Родовые окончания имён прилагательных





Скачать 107.99 Kb.
НазваниеРодовые окончания имён прилагательных
Дата публикации12.08.2014
Размер107.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема урока: Родовые окончания имён прилагательных. (6класс)
Цели: Развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;

совершенствовать навык правописания родовых окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма.
Оборудование: Учебник «русский язык» под редакцией Галунчиковой Н.Г.; иллюстрация с табличками (прил.2); алгоритм определения рода имени прилагательного; таблица – исследование, М.П.Мусоргский «Прогулка»(жанр марша)

Организация урока.

1.Чистописание: прекрасный

Какое слово? (словарное)

Вспомните правописание этого слова. В какой части слова орфограмма?

Какая часть речи? (имя прилагательное)

Придумайте словосочетания с этим словом.

Я желаю вам ребята, чтобы настроение у вас было прекрасное в течение всего урока.

2.Словарная работа: семена – поставьте ударение, подчеркните орфограмму, (е- в корне и е- в суффиксе), лексическое значение слова: а)объяснение детей, б)по толковому словарю. Запишите предложение:

Лучшие с.м.на – это пшеничные зёрна. Подчеркните орфограммы, объясните смысл предложения. Найдите признаки предметов.

3.Актуализация знаний:

Какую часть речи изучаем?

Что вы можете сказать об имени прилагательном? Слабые -с опорой на таблички по изученному(часть речи, отвечает на вопросы …,обозначает признак предмета, изменяется по родам).

- Работа по иллюстрации(прил.2). Что изображено на иллюстрации?(природа)Найдите признаки предметов. Для этого выберите карточку и прикрепите рядом с предметом.

Как догадались к какому существительному относится данное прилагательное?(по вопросу)Какие окончания у прилагательных? Одинаковы ли они? Почему?(они разного рода) Как определили?(по существительному)

4.Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имён прилагательных. А скажите, что нового вы хотели бы узнать? Или что-то лучше запомнить, закрепить.

Дети проводят целеполагание: будем определять окончания имён прилагательных, закреплять знания, работая по алгоритму, учиться правильно, говорить и писать имена прилагательные.

5.Откройте книги на странице 86 упражнение №187. Прочитайте задание: образуйте прилагательные из выделенных слов. Обратите внимание на образец. Что необходимо сделать?(определить род и выделить окончание)

Для выполнения этой работы необходим алгоритм, который вы составили на прошлом уроке.

*найду имя существительное,

*определю его род,

*задам вопрос к имени прилагательному,

*проверю его окончание по вопросу,

*запишу род имени прилагательного.

Выполнение упражнения. Работа в парах. По одному примеру с комментированием каждая пара запись на доске в три столбика:

мужской род средний род женский род

Затем самостоятельное выполнение. Проверка по столбикам.

Составление таблицы родовых окончаний.

Какие окончания у прилагательных мужского рода?(с опорой на выполненное упражнение) Запись в таблице.

Назовите окончания среднего рода. Запись в таблице.

Назовите окончания женского рода. Запись в таблице.

Чтение таблицы слабым учеником.

6.Физминутка. Выполните движения, которые навевает музыкальное произведение.

7.Закрепление.

Работа с текстом, который записан на карточках.

Прочитайте. Спишите. Вставьте окончания по вопросу, определите род имён прилагательных.(Работайте по алгоритму.)

Зимой солнце ( ?) не ярк… Небо ( ?) сер… и хмур… Вдруг вырвется лучик ( ?) золот…И блестит переливается ( ?) бел… снег.

Один из сильных учащихся выполняет эту работу «за шторками».

Самопроверка учащихся.

Для тех кто быстрее других справился с заданием раздаются дополнительные карточки.

Колюч… кружево инея опушило ветви деревьев. Морозн… воздух даёт бодрость телу.

7.Итог урока:

Что мы делали на уроке?

Выполнение, какой работы удалось легче всего?

Что хотели бы на следующем уроке продолжить?

Поставьте в баллах оценку уроку?

Выберите из класса тех, кто сегодня:

*стремился выполнить каждое задание,

*не бросал трудного задания, и какое задание показалось трудным,

*кто был самым активным.
Тема урока: Закрепление понятия об имени прилагательном.

Задачи:

  • Развивать умение точно употреблять в речи имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.

  • Учить решать проблемные задачи.

  • Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Оборудование.

  • Рисунки для динамической картины: березовый лес, весна, солнце, луч.

  • Таблички для схемы-опоры “Имя прилагательное”.

  • Таблица с проблемной задачей.

  • Музыкальные записи П.И Чайковского “Подснежник”.

  • Русский язык: Учебник для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор: Н.Г. Галунчикова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, скажите для чего мы, изучаем русский язык?

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?

А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.

II. Каллиграфическая минутка:

Отгадайте, какое слово мы сегодня будем писать.

И в щи, и в салат добавляют меня,

И котик наш серый любит меня.(сметана)

Для чего проводим каллиграфическую минутку?(чтобы красиво и грамотно писать)

Слово сметана - какое слово?(словарное) Записывая это слово не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

III. Словарная работа:

Смородина (Ударение, орфограмма, схема, лексическое значение, предложение составленное детьми).

Дополните предложения, подходящими по смыслу словами, запишите эти слова и объясните орфограммы.

Учитель называет предложение, показывает картинку, прикрепляет на доску, моделирует картину.

Ученики называют слово, записывают в тетрадь и объясняют орфограммы.


