9 класс. Тема четверти:
Тема урока: Мир глазами современного самодеятельного художника Рудова Ивана Михайловича (РИМ).
Литературный эпиграф: «Чтобы жить – надо помнить!» (Рудов И.М.)
Музыкальный эпиграф: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина».
Зрительный ряд: Просмотр всей коллекции живописи.
Цель урока узнать, каков же удивительный поэтический мир художника – поэта М.И. Рудова? Кто является героями его произведений?
Задачи урока:
Познакомиться с биографией современного самодеятельного художника, основными моментами его творческой жизни.
Проанализировать жанры живописи, в которых он работает и стихотворения разных периодов.
Способствовать пропаганде творчества Рудова.
Программа:
Память победы. 2004 -2005 г.
Автопортрет. 1979 г.
Форсирование Днепра. 1990г.
Ивушка. 2009г.
Жаркая осень.1985 г.
Брак в раю. 2000г.
Три березы. 1994г.
Скорбь.1980-1990гг.
Стихи: «Я в мире хочу пожить», «Отцы и дети», «Весь сгусток войны», «Память о переправе через Днепр», «Надо войну обуздать», «Еще не вечер», «Чернобыль», «Осенние этюды».
Творческие группы «Любители поэзии» и «Любители живописи» готовят свое домашнее задание.
Ход урока
Учитель:
Самодеятельное искусство – это творчество непрофессионалов, и, тем не менее, настоящее искусство, ибо в поисках новых жизненных ориентиров и ценностей художники – любители создают свой мир новой реальности, в котором много любви, доброты и желания поделиться обретенной гармонией. Для этого мало одного таланта, нужно еще и чувство меры, начитанность, увлеченность, заставляющая, забыв о времени, искать нужные книги, встречаться с людьми, постоянно открывать для себя мир как бы впервые. Таков самодеятельный художник, поэт Иван Михайлович Рудов,
который живет с нами по соседству. А в мае 2012 года музею нашей гимназии присвоили имя Ивана Михайловича Рудова.
Запишите тему, эпиграф и по ходу нашего урока программу.
Цель нашего урока узнать, каков же удивительный поэтический мир художника – поэта М.И. Рудова? Кто является героями его произведений?
Для начала я предлагаю посетить вернисаж «Культурного центра», где постоянно проходят выставки художника.
Зрительный ряд: Просмотр всей коллекции на фоне музыки М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина».
И.М. Рудову в августе этого года исполнилось 87 лет, он майор в отставке, на фронте был танкистом. В мирное время работал в тресте «Кемеровоспецстрой». Все свое свободное время посвящает чуть больше живописи, чуть меньше поэзии, которыми увлекается с детства.
Стал одним из основателей любительского объединения «Творчество». В данный момент идет выставка его работ в Доме Творчества.
За десятилетия творческой деятельности Иван Михайлович написал более пяти тысяч полотен маслом (не считая акварелей, пастелей) в различных жанрах – пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая живопись, батальные картины о войне.
Темы для картин приходят к нему из собственной жизни. Он ничего нарочно не придумывает, взволнованно вспоминая прошлое, живя настоящим.
Ведя диалог с картиной и художником, мы попытаемся осмыслить мир созданных им образов, приблизить их к себе, увидеть, что привлекает и волнует мастера в его современниках.
Как классическое отношение любителя к изображению человека является его «Автопортрет», где он изображает большое количество атрибутов, включающих в себя полный биографический список художника.
Зрительный ряд: Автопортрет «Память Победы». 2004 – 2005.
Каким мы его видим? Что он хочет о себе рассказать?
Прошло 60 лет со Дня Победы. Его воспоминания изображены фоном, в котором стреляют пушки, летят самолеты, идут танки, солдаты. На столе водка (Иван), рюмка чтобы вспомнить своих товарищей. Книга, как лист календаря, где написано: 1418 дней (войны) и дата 1941-1945. За спиной палитра, а в руке колосок хлеба, как символ мирного труда и просветленное лицо. Таким образом, он рассказал нам о себе, чем живет и что чувствует.
Зрительный ряд: Автопортрет. 1979 год
Каким мы его видим? Что он хочет о себе рассказать?
Михаилу Ивановичу 54 года, он изобразил себя в домашнем халате с кистью в руках. Присел на минуту, оторвался от полотна, взглянул на нас приветливо, а в серых глазах ощущается грусть.
Какие детали в портрете придают ему интимный характер?
Домашний халат, отогнутый воротничок рубашки
Вывод: Портреты передают нам доброго, мягкого, отзывчивого человека, для которого память, труд являются смыслом жизни и об этом он говорит в своем стихотворении «Я в мире хочу пожить».
Вывод: В его портретах «читаются» лица родных, друзей, знакомых.
Всю свою жизнь он отобразил в своем творчестве, выполняя завет своего отца, и об этом нам расскажет творческая группа любителей поэзии (читает его стихи).
Зрительный ряд: «Форсирование Днепра».
В пейзаже, излюбленном жанре,- много водного простора, зыбкие берега, ближний и дальний. Жизнь… Не та же ли это река между двумя берегами, с ее водоворотами, невозможностью дважды вступить в одну воду, с выходом в океан истины. Конечно, об этом не думал в сорок третьем 18-ти летний мальчишка, сапер танковой бригады, когда перед ним нес воды Днепр. «Того мне берега крутого до самой смерти не забыть», - напишет спустя годы в стихотворении «Память о переправе через Днепр, а картину назовет «Форсирование Днепра».
О чем здесь говорит автор?
Рассказывает о своей боли, которую ему пришлось пережить во время ВОВ. Солдаты, выполняя приказ о форсировании Днепра, погибли ни от пуль и снарядов, а от того, что не умели плавать.
Зрительный ряд: « Ивушка»
Большой интерес представляет, как мне кажется, картина «Ивушка».
Какова тема, смысл картины, характер образов?
Почему так назвал картину?
Вывод: Люди как тени, скованные ужасом раскатов бомбежки 22 июня 41 года, всматриваются вдаль, не могут, поверить в случившееся. Люди от ужаса стали похожими на ветви дерева ивы, которые гнутся, но не ломаются.
Творческая группа: А нам, кажется, что эта картина созвучна со стихотворением «Чернобыль»: Чернобыль – трава …
Нельзя читать это стихотворение» без кома в горле потому, что трагедия великая.
Зрительный ряд: «Жаркая осень» 1985.
Мы не можем пройти и мимо «Осенних этюдов».
Творческая группа: Любовь и природа едины для Рудова.
Я осень русскую люблю – …
Он готов защитить всех, разговаривает с речкой, с каждой травинкой.
Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений: Желтый листочек…
В натюрмортах художник большое внимание уделяет передаче мимолетных ощущений, которые возникли от общения с родными или природой, в их разных состояниях.
Бытовой жанр постоянно интересует художника, раскрывает его через разные темы. Изображая близких ему людей в знакомой обстановке, он акцентирует внимание на деталях интерьера, раскрывает вечную тему материнской любви, сохранения человеческого рода, показывает летопись развития страны, Кузбасса.
Зрительный ряд: «Брак в раю».
Есть у него картины и на библейские темы.
Кто здесь изображен?
О чем картина?
Свежий взгляд у него и на тему изгнания Адама и Евы из рая, в которой он изображает Иисуса Христа с жестом благословения Адама и Евы. Ведь теперь им предстоит нелегкий путь, как и всему человечеству. Если в раю их брак был счастливым и беспечным, то теперь на их пути встанут новые испытания, поэтому им необходима помощь Иисуса.
Зрительный ряд: «Три березы».
Символический подтекст можно наблюдать в природных явлениях, связанных с его личной жизнью. Так, в картине «Три березы», он изображает одну березу надломленной, как символ его жены, которую он похоронил 19 лет тому назад. Теперь он остался с дочерью – инвалидом (которой около 40 лет).
Зрительный ряд: «Скорбь».
О чем картина?
Какие символы он здесь использует?
В 1971 году погибли три космонавты (Волков, Добровольский, Пацаев.) Иван Михайлович скорбел вместе со страной и их близкими. Под этим впечатлением он создает картину «Скорбь», в которой использует символический подтекст, связанный с жизнью и подвигом героев. Матери, жены, сестры не дождались своих близких. Одежда матери красного цвета, олицетворяют кровную связь, одежда жены голубого цвета – символ духовной чистоты, одежда сестры зеленого цвета – символ молодости, жизни, цветения. Они как три скорбящих ангела обрамляют капсулу корабля.
ВИДЕО. «ЕЩЕ не вечер». Стихотворение в исполнении автора.
Это стихотворение в исполнении автора о его жизненном пути. Об этом задумывается каждый из нас. Иван Михайлович размышляет об этом мужественно и талантливо. Своя сказка должна быть у каждого, для того чтобы был смысл жить и не чувствовать себя одиноко.
Вывод: Каков же окружающий мир современного самодеятельного художника Рудова М.И.? Кто является героями его произведений?
- Современный самодеятельный художник отображает мир, который находится вокруг него;
- Героями творчества И.М. Рудова являются не только современники, связанные с ним дружескими или семейными связями, но и люди, привлекшие внимание мастера своим богатым внутренним миром и обаянием.
Мир самодеятельных художников, поэтов имеет одно особенное, отличительное свойство: это мир людей, которые хорошо знают нас, своих зрителей, читателей, и которых также должны знать и мы. Гимназистам нашей гимназии он дал такое напутствие:
Родство свое не забывайте.
Любви мосты свои не жгите.
Вы, наше будущее, знайте!
Учитесь, дерзайте и долго живите.
Приложение. «Я в мире хочу пожить».
Я и так у смерти в плену,
Чего же еще бояться?
Жизни своей я знаю длину,
За нее я буду драться!
А дни, что отмерены мне,
Я в мире хочу прожить,
Работу умножить вдвойне,
Трудом наслаждаться, любить.
Творческая группа: А мне, кажется, что эта картина (Ивушка) созвучна со стихотворением «Чернобыль»:
Чернобыль – трава,
Ты в садах цвела,
О тебе молва –
Удивительна!
Чернобыль – трава,
Ты горька была.
Горечь нам твоя
Исцелительна!
Но взвился пожар,
И твой божий дар
Превратился в дым,
И сад – нелюдим (Нельзя читать это стихотворение» без кома в горле потому, что трагедия великая.) Зрительный ряд: «Жаркая осень»
Мы не можем пройти и мимо «Осенних этюдов».
Творческая группа: Любовь и природа едины для Рудова.
Я осень русскую люблю –
Прекрасна, красками
богата.
И очарованный стою,
Как пред любимою
когда – то.
Он готов защитить всех, разговаривает с речкой, с каждой травинкой.
Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений: Желтый листочек
В окошко влетел,
Кружась, опустился на пол.
Ветер в след ему песню пропел,
И дождик осенний заплакал.
|