Скачать 63.27 Kb.
|
Открытый урок литературы в 11 классе Тема урока: Во всем мне хочется дойти до самой сути… (поиски духовных опор поэтами серебряного века) Цель урока: учитывая потенциальные возможности выпускников, их интересы, способности и личностные качества подвести итог изученной темы, провести исследовательский поиск: что помогает нам сегодня и помогало поэтам серебряного века жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия... Помочь выпускникам ощутить себя сопричастными к искусству, творчеству; воспитывать личностное отношение к рассматриваемым проблемам. Целевая установка Мы в этот мир приходим не спросясь, Толчком ноги распахиваем двери, Нелепых поражений, не боясь Нам наплевать на горечь поражений. Мы входим, будто знаем: мир для нас, И только нам подарены улыбки… Глядя на вас, молодых, красивых, мечтающих о будущем, я приглашаю вас к разговору: Что помогает вам сегодня и что помогало им, поэтам серебряного века, жить, думать, чувствовать, свершать открытья? Оформление доски 11 век Авиценна: Я волос расщепил и хоть на волосок К разгадке бытия приблизиться не смог. Я тыщу солнц в душе своей зажег, Но мир по-прежнему и тёмен, и жесток. Сергей Есенин: Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. … Говорят, что наша жизнь похожа На предмет, желанный всем вокруг. Что не стал со временем дороже, А напротив, стал ненужным вдруг… А еще говорят, что нынешняя молодежь живет безумно. У нее нет никаких стремлений, идеалов. Мне в это не хочется верить. Давайте перелистаем страницы былого, окунемся во время, когда было и холодно, и безнадежно, и уныло, но люди жили, преображали мир, жили тогда, когда, казалось, невозможно жить. Что же помогало им? Что помогает нам сегодня обрести духовные опоры? Борис Леонидович Пастернак… Давайте начнем с его стихотворения «Я пропал, как зверь в загоне…» (чтение учеником стихотворения) … Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Учитель: Страшная безысходность в начале стихотворения и все-таки вера в добро. Девочка зажигает свечу и читает стихотворение: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… Б. Пастернак Учитель: В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души. Уч-ся: У каждого человека есть своя свеча, свой огонек, мечта, которая не дает сбиться с пути. Ученик читает стихотворение Б. Пастернака Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья… Учитель: Я разбивал стихи, как сад, Всей дрожью жилок Цвели бы липа в них подряд Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды… Достигнутого торжества Игра и мука – Натянутая тетива Тугого лука. Учащиеся читают понравившиеся строки … Быть знаменитым некрасиво… … На протяженьи многих зим Я помню дни солнцеворота… - Край любимый.. - Жизнь обман… Но все ж, теснимый и гонимый Я смотрю с улыбкой на зарю, На земле мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благадарю. Осип Эмильевич Мандельштам Человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить, притворяться, лгать. Никогда не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту – свободу. Вспомним моменты его биографии: 1919 год – спасаясь от голода, уехал из Москвы, дважды его по нелепым обвинениям арестовывали белые. Судьба нещадно трепала и била его. В 42 года он отяжелел, поседел, стал плохо дышать, производил впечатление старика, но глаза по-прежнему сверкали. Учитель: «Поэзия – это власть», - сказал он Ахматовой. Вот где источник силы, дававший возможность не сломиться. Мир терял устойчивость, основы, на которых он держался, разрушались. - В каком стихотворении О. Мандельштам говорит о себе? (мне на плечи кидается век – волкодав…) - Но соглашается ли поэт с ролью жертвы века? Нет! Он пишет: Ну что же, если нам не выковать другого, Давайте с этим веком вековать… - Едва ли сыскать в литературе поэта, судьба которого была бы столь трагична, как судьба Мандельштама. … 1937 год, ссылка, вторичный арест, дальневосточный лагерь.. Гибель. - а теперь посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, в каком стихотворении звучат эти строки? Читается стихотворение Бессонница. Гомер. Тугие паруса… - Так что же помогало и помогает разорвать замкнутый круг? (Ум, порядочность, честь,…) - Как вы понимаете слова И море, и Гомер – все движется любовью? - А что для вас любовь? - Умение любить дано каждому? - Любовь всегда созидательна? И ничего в природе нет, Чтобы любовью не дышало… Говоря о любви, мы не можем умолчать о женщинах – поэтессах. Анна Андреевна Ахматова Талантливая, красивая, окруженная всеобщим вниманием и восхищением. Но прошло немногим более 10 лет и находящаяся в расцвете дарования она говорит о себе: «Новые живые люди остаются и останутся холодными и бессердечными к стенаниям женщина, запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть». - О чем ее стихи? Учащиеся: Ее стихи-размышления о противостоянии человека и времени. Свою судьбу она связала с судьбой родной земли и когда многие из тех, с кем она была связана, покинули Россию, она нашла в себе мужество сказать: Не с тем я , кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю Им песен я своих не дам. … мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: иди сюда Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. - Замкнула слух не от искушения, не от соблазна – от скверны. Могли бы вы так же «замкнуть слух», если бы вам предложили бросить все, уехать насовсем? - что для вас Родина? Марина Цветаева Дети говорят о судьбе поэтессы, читают ее стихи, звучат романсы на ее стихи. - Как это горе, не согнуло, не сломало, помогло выжить Ахматовой? Цветаевой? … Я научилась просто мудро жить… Рассуждения учащихся… Что символизирует свеча? Перелистывая страницы любимых стихотворений, выпускники предлагают точки опоры, которые помогали поэтам и помогают нам сегодня жить, думать, чувствовать, свершать открытия… Сообщения учащихся. Страница современной русской поэзии Украины. Мария Тилло (1977-2005) Прожила 28 лет. Жизнь поэта определяется не количеством прожитых лет, а силой того поэтического горения, которое мы называем стихами. В 10 лет она писала стихи, ей были неведомы печаль и горе, она искренне верила, что мир добр… Она, живущая через столетие после поэтов серебряного века, в Черновцах, любит стихи Блока и Есенина и задается теми же вопросами: - В чем смысл жизни? - Почему она так прекрасна и хрупка? Поэты долго не живут Поэтов просто не прощают: Она в реальность воплощают Чего в реальности не ждут… Мария Тилло Названия ее стихотворений говорят сами за себя: «Путь» Человек, оказавшись между Рожденьем и Смертью, ищет свой жизненный путь. «Жизненный путь» Мы спешим, не заметив, куда убегает дорога. Мы куда-то идем в состояньи простого потока. - Оказывается в грязной луже блестит то же высокое небо и отражаются звезды. Несмотря на трагизм стихотворений, они не оставляют ощущения безысходности. Итог урока: Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…» Домашнее задание: Написать эссе «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиографический обзор «Во всем мне хочется дойти до самой сути». К 120-летию со дня рождения Б. Я. Пастернака | Классный час: «Здоровье не купишь» Я. Мне принадлежат мои фантазии и мечты, поражения и ошибки, победы и успехи. Все это мое, и я могу многое менять в самой себе и... | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок алгебры в 7а классе. Тема: «Разложение многочленов на множители. Разность квадратов» Эпиграф: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь» | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок в 5 классе М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без... | ||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:... Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной... | Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | ||
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту | ||
Урок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова» Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | Урок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция» Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,... |