Мы отправились в … лес.

березовый

Там уже хозяйничает...

весна

Все ярче пригревает...

солнце

На землю оно послало свой первый...

луч

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весною.

IV. Введение в тему урока.

Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.

Зачитайте первую группу.

- По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)

Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

- Какие признаки имен существительных вы еще знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)

Обратимся ко второй группе слов. Зачитайте.

- На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)

Дополните эту группу своими примерами. Ставьте вопросы. (Дети приводят примеры.)

- Как называют такие слова? (Это имена прилагательные)

- Что вы о них знаете? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)

Определите тему урока.

На доске.

Имя прилагательное

Какие бы цели вы поставили к сегодняшнему уроку? Посмотрите на таблички прошлых уроков. (Будем учиться задавать вопросы к именам прилагательным, определять род, число, падеж.)

А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного.
V. "Исследование " имени прилагательного.

1. Приступаем к исследованию имени прилагательного. Задание на компьютере. Прочитайте текст.

О каком времени года текст?

Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.

Дети выполняют задание.

(В какие?) В воскресные дни мы выезжали на дачу. Как хорош (какой?) весенний день! Медленно прогревает землю (какое?) тёплое солнце. Открывается (какая?) синяя гладь реки.

- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Учитель дополняет схему - опору.

- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее, имена прилагательные обозначают признаки предметов).
На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

Обозначает признаки предметов.

2. Определение рода имён прилагательных.

Упр.326 стр.147.Прочитайте задание. Познакомьтесь со словами признаками на доске. Подберите к каждому предмету из упражнения признак. Определите род, пользуясь алгоритмом. Работу будем выполнять, комментируя по очереди.

Например: набор посуды. Это чайный сервиз.

Слова для справок: чайный, красивый, вкусный, широкое, водопроводный, золотая, срочная.

Проверим ваши работы Проверка в парах. Ошибки исправляем карандашом.

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

Обозначает признаки предметов

Изменяется по родам

3. Решение проблемной задачи.

Прочитайте словосочетания.

На доске таблица с проблемной задачей.

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

Один мой знакомый мальчик считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Прав ли мальчик? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Подумаем вместе.

Сравните два предложения.

На доске.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать? (Главное слово - существительное.)

4. Прочитайте правило на стр.153 и вспомните.

- От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

-С чем и в чём согласуется имя прилагательное? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

- Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

Форма единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.

Согласуем существительное подснежник с прилагательным нежный. (Подснежник (какой?) нежный - м.р., ед.ч., Им.п.)

Нежный (подснежник) – начальная форма.

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

начальная форма – м. р., ед. ч., и. п.

VI. Физ.минутка.

Подснежник – самый храбрый из первоцветов.

Древнерусская легенда рассказывает: “ Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне”.

У П.И.Чайковского есть пьеса "Подснежник" из цикла "Времена года". Давайте послушаем ее и отдохнем.

Звучит пьеса "Подснежник" П. И. Чайковского. Дети выполняют соответствующие движения.

- Что вы услышали? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какую часть речи вы использовали в своем описании?

VII. Продолжение "исследования" имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Упр.338 стр.151.Рассмотрите картину И. Левитана «Март». Ответьте на вопросы (устно). Запишите ответы в тетрадь. Определите падеж имён прилагательных.

Какая весна изображена на картине?

Как освещено всё вокруг?

Каким стал снег на дороге?

Каким он остался под деревьями?

Что вы можете сказать о деревьях?

Что вы видите на переднем плане?

Какие звуки весны можно услышать стоя на крыльце?

Какое настроение создаёт картина?

Два ученика выполняют самостоятельную работу за "шторками",поделив задание пополам.

Учитель работает индивидуально с учащимися группы В (слабые).

Проверьте свою запись с записью детей. Исправьте ошибки, недочеты, если они имеются.

Самопроверка.

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.
IX. Рефлексия.

Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору. Возьмите карточки-рисунки “Подснежники” и ответьте на вопросы.

Учитель закрывает схему-опору.

На партах у детей лежат карточки.

Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Как изменяется имя прилагательное?

Какую форму имени прилагательного называют начальной?

И заключительный разговор нашего урока-исследования.

Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.

Закончите предложения.

На магнитной доске.

Я испытывал затруднения, когда…

Я обращусь за помощью к ….

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

(Ответы детей.)

Молодцы! Урок окончен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Родовые окончания имён прилагательных icon2. Вы знает, что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает эта часть речи?
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация «Изменение имён прилагательных по родам», компьютер, таблица «Родовые окончания имён прилагательных», карточки для работы...
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать умения изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: отрабатываем умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных м р., ж р и ср р в единственном числе
Родовые окончания имён прилагательных iconУрок-презентация по русскому языку в 4 классе. Тема: «Окончания имен...
Цель урока. Научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Родовые окончания имён прилагательных iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Родовые окончания имён прилагательных iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Обобщить знания правописания безударных падежных окончания имен прилагательных женского рода, развивать умения проверять падежные...
Родовые окончания имён прилагательных iconУрок по русскому языку на тему: «Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных»
Совершенствовать навык правописания н и нн в полных и кратких формах имен прилагательных, умение обнаруживать данную орфограмму,...
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Родовые окончания имён прилагательных iconУрок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных
Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»
Родовые окончания имён прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение устной речи. Повторение: притяжательные местоимения, окончания имен прилагательных. Воспитание патриотических чувств к своей...
Родовые окончания имён прилагательных iconТема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск