законы, которым подчиняется работа этих органов. Поэтому изучение предметов по отдельности – физики, химии и биологии, – является лишь первой ступенькой к познанию Природы во всей ее целостности, т.е. познанию ее законов с общей естественнонаучной позиции. Отсюда вытекает и цели естествознания, предполагающие решение двух задач: 1) выявления скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений; 2) более глубокого и точного познания самих этих явлений. Эта программа продиктована реальным ходом познания Природы. 4.1.1 Природа как единственный объект исследования естествознания Естествознание традиционно подразделяют на физику, химию, биологию и психологию. Физики имеют дело не только со всевозможными материальными телами, но с материей вообще. Химия изучает различные вещества. Предмет исследования биологии – живые организмы, а психология имеет дело с познанием тайн человеческой психики. Следует, однако, иметь в виду условность такого деления. Дело в том, что сама Природа едина, она не знает наук, изобретенных человечеством для ее познания. Очень часто в центре исследования самых разнообразных естественных наук стоит всего одно какое-нибудь природное явление, которое изучается с разных точек зрения, с позиций разных естественных наук. Каждая из данных наук склонна применять свои специальные методы и подходы для создания собственного научного представления о предмете. Но «нельзя объять необъятное»! Каждая из данных наук может «поставлять» лишь часть специальных знаний об изучаемом сложном явлении. Истинное же знание об изучаемом предмете как едином целом может быть получено при объединении этих специальных представлений, поиске точек пересечения разных наук, установлении взаимосвязи между отдельными открытиями и поиске первоначальных причин явления. Единство объектов исследования приводит к тому, что появляются новые, так называемые междисциплинарные науки, стоящие на стыке нескольких традиционных естественных наук. Среди них – биофизика, физическая химия, физико-химическая биология, психофизика и т.д. Сегодня, например, всю химию можно назвать физической. Это продиктовано невозможностью объяснить химические явления чисто химическим средствами и, следовательно, необходимо обращение к физике. Такое объединение химии и физики есть не что иное, как проявление единства Природы, которая, как уже говорилось выше, не знает деления на разные науки. Тенденции такого единения или интеграции естественнонаучных знаний стали проявляться очень давно. Еще в 1747–1752 годах М.В. Ломоносов (1711–1765) обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений. Он придумал имя для новой науки, назвав ее физической химией. Кроме физики, химии и биологии к естественным наукам относятся и другие, например, геология и география, которые имеют комплексный характер. Геология изучает состав и строение нашей планеты в их эволюции на протяжении миллиардов лет. Ее основные разделы – минералогия, петрография, вулканология, тектоника и т.д. –производные от кристаллографии, кристаллофизики, геофизики, геохимии и биогеохимии. Также и география «пропитана» физическими, химическими и биологическими знаниями, которые в разной степени проявляются в таких ее основных разделах, как: физическая география, география почв и т.д. Таким образом, все исследования Природы сегодня можно представить в виде огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук. |
Н. И. Константинова концепции современного К65 Концепция современного естествознания: Учебное пособие. – Новосибирск: нф рап, 2012 | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | ||
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | ||
Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | Концепции современного естествознания глава 12. Онтогенетический... Дубнищева т. Я концепции современного естествознания глава 12. Онтогенетический уровень организации жизни. Концепции эволюционной... | ||
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Программа дисциплины концепции современного естествознания Поэтому студентам, изучающим юридические науки необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать... |