Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»





Скачать 80.52 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
Дата публикации17.09.2013
Размер80.52 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Конспект урока литературы

по творчеству А.А.Блока.
Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (Цикл

стихотворений А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»)
Цель: показать, как факт личной биографии отражается в

поэзии А.А.Блока, раскрыть особенности поэтического

мира раннего периода творчества поэта.
Форма урока: урок-композиция.
Задачи: 1) формирование умения соотносить реальные

биографические факты с поэтическим миром поэта,

закрепление навыков выразительного чтения;
2) развивать образное мышление, внимание учащихся;

развивать умение грамотно излагать свои мысли,

обогащать словарный запас;

3) воспитывать интерес к художественной литературе,

поэзии и искусству в целом.
Оформление, оборудование: в классе опущено затемнение,

зажжены свечи, звучит приятная легкая музыка; через

проектор на экран выведены портреты А.Блока и

Л.Менделеевой. В ходе урока на экране меняются

фотографии из жизни А.Блока периода создания цикла

«Стихов о Прекрасной Даме»


Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.


2. Новый материал.
Ведущий. Александр Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было невозможно жить. Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.
1-ый уч-к. Будучи 16-летним юношей А.Блок встретил Л.Менделееву на спектакле и полюбил ее на всю жизнь. Их роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то переходил к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой девушке. Поэт долго ухаживал за своей возлюбленной, а перед самым объяснением, 5 ноября 1902 года, он написал:

Я закрою голову белым.

Закричу и кинусь в поток.

И всплывет, качнется над телом

Благовонный, речной цветок.

2-ой уч-к.

Мне страшно с тобою встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.
По улице ходят тени,

Не пойму – живут или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.
3-ий уч-к. В ту роковую ночь объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились. А 17 августа 1903 года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба.
4-ый ученик. Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась книга стихов о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа: ревность, холодность, встречи, тоска – все воплотилось в ином плане, претворилось в мелодично сложенные строки.
5-ый уч-к.

Сегодня шла Ты одиноко.

Я не видал Твоих чудес

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

Или:

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.
Ведущий. Жизнь приобрела легкость, возвышенность, поэтичность и лиризм возведенный в ранг обобщений. В любой мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла
Я стал всему удивляться,

На всем условия печать.
6-ой уч-к.
Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.
Ведущий. Предчувствия, которыми пронизаны все стихи этого цикла, - не просто предчувствия счастья, ответа на любовь, но ожидание чуда:

И нам недолго любоваться

На эти здешние пиры:

Пред нами тайны обнажаться,

Возблещут дальние миры.

Эти ожидания, при всей их религиозной сущности, полны живой страсти, напряженной тревоги, ликования, юношеской экзальтации
7-ой уч-к.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно и низко.

Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.
8-ой уч-к.

Верую в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли…
Непостижимого света

Задрожали струи.

Верно в Солнце Завета

Вижу Очи Твои.
Ведущий. «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны связью с вселенной, с вечностью. Неслучайны здесь упоминания о Ветхом Завете, о рождении мира, света, любви, о деяниях Бога. Человек – это творение рук божьих по его образу и подобию. Образ женщины обожествляется, возносится к небесам, приобретая статус Вечной Женственности, царящей во всем мире, соединяющей мир живых и мертвых.
9-ый уч-к.

У забытых могил пробивалась трава.

Мы забыли вчера… и забыли слова…

И настала кругом тишина…
…Только здесь и дышать, у подножья могил,

Где когда-то я нежные песни сложил

О свиданье, быть может, с Тобой…

Где впервые в мои восковые черты

Отдаленною жизнью повеяла Ты,

Пробиваясь могильной травою…
Ведущий.

В этом цикле стихов Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В другом лирическом напеве прекрасная Дама предстает в образе девы-чайки в волнах влюбленного напева

10-ый уч-к.

Мы шли на Лидо в час рассвета

Под сетью тонкого дождя.

Ты отошла, не дав ответа,

А я уснул, к волнам сойдя.

Я чутко спал, раскинув руки,

И слышал мерный плеск волны.

Манили страстной дрожью звуки.

В колдунью-птицу влюблены.

И чайка-птица, чайка-дева

Все опускалась и плыла

В волнах влюбленного напева.

Которым ты во мне жила.
Ведущий. Мы окунулись с вами в прекрасный завораживающий мир любовной лирики раннего А.А.Блока, в которой запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию.

11-ый уч-к.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.
Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты.

Но в каждом доме, в каждом крове

Ищу отважной красоты.
Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!
И скоро я расстанусь с вами,

И вы увидите меня

Вон там, за дымными горами,

Летящим в облаке огня!
3. Заключение. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
4. Домашнее задание. Выучить наизусть 2 стихотворения А.А.Блока из цикла «Стихов о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconУрок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока
...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана»
Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconПодготовлен Темлюковой Натальей Владимировной, Учителем русского...
Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке....
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана»....
Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути…
...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока «Времена года» (Тема урока) фио (полностью) Егорова Татьяна Альбертовна
Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока литературы в 8 классе. Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск