Скачать 30.46 Kb.
|
Соколовская Гулия Николаевна Учитель музыки МОУ ЧСШ №1 п. Черёмушки «Можем ли мы увидеть музыку» урок в 5 классе М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» Художественно-педагогическая идея урока: Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального» М. Мусоргский Сегодня наш урок я хочу начать с неизвестного вам музыкального произведения. (звучит на фортепиано произведение «В деревне» М. Мусоргского) Скажите, интонация песен какого народа здесь слышна? (русского). Значит, в музыке чувствуется широта, раздолье, мощь. А как построено само произведение, с чего оно начинается? (звучит отрывок) (начинается с песни, мелодия песенная). Эта песня внезапно врывается? (нет, издалека слышна). И что же происходит потом? Эта тихая песня так и осталась в своих рамках? (нет, она вылилась, вышла и вздохнула). А что вы себе представили, когда звучала эта музыка? (широта в природе – поле, бесконечное пространство, где-то вдали идут люди с работы и поют, вот они подходят ближе и мы отчётливо слышим слова песни. Люди устали,но в них есть та скрытая сила, непонятная другим, сила любви к своему дому, к родным, к своей земле). Мы послушали отрывок из пьесы Модеста Мусоргского «В деревне» Международная организация ЮНЕСКО объявила 1989 год – годом Мусоргского. А это значит, что во всех концертных залах целый год звучала музыка Модеста Петровича. Скажите, а за что так полюбили музыку Мусоргского? (она красивая, её можно слушать и представлять картины, он, наверное, много написал). Конечно, и ещё за его колоссальную силу духа. За Россию, за то, как он понимал, чувствовал, слышал её. И вообще, Мусоргский – это масса народная, это русский дух. Это Россия, которой нет исхода, которая будет всегда. А ещё заслуга Мусоргского в том, что он великий историк. Он так глубоко отразил в своих произведениях историю нашей страны, сто его можно поставить в пример многим профессионалам. Вот сегодня мы и услышим, как удалось М. Мусоргскому изобразить исторический перелом в судьбе русского государства в опере «Хованщина». Постарайтесь на своём внутреннем экране увидеть время действия и портрет главных героев. (слушание отрывка «Рассвет на Москве-реке») По характеру, какие песни напоминает музыка? (русские.) Значит, главное действующее лицо – народ. О чём говорит музыка, какую рисует картину? Как звучит сама мелодия – льётся или рвётся? (льётся). А краски какие? (тёмные и через них прорывается свет) (показ на доске первой картины) Посмотрите, через густоту прорывается свет и ему нужно приложить много усилий, чтобы пробить темноту. Послушайте дальше, это удалось? (слушание темы набата) Здесь есть добро? (нет, это тревога, настороженность, даже злость). Краски ещё более сгущены, а вы обратили внимание, что нового появилось в звучании? (колокол) В старые времена колокол для чего служил людям? (извещал о беде, собирал народ) (показ на доске второй картины) Посмотрите, это состояние изображено здесь – что-то непонятное и тревожное и звон колоколов. Как сильно потускнели краски, будто выросла стена. Послушайте, а теперь что победит свет или темнота? (слушание финала произведения) (победил свет). Мелодия полилась как в начале произведения, но уже более уверенно. (показ на доске третьей картины) И тёмные краски рассеиваются, и пройдёт ещё какое-то мгновение, и они исчезнут навсегда. Вспомните, как звучали инструменты? (слушание фрагмента финала) (все инструменты заколыхались) Это приём в музыке называется вибрато. Именно такого звучания оркестра хотел добиться Мусоргский в финале своего произведения. Дайте сами название этому произведению по последней картине, всмотритесь в неё внимательно. Как называется явление в природе, когда после темноты становиться зыбким воздух и свет? (рассвет). Теперь прочитайте название вместе со мной… (на доске заранее написано «…на Москве-реке», я дописываю первое слово) «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Мусоргский изобразил в опере время правления Петра 1. Как раз тот момент, когда Пётр 1 решил ввести новые реформы в старую Русь, а князь Хованский организовал заговор, для того чтобы водворить на Руси старые порядки. Но какими бы не были поступки людей, главное одно – они должны нести добро. (исполнение песни М. Минкова «Дорога добра») |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыкальный эпиграф: М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина» | Урок – экскурсия к реке Бейсуг. (Кубановедение. Урок 3-й по теме: «Водоёмы Краснодарского края») Цель: вызвать у детей интерес к занятию, создать радостную, доброжелательную атмосферу | ||
Урок повторения по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет» Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Инструкция по делопроизводству вмо ломоносовское в городе Москве общие положения Настоящая инструкция устанавливает единый и обязательный для всех работников муниципалитета вмо ломоносовское в г. Москве порядок... | ||
России Введение «Открытый урок чтения» «Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского... | Главное управление министерства внутренних дел российской федерации по городу москве приказ Об образовании конкурсной комиссии гу мвд россии по г. Москве по вопросам федеральной государственной гражданской службы и утверждении... | ||
Урок до звонка. Не дифференцирует домашнее задание Объект: преподавание предметов «Алгебра» в 7 классе, «Геометрия» в 8 классе, «Физика» в 9 классе и «Информатика» в 11 классе (выборочно... | Урок математики в 1 классе Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП | ||
Урок в 8 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын» Урок проводится после изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в гуманитарном классе по программе Кутузова А. Г | Родовые окончания имён прилагательных Оборудование: Учебник «русский язык» под редакцией Галунчиковой Н. Г.; иллюстрация с табличками (прил. 2); алгоритм определения рода... | ||
Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | Пресс-служба Библиотеки украинской литературы в Москве ... | ||
Открытый урок во 2а классе В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина... | Урок: Природоведение тема: Москва столица России Задачи: сформировать знания о Москве как о столице рф, об основных достопримечательностях Москвы |