Муниципальное Казённое Образовательное учреждение
«Лицей №1»
______________________________________________________________________________________________________
| Мастер-класс
|
|
| Степени сравнения имени прилагательного.
6 класс.
|
|
23.12.2011 г.
Учитель русского языка и литературы
Борлакова Мадина Пиляловна Цели урока:
Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имён прилагательных
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, трудолюбие и аккуратность.
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: м/медийный проектор, раздаточный материал(таблицы), музыкальная композиция из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».
Ход урока
Организационный момент.
(слайд 1)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок – путешествие.
Ребята, вы все смотрели мультфильм «Приключения капитана Врунгеля». Помните, как он отправился в путешествие со своей командой? На старт должна была выйти яхта с названием «Победа», только получилась у них «Беда».
(звучит 1 куплет песенки о названиях кораблей)
А как будет называться наш корабль «Победа» или «Беда» зависит от того, как вы поработаете на уроке. Я капитан, вы моя команда. В пути нам пригодятся спасательные круги – вы их будете получать за верные ответы и в конце урока посчитаем полученные круги и обменяем их на оценки. Итак, счастливого пути по океану под названием «Имя прилагательное»
(слайд 2)
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика Н.М.Шанского:
Есть удивительное свойство имени прилагательного
- сопоставляя предметы, показывать красоту
окружающего мира, его способность к
постоянному изменению…
- Как вы понимаете эти слова?
- Можно ли по эпиграфу сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока «Степени сравнения имени прилагательного».
(слайд 3)
-Для того, чтобы отправиться в путь мы должны получить в порту груз. Поэтому вам надо ответить на вопросы
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое имя прилагательное?
( Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Который? Какой? Какая? Какое? )
- Как изменяется имя прилагательное?
( Имя прилагательное изменяется по числам, родам, падежам )
- Какова синтаксическая роль прилагательного?
(Прилагательное в предложении является определением, сказуемым)
- Посмотрите, вы ответили на все мои вопросы, и солнышко наше засияло. А как оно засияло ярко или ярче?
(слайд 4)
- У нас есть карта, по которой мы будем ориентироваться в пути, зайдём в порты по пути и будем в каждом из них брать груз – багаж знаний
(слайд 5)
-Итак, бесстрашный корабль начинает свое путешествие. Для начала рассмотрите слайд, на котором изображены 2 кораблика и сравним их.
Кораблик маленький –меньше – более маленький. При образовании новых слов может измениться и сама основа слова. Слово «меньше» как раз такой случай.
Быстрый кораблик – быстрее – более быстрый.
Высокая мачта – выше – более высокая.
(слайд 6)
-Молодцы! Вы всё верно сказали. Сравнивали кораблики мы не зря. Дело в том, что тема нашего сегодняшнего урока «Степени сравнения имён прилагательных».
(слайд 7)
-Откройте тетради и запишите число, тему урока.
Первая цель нашего путешествия – узнать, как образуются степени сравнения имён прилагательных.
Посмотрим на нашу карту.
(слайд8)
Первый порт, куда мы зайдём, называется исследовательский
(слайд 9)
-Вот мы у входа в гавань порта. У каждого из вас на парте лежит таблица, которую мы должны заполнить вместе, если заполним её верно, то мы зайдём в порт благополучно, не сев на мель.
(слайд 10)
-Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом. Т.е. мы сравниваем два предмета – один относительно другого. А превосходная степень показывает превосходство одного предмета над всеми подобными предметами. Сегодня мы изучим сравнительную степень.
(слайд 11)
При сравнении одного кораблика с другим мы образуем сравнительную степень.
(слайд 12)
-Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную.
Простая сравнительная степень образуется путём прибавления к основе Н.ф. прилагательного суффиксов –ее(-ей), -е, -ше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни числам, ни по падежам.
(слайд 13)
В предложении они бывают сказуемыми.(заполняем таблицу)
Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова более к Н.ф. прилагательного.
В прилагательном в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам. В предложении обычно являются сказуемыми.(заполняем таблицу)
Вы обратили внимание, что заполнили только первую часть таблицы? Вторую заполнить надо будет на обратном пути, т.е на следующем уроке.
