Скачать 48.99 Kb.
|
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи». Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также приемы определения абсолютных высот и глубин отдельных объектов и территорий; сформировать знания о форме и размерах Земли, как об одной из девяти планет Солнечной системы, объяснять процессы движения Земли вокруг своей оси и смену дня и ночи. Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедиа. Опорные знания: планета Земля из курса природоведения, геометрические фигуры - окружность и круг. Примеры величин: длина, градусная мера угла, масштаб (математика). Тип урока: актуализация знаний и умений; практикум. Планируемые результаты: представления о форме Земли и доказательства ее шарообразности; сведения о размерах Земли (длина окружности, средний радиус, площадь поверхности);представления о положении Земли в Солнечной системе. Формы контроля: индивидуальны опрос, работа с картой, фронтальный опрос. Дополнительный материал: Сравнение Земли с обликом других планет. Ход урока: 1.Проверка домашнего задания: индивидуальная работа по вариантам. Вариант 1. Меридиан на земной поверхности имеет направление…………….. 2.В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найти его на карте по координатам: 18 градусов ю. ш. и 26 градусов в. д. 3.Определи и обозначь на карте координаты г. Эльбрус. Вариант 2. 1.Обозначь на карте местоположение Таинственного острова, последнего прибежища капитана Немо: 35 градусов ю.ш. и 150 градусов з. д. 2.Абсолютную высоту и глубину объектов определяют…………. 3.Определи координаты самой северной точки материка Евразии. Вариант 3. 1.Из точки с координатами 52 градуса с.ш. и 0 градусов в. д. укажи направления на север и восток. 2. К каким географическим объектам относятся высоты: 8848м; 5642; продолжи список. 4810; 1895, 7495. 3.Расшифруй конспект - схему: а и б. Вариант 4. 1.Определи и нанеси на карту наибольшую глубину Тихого океана.
Вариант 5. 1.Первая советская научная станция в Антарктиде была основана под 66 градусами ю.ш. и 95 градусами з.д.. Обозначь ее на карте и укажи направление. 2.Определи координаты г.Санкт- Петербурга. 3. Сигнальная загадка:
Вариант 6. 1.Этот остров открыт голландским мореплавателем А.Тасманом в 1642 году. Определи его координаты.
Вариант 7. 1.Из точки 3 градуса с. ш. укажи направление на юг и запад. Что это за точка? 2.Объясни какое путешествие совершил один из героев Жюля Верна через кратер потухшего вулкана в точке 64 градуса с. ш.и 21 градуса з. д.. Укажи название острова. 3. Определи координаты г. Нью – Дели. 2. l часть объяснительного материала урока “Форма и размеры Земли Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет шарообразную форму. Поскольку человек видит лишь небольшую часть Земли, земная поверхность кажется ему плоским кругом, ограниченным линией, где небо как бы соприкасается с землёй. Недаром многим древним народам Земля казалась плоской. Позже, в Древней Греции во времена Гомера (IX – VIII вв. до н.э.), Землю представляли слегка выпуклым диском, наподобие щита воина, и считали, что сушу со всех сторон омывает океан. Во времена Пифагора (VI в. до н.э.) стали предполагать, что Земля – шар, как и другие планеты. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат древнегреческому учёному Аристотелю (IV в. до н.э.). К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; изменение вида звёздного неба при движении по меридиану; расширение горизонта при поднятии. В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как– будто корабль поднимается откуда-то снизу. Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III –II вв. до н.э.). Он измерил длину дуги 1° меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. В период средневековья, вплоть до XV в., многие научные представления античных народов о Земле из-за господства церкви во всех сферах жизни отрицались. Учение о шарообразности Земли в этот период отвергалось. С конца XV в. начинается возрождение, а потом и интенсивное развитие многих наук и культуры. Наступил период Великих географических открытий. Христофор Колумб в поисках западного пути в Индию открыл Новый Свет – Америку (1492 г.). Васко да Гама, обогнув Африку, проложил морской путь в Индию (1497г.), Фернан Магеллан и его спутники совершили первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.). В этот период сомнений о шарообразности Земли не было и Землю стали изображать в виде объёмной модели – глобуса. Самый первый глобус - диаметром 0,54 м был изготовлен немцем Мартином Бехаймом (1492 г.). Особенно явно видна шарообразная форма Земли - на космических снимках. В связи с развитием знаний о природе Земли - представления о её форме продолжали совершенствоваться. В конце XVII в. на основании работ Ньютона возникло предположение о том, что земной шар должен быть сплюснут у полюсов. Последующими измерениями в XVIII в. было доказано, что Земля имеет форму сфероида, сплюснутого (сжатого) вдоль оси вращения. Это сжатие невелико: экваториальный радиус Земли длиннее полярного на 21,4 км. Однако в XIX в. было установлено, что форма Земли сложнее. Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”). Недостаток глобусов – это то, что они делаются в мелком масштабе. Н., глобус масштаба 1: 5 000 000, или в 1 см 50 км будет иметь диаметр – 2,55 м. Рассмотрим фактические знания о размерах Земли Презентация- 2-я часть объяснения урока О чем свидетельствуют эти цифры. Аргументируйте ответ. Для того чтобы проехать вокруг Земли на скором поезде потребуется около месяца, а пешком- 5 лет. Продолжение презентации. 3.Закрепление материала: решение задач. Задача 1 Вы получили приглашение поработать на каникулах в экспедициях. Одна экспедиция должна работать на Северном полюсе и вести наблюдения за дрейфом льдов. Вторая должна вести наблюдения за режимом осадков на экваторе. Какая из экспедиций будет ближе к центру Земли и на сколько? Решение: Необходимо сравнить размеры экваториального и полярного радиусов и найти разницу в размерах Rэкват= 6 378,245 км Rполярн= 6 356,863 км 6 378,245 км - 6 356,863 км = 21,382 км (разница между Rэкват и Rполярн ) Ответ: Работая в экспедиции на экваторе, школьники находятся дальше от центра Земли на 21 км 382 м, чем товарищи, которые работают в экспедиции на Северном полюсе. Рефлексия: что больше всего понравилось, что было трудным. Что бы хотелось еще узнать нового о Земле? |
Урока Тема урока Виды деятельности обучающихся практичес-кие,лабораторные Формирование основных географических понятий : Вселенная, Солнечная система, географические полюса (северный и южный), экватор; объяснения... | Тема : «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия.... Тема: «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли. Основные характеристики, их изменения... | ||
География. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | План конспект урока тема занятия: Движение Земли вокруг Солнца. Цель... Организует работу групп. Объясняет выполнение задания (опыта). Организует проверку | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Билет №1 Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.... Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы) | Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Доклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года | ||
Урок-семинар: «Система Земля-Луна» Образовательные задачи: познакомить с основными характеристиками Земли, Луны; изучить явления, связанные с обращением Луны вокруг... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать анимационное движение Земли вокруг Солнца и вращение Земли путем задания анимационных эффектов (Пути перемещения – Круг;... | ||
Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации,... Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | И. И. Смульский Институт криосферы Земли со ран, г. Тюмень Земли рассмотрена также на основе составной модели вращения Земли. Получены периоды ее колебаний, которые совпадают с наблюдаемыми.... |