Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути…





Скачать 63.27 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути…
Дата публикации23.08.2014
Размер63.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Открытый урок литературы в 11 классе

Тема урока: Во всем мне хочется дойти до самой сути…

(поиски духовных опор поэтами серебряного века)

Цель урока: учитывая потенциальные возможности выпускников, их интересы, способности и личностные качества подвести итог изученной темы, провести исследовательский поиск: что помогает нам сегодня и помогало поэтам серебряного века жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия... Помочь выпускникам ощутить себя сопричастными к искусству, творчеству; воспитывать личностное отношение к рассматриваемым проблемам.
Целевая установка

Мы в этот мир приходим не спросясь,

Толчком ноги распахиваем двери,

Нелепых поражений, не боясь

Нам наплевать на горечь поражений.

Мы входим, будто знаем: мир для нас,

И только нам подарены улыбки…

Глядя на вас, молодых, красивых, мечтающих о будущем, я приглашаю вас к разговору:

Что помогает вам сегодня и что помогало им, поэтам серебряного века, жить, думать, чувствовать, свершать открытья?
Оформление доски

11 век Авиценна:

Я волос расщепил и хоть на волосок

К разгадке бытия приблизиться не смог.

Я тыщу солнц в душе своей зажег,

Но мир по-прежнему и тёмен, и жесток.
Сергей Есенин:

Я думаю:

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

Говорят, что наша жизнь похожа

На предмет, желанный всем вокруг.

Что не стал со временем дороже,

А напротив, стал ненужным вдруг…
А еще говорят, что нынешняя молодежь живет безумно. У нее нет никаких стремлений, идеалов. Мне в это не хочется верить.

Давайте перелистаем страницы былого, окунемся во время, когда было и холодно, и безнадежно, и уныло, но люди жили, преображали мир, жили тогда, когда, казалось, невозможно жить.

Что же помогало им? Что помогает нам сегодня обрести духовные опоры?

Борис Леонидович Пастернак…

Давайте начнем с его стихотворения «Я пропал, как зверь в загоне…»

(чтение учеником стихотворения)

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Учитель: Страшная безысходность в начале стихотворения и все-таки вера в добро.

Девочка зажигает свечу и читает стихотворение:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Б. Пастернак

Учитель:

В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души.

Уч-ся:

У каждого человека есть своя свеча, свой огонек, мечта, которая не дает сбиться с пути.

Ученик читает стихотворение Б. Пастернака

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья…

Учитель:

Я разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок

Цвели бы липа в них подряд

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды…

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

Учащиеся читают понравившиеся строки

… Быть знаменитым некрасиво…

… На протяженьи многих зим

Я помню дни солнцеворота…

- Край любимый..

- Жизнь обман…

Но все ж, теснимый и гонимый

Я смотрю с улыбкой на зарю,

На земле мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благадарю.

Осип Эмильевич Мандельштам

Человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить, притворяться, лгать. Никогда не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту – свободу.

Вспомним моменты его биографии:

1919 год – спасаясь от голода, уехал из Москвы, дважды его по нелепым обвинениям арестовывали белые. Судьба нещадно трепала и била его. В 42 года он отяжелел, поседел, стал плохо дышать, производил впечатление старика, но глаза по-прежнему сверкали.

Учитель: «Поэзия – это власть», - сказал он Ахматовой. Вот где источник силы, дававший возможность не сломиться.

Мир терял устойчивость, основы, на которых он держался, разрушались.

- В каком стихотворении О. Мандельштам говорит о себе?

(мне на плечи кидается век – волкодав…)

- Но соглашается ли поэт с ролью жертвы века?

Нет! Он пишет:

Ну что же, если нам не выковать другого,

Давайте с этим веком вековать…

- Едва ли сыскать в литературе поэта, судьба которого была бы столь трагична, как судьба Мандельштама.

… 1937 год, ссылка, вторичный арест, дальневосточный лагерь.. Гибель.

- а теперь посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, в каком стихотворении звучат эти строки?

Читается стихотворение

Бессонница. Гомер. Тугие паруса…

- Так что же помогало и помогает разорвать замкнутый круг?




(Ум, порядочность, честь,…)

- Как вы понимаете слова

И море, и Гомер – все движется любовью?

- А что для вас любовь?

- Умение любить дано каждому?

- Любовь всегда созидательна?

И ничего в природе нет,

Чтобы любовью не дышало…

Говоря о любви, мы не можем умолчать о женщинах – поэтессах.

Анна Андреевна Ахматова

Талантливая, красивая, окруженная всеобщим вниманием и восхищением. Но прошло немногим более 10 лет и находящаяся в расцвете дарования она говорит о себе: «Новые живые люди остаются и останутся холодными и бессердечными к стенаниям женщина, запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть».

- О чем ее стихи?

Учащиеся:

Ее стихи-размышления о противостоянии человека и времени.

Свою судьбу она связала с судьбой родной земли и когда многие из тех, с кем она была связана, покинули Россию, она нашла в себе мужество сказать:

Не с тем я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю

Им песен я своих не дам.

мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: иди сюда

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.
- Замкнула слух не от искушения, не от соблазна – от скверны.

Могли бы вы так же «замкнуть слух», если бы вам предложили бросить все, уехать насовсем?

- что для вас Родина?

Марина Цветаева

Дети говорят о судьбе поэтессы, читают ее стихи, звучат романсы на ее стихи.

- Как это горе, не согнуло, не сломало, помогло выжить Ахматовой? Цветаевой?

… Я научилась просто мудро жить…

Рассуждения учащихся…

Что символизирует свеча?
Перелистывая страницы любимых стихотворений, выпускники предлагают точки опоры, которые помогали поэтам и помогают нам сегодня жить, думать, чувствовать, свершать открытия…
Сообщения учащихся.
Страница современной русской поэзии Украины.
Мария Тилло (1977-2005)
Прожила 28 лет. Жизнь поэта определяется не количеством прожитых лет, а силой того поэтического горения, которое мы называем стихами.

В 10 лет она писала стихи, ей были неведомы печаль и горе, она искренне верила, что мир добр…

Она, живущая через столетие после поэтов серебряного века, в Черновцах, любит стихи Блока и Есенина и задается теми же вопросами:

- В чем смысл жизни?

- Почему она так прекрасна и хрупка?

Поэты долго не живут

Поэтов просто не прощают:

Она в реальность воплощают

Чего в реальности не ждут…

Мария Тилло

Названия ее стихотворений говорят сами за себя:

«Путь»

Человек, оказавшись между Рожденьем и Смертью, ищет свой жизненный путь.

«Жизненный путь»

Мы спешим, не заметив, куда убегает дорога.

Мы куда-то идем в состояньи простого потока.

- Оказывается в грязной луже блестит то же высокое небо и отражаются звезды.

Несмотря на трагизм стихотворений, они не оставляют ощущения безысходности.

Итог урока:

Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»

Домашнее задание:

Написать эссе «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиографический обзор «Во всем мне хочется дойти до самой сути». К 120-летию со дня рождения Б. Я. Пастернака
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconКлассный час: «Здоровье не купишь»
Я. Мне принадлежат мои фантазии и мечты, поражения и ошибки, победы и успехи. Все это мое, и я могу многое менять в самой себе и...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок алгебры в 7а классе. Тема: «Разложение многочленов на множители. Разность квадратов»
Эпиграф: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь»
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок в 5 классе М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:...
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… iconУрок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция»
Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск