Скачать 117.85 Kb.
|
МОУ СОШ №127 г. Уфы Учитель начальных классов Р. Р. Хайретдинова Русский язык 4 класс Учебник: Русский язык Автор учебника: Т.Г. Рамзаева Тема урока: Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода. Цели: 1. Обобщить знания правописания безударных падежных окончания имен прилагательных женского рода, развивать умения проверять падежные окончания, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж. 2. Формировать умения обосновывать написание слов, распознавать орфограммы. 3. Развивать творческое воображение учащихся. 4. Прививать любовь к родной природе. Демонстрационный материал: учебник по русскому языку Т.Г.Рамзаевой, 4 класс (1-4); таблица (падежи с вопросами) и карточки с окончаниями имен прилагательных женского рода; карточки-задания для индивидуальной работы; опорные схемы; кроссворд на доске, карточки со словарными словами; картины с изображением «зимней» березы и птиц; картина художника И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; магнитофон с записью музыки; стихотворение С.Есенина «Береза»; индивидуальные карточки-светофорики; тесты.
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем.
[На доске «снежинки» -окончания имени прилагательных женского рода –ая, -яя; -ой, -ей; -ую, -юю; -ою, -ею]. -Ребята! Почему к нам прилетели эти снежинки? Что они напоминают? (Чтобы не допускать ошибки в написании окончании имен прилагательных, т.к. они безударные). -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Упражняться в написании слов с безударными окончаниями имен прилагательных женского рода). -Сегодня на уроке одновременно мы поговорим о зимней природе и даже отправимся в заочное путешествие на природу. О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
Сначала повторим грамматические признаки имени прилагательного.
Ученик 1. Очень занимательное имя прилагательное Трудно будет без него, если пропадет оно. Но чтобы все отлично стало, разных признаков немало Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять, Их падеж определять и окончание писать. Ученик 2. Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая», «красивая», «любимая». Отцу, и брату, и сестре Эти замечательные Прилагательные. Чтобы все отлично стало, Разных признаков немало, Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять. -Кто из вас был очень внимательным и запомнил имена прилагательные? Назовите. Скажите, на что они указывают?
[Раздаю карточки для индивидуальной работы 5 ученикам].
–Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж, ед. числа, мужского рода.) -Как определить род имен прилагательных? (По роду имени существительного, т.к. они связаны.) - В чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения? (Изменяются по числам и падежам.) -В чем различие? (Прилагательные изменяются по родам в ед. числе, существительные имеют постоянный род и делятся на 3 склонения; прилагательных узнают по вопросам, а существительных – используют слова-помощники.)
[Дети выполняют соответствующие действия]. Я тетрадь сейчас открою, И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
–Запишите в тетрадях число. Классная работа. Склонение имен прилагательных женского рода. По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях: -Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
-На следующих строчках напишем букву, о которой вы сами догадаетесь, как только прочитаете слова левого столбика и подберете к ним слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м: большой – (маленький) сухой – (мокрый) глубокий – (мелкий) старый – (молодой) гладить – (мять) твердый – (мягкий) [Учащиеся записывают на доске]. -Какое слово лишнее в группе слов? (Гладить – мять – это глаголы.) -Какие орфограммы? (Большой, молодой, мягкий) Запись в тетрадях на следующих двух строчках (безотрывно):
-Представьте, что вы вышли на улицу и увидели Снеговика. Это Снеговик – словарик. Он приготовил для нас кроссворд «Вспоминайка». Эти словарные слова можно взять в дорогу. -Какое правило надо знать, чтобы грамотно написать эти слова? (Надо запомнить написание этих слов.) -Запишите слова в тетрадях через запятую с красной строки. Поставьте ударение в словах. Подчеркните буквы, которые надо запомнить. [Работа у доски – цепочкой.]
Самопроверка. [Выставляю словарные слова в ходе работы.] -Прочтите ключевое слово. Это тоже словарное слово.
Вспомните, как красива береза «под снегом». Рассмотрите картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» и попробуйте описать березу зимой. [Показываю картину.] Ответы детей. -Художник И.Э.Грабарь (1871-1960) красочно передал живую красоту окружающего мира. Он восхищается русской природой и ее символом – могучим великолепием ветвистой березы. Ветви березы устремляются вверх, словно приветствуют солнечное морозное утро. Кажется, что мы стоим под березами и снизу вверх разглядываем их, любуемся их красотой. Вершин их мы не видим, они за пределами картины. На снегу лежат их тени. Тонкие ветви берез с остатками прошлогодней ржавой листвы тянутся к голубому небу в ожидании тепла. -Запишите предложение. Разберите его по членам предложения и по частям речи. Составьте схему предложения. [Двое учеников работают у доски]. прил. сущ. г. сущ. Белоствольная береза блестит на солнце. П. С. Какая? Где? -Есть ли в предложении имена прилагательные? (Есть) -Какую роль выполняют прилагательные в данном предложении? (Описывает березу.) О березе поэты сложили много прекрасных стихотворений. Одно из них – «Береза» - поэт Сергей Александрович Есенин посвятил детям. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой, хотел показать красоту березы. Образ березы становится у поэта символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. -Сейчас мы с вами прочитаем это стихотворение и запишем по памяти. Откройте учебник на стр. 139 (по закладке) и читаем про себя. [Выразительное чтение стихотворение 1 учеником]. -В какое время года поэт изобразил березу? (Зимой). -Какой увидел зимнюю березу автор? Устно подберите однокоренные слова к слову береза. (Березовый, березняк, подберезовик); к слову снежинки. (Снежный, снеговик, подснежник, снежок, снег, г/ж). Повторное чтение стихотворения учащимися (по вариантам). Чтение хором. Запись стихотворения по памяти. Самопроверка. Задание: укажите падеж прилагательных в ед. числе. Выделите окончания. [Проверка.] -Как находим падеж прилагательных? (По имени существительному, с которым оно согласуется.) Физкультминутка «Прогулка». [Под музыку] По дорожке, по дорожке Скачем мы на левой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке. По тропинке побежим До лужайки добежим На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте, руки в стороны, вперед, «ножницы», вниз, выдох, за парту сели).
[На доске таблица падежей с вопросами имен прилагательных ж. р.]
[Двое учеников работают у доски, остальные пишут в тетрадях]. И.п. какая? зимняя береза Р.п. какой? зимней березе Д.п. какой? зимней березе В.п. какую? зимнюю березу Т.п. какой? зимней березой П.п. о какой? о зимней о березе [Проверка] Вывод. -В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? [в Р.,Д., Т. и П. падежах, в Т.п. может быть -ою, -ею] -Назовите окончания в В.п. (-ую, -юю); в И.п. (-ая, -яя). -Как узнать падеж имен прилагательных? (По имени существительному).
Карточки-снежинки соедините с падежами. [Учащиеся прикрепляют на таблицу с падежами окончания прилагательных женского рода].
Небольшая пестрая птица Не боится зимой простудиться. Угощение наше ей снится, Прилетает к нам часто… (синица). -Какие слова помогли отгадать? (Небольшая, пестрая) -Что вы знаете о синице? -Прочитайте текст «Синица» на с. 140 (упр. №318.) -Каким близким по смыслу словом можно заменить прилагательное веселой (песенкой)? (Радостной, бодрой). -Какая разница между глаголами постукивать и постучать, стучать? (Действие совершается несколько раз и не является очень резким). -Найдите прилагательные, определите род и падеж. Как определяем род? (По имени существительному и по вопросам прилагательных).
[Двое учеников работают у доски, остальные в тетрадях по вариантам]. 1 Веселой – прилаг. (какой?) 1. Песенкой – сущ. (чем?) 2. Н.ф. – веселая. 2. Н.ф. – песенка. 3. В ж. р., Т.п., ед. числе. 3. Ж.р., 1 скл. 4. Вт. чл. 4. Вт. чл.
–Напишите в тетрадях рассказ о том, как вы зимой помогаете птицам. Упражнение 319. Напишите красиво, правильно. Пусть он будет таким же чистым, как первый снег.
-А сейчас перед вами последнее задание «Угадай-ка». Я буду диктовать задание, а вы запишите на листочках только ответы или обведите буквы рядом с определенными номерами заданий. Тесты:
Возьми у существительного тросточка корень, допиши к нему суффикс из существительного пожарник, допиши суффикс и окончание из прилагательного сливовый, запиши слово и обозначь, к какой части речи оно относится. [Тростниковый – прилаг.]
а)в тетрадк… в)на площадк… б)на площад… г)об осен… [б)на площади, г)об осени]
Прилагательное всегда связано: а)с глаголом; б)с существительным. [б)с существительным]
а)прилагательные изменяются по родам, числам и падежам; б)существительные изменяются по родам, числам и падежам. [а)]
Помидоры - …, леса - …, сапоги - …, дела - …, дожди - … . [помидоров, лесов, сапог, дел, дождей]
а)молния б)ключ в)береза [а), б)]
Вода, водица, водитель, водник, поводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводишь, водяной. а)2 группы; б)1 группа; в)3 группы. [в)] -Сдайте первые листы ответов, а на втором, после проверки, - поставьте оценки. Проверка. Теперь примерно знаете свои оценки.
-Над какой темой работали на уроке? Что усвоили для себя? -Какие задания вызвали у вас наибольший интерес? -Как вы думаете, почему в учебнике сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? (Прилагательное зависит от существительного, род и число у прилагательного такие же, как и у существительного, поэтому, сначала изучаем существительное). Выставление оценок. |