(слайд14)
- Теперь на нашем корабле отправляемся в порт «Практический».
(слайд 15)
Здесь нас ждёт следующее задание: построить правильно пословицы. Я думаю, с этим мы легко справимся.
(слайд16)
Что означают эти половицы?
Здоровье (дорогой) золото.
Добрые слова (хороший) мягкого пирога.
После работы еда (вкусный).
Дождливое лето (плохой) осени.
-Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Идём дальше!
(слайд17)
А пока наш корабль ведёт нас дальше, команде надо отдохнуть –
мы проведём физкультминутку.
(слайд 18)
Руки мы поднимем выше
Наклонимся мы пониже –
Вправо, влево, снова вправо,
А теперь мы станем прямо.
Мы активней, чем вчера,
Разомнём ладошки
И плавней опустим руки:
На уроке – не до скуки!
Молодцы, присаживайтесь. Пока мы с вами делали зарядку, на море поднялся шторм и перепутал наши паруса.
(слайд 19)
Надо навести порядок, для этого предлагаю поиграть в игру «Редактор».
(слайд 20)
Задача стоит такая: исправить ошибки в употреблении имён прилагательных:
Река Волга длиньше, чем Енисей.
Конфета сладче пряника.
Добрые слова хорошее мягкого пирога.
(слайд 21)
Молодцы. Паруса подняли верно, подул попутный ветер.
(слайд 22)
-Ребята, наш корабль привёл нас в порт «Лингвистический»
-Нам необходимо решить лингвистическую задачу. Для этого прочтите предложения.
(слайд 23)
Саша внимательнее Маши.
Саша более внимательна, чем Маша.
- А вот мне интересно, о девочке или мальчике идёт речь в первом предложении? Можно и это определить? (нет)
-А во втором?
- В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени прилагательного?(в первом)
- А в каком составная сравнительная степень?(во втором)
(слайд 24)
-Докажите это.
-Правильно! А теперь сделайте вывод.(прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).
(слайд 25)
И здесь вы успешно справились с трудностями, мы отправляемся дальше.
(слайд 26)
- Следующий порт называется «Учебный».
(слайд 27)
Задание: от данных прилагательных образуйте степени сравнения и распределите в 2 столбика -1)простая, 2)составная.
Яркий, синий, большой, мягкий, красивый, любимый.
(два ученика у доски, остальные в тетрадях)
-Теперь произведём взаимопроверку.
(слайд 28)
Простая степень сравнения
| Составная степень сравнения
| Ярче
| более яркий
| Синее
| более синий
| Больше
| более большой
| Мягче
| более мягкий
| Красивее
| более красивый
| Любимее
| более любимый
| - Молодцы! Я поздравляю вас! Вы справились с заданием!
( слайд 29)
- И последний порт – «Литературный».
( слайд 30)
Задание: запишите прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени, укажите при помощи какой морфемы образовалась новая форма.
( слайд 31)
В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни.
( По К.Паустовскому)
Ребята, а как вы понимаете эти слова?
- Чему вас учит это высказывание великого русского писателя?
- Молодцы! А какой уголок Росси вы называете своей Родиной?
- Какие прилагательные вы употребили бы, описывая свою малую Родину?
Рефлексия.
Этот этап урока очень важен. Продолжите, пожалуйста следующие предложения:
Сегодня на уроке
я научился...(образовывать сравнительные степени прилагательных)
я постарался...(вспомнить морфологические признаки прилагательных)
мне понравилось...(обобщать информацию и заполнять таблицу, строить пословицы и объяснять их значения)
мне было трудно...(трудностей на уроке не возникло)
мне было интересно...(путешествовать на корабле, форма урока, использование м/медийного проектора )
Следовательно, я могу с уверенностью сказать, что мы с вами достигли целей нашего путешествия.
4.Выставление оценок.
5. Задание на дом.
Параграф 49, написать сочинение-миниатюру с использованием прилагательных во всех известных вам формах по теме «Моя малая Родина» |