Скачать 80.52 Kb.
|
Конспект урока литературы по творчеству А.А.Блока. Тема: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (Цикл стихотворений А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме») Цель: показать, как факт личной биографии отражается в поэзии А.А.Блока, раскрыть особенности поэтического мира раннего периода творчества поэта. Форма урока: урок-композиция. Задачи: 1) формирование умения соотносить реальные биографические факты с поэтическим миром поэта, закрепление навыков выразительного чтения; 2) развивать образное мышление, внимание учащихся; развивать умение грамотно излагать свои мысли, обогащать словарный запас; 3) воспитывать интерес к художественной литературе, поэзии и искусству в целом. Оформление, оборудование: в классе опущено затемнение, зажжены свечи, звучит приятная легкая музыка; через проектор на экран выведены портреты А.Блока и Л.Менделеевой. В ходе урока на экране меняются фотографии из жизни А.Блока периода создания цикла «Стихов о Прекрасной Даме» Ход урока.
2. Новый материал. Ведущий. Александр Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было невозможно жить. Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни. 1-ый уч-к. Будучи 16-летним юношей А.Блок встретил Л.Менделееву на спектакле и полюбил ее на всю жизнь. Их роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то переходил к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой девушке. Поэт долго ухаживал за своей возлюбленной, а перед самым объяснением, 5 ноября 1902 года, он написал: Я закрою голову белым. Закричу и кинусь в поток. И всплывет, качнется над телом Благовонный, речной цветок. 2-ой уч-к. Мне страшно с тобою встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму – живут или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. 3-ий уч-к. В ту роковую ночь объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились. А 17 августа 1903 года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба. 4-ый ученик. Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась книга стихов о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа: ревность, холодность, встречи, тоска – все воплотилось в ином плане, претворилось в мелодично сложенные строки. 5-ый уч-к. Сегодня шла Ты одиноко. Я не видал Твоих чудес Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. Или: Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини. Ведущий. Жизнь приобрела легкость, возвышенность, поэтичность и лиризм возведенный в ранг обобщений. В любой мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла Я стал всему удивляться, На всем условия печать. 6-ой уч-к. Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. Дальнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга. Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Ведущий. Предчувствия, которыми пронизаны все стихи этого цикла, - не просто предчувствия счастья, ответа на любовь, но ожидание чуда: И нам недолго любоваться На эти здешние пиры: Пред нами тайны обнажаться, Возблещут дальние миры. Эти ожидания, при всей их религиозной сущности, полны живой страсти, напряженной тревоги, ликования, юношеской экзальтации 7-ой уч-к. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду – и горестно и низко. Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 8-ой уч-к. Верую в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли… Непостижимого света Задрожали струи. Верно в Солнце Завета Вижу Очи Твои. Ведущий. «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны связью с вселенной, с вечностью. Неслучайны здесь упоминания о Ветхом Завете, о рождении мира, света, любви, о деяниях Бога. Человек – это творение рук божьих по его образу и подобию. Образ женщины обожествляется, возносится к небесам, приобретая статус Вечной Женственности, царящей во всем мире, соединяющей мир живых и мертвых. 9-ый уч-к. У забытых могил пробивалась трава. Мы забыли вчера… и забыли слова… И настала кругом тишина… …Только здесь и дышать, у подножья могил, Где когда-то я нежные песни сложил О свиданье, быть может, с Тобой… Где впервые в мои восковые черты Отдаленною жизнью повеяла Ты, Пробиваясь могильной травою… Ведущий. В этом цикле стихов Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»: …Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты. В другом лирическом напеве прекрасная Дама предстает в образе девы-чайки в волнах влюбленного напева 10-ый уч-к. Мы шли на Лидо в час рассвета Под сетью тонкого дождя. Ты отошла, не дав ответа, А я уснул, к волнам сойдя. Я чутко спал, раскинув руки, И слышал мерный плеск волны. Манили страстной дрожью звуки. В колдунью-птицу влюблены. И чайка-птица, чайка-дева Все опускалась и плыла В волнах влюбленного напева. Которым ты во мне жила. Ведущий. Мы окунулись с вами в прекрасный завораживающий мир любовной лирики раннего А.А.Блока, в которой запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию. 11-ый уч-к. Я вам поведал неземное. Я всё сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле. Скамья ладьи красна от крови Моей растерзанной мечты. Но в каждом доме, в каждом крове Ищу отважной красоты. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор! И скоро я расстанусь с вами, И вы увидите меня Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня! 3. Заключение. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. 4. Домашнее задание. Выучить наизусть 2 стихотворения А.А.Блока из цикла «Стихов о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся). |
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока ... | Конспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | ||
Конспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана» Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Подготовлен Темлюковой Натальей Владимировной, Учителем русского... Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация | Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | ||
Конспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке.... Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому... | Конспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана».... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | ||
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… ... | ||
План-конспект урока литературы Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | Конспект урока «Времена года» (Тема урока) фио (полностью) Егорова Татьяна Альбертовна Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале... | ||
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней... | Конспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи» Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта |