Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи»





Скачать 48.99 Kb.
НазваниеТема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи»
Дата публикации25.06.2013
Размер48.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также приемы определения абсолютных высот и глубин отдельных объектов и территорий; сформировать знания о форме и размерах Земли, как об одной из девяти планет Солнечной системы, объяснять процессы движения Земли вокруг своей оси и смену дня и ночи.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедиа.
Опорные знания: планета Земля из курса природоведения, геометрические фигуры - окружность и круг. Примеры величин: длина, градусная мера угла, масштаб (математика).
Тип урока: актуализация знаний и умений; практикум.

Планируемые результаты: представления о форме Земли и доказательства ее шарообразности; сведения о размерах Земли (длина окружности, средний радиус, площадь поверхности);представления о положении Земли в Солнечной системе.
Формы контроля: индивидуальны опрос, работа с картой, фронтальный опрос.
Дополнительный материал: Сравнение Земли с обликом других планет.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания: индивидуальная работа по вариантам.

Вариант 1. Меридиан на земной поверхности имеет направление……………..

2.В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найти его на карте по координатам: 18 градусов ю. ш. и 26 градусов в. д.

3.Определи и обозначь на карте координаты г. Эльбрус.
Вариант 2. 1.Обозначь на карте местоположение Таинственного острова, последнего прибежища капитана Немо: 35 градусов ю.ш. и 150 градусов з. д.

2.Абсолютную высоту и глубину объектов определяют………….

3.Определи координаты самой северной точки материка Евразии.
Вариант 3. 1.Из точки с координатами 52 градуса с.ш. и 0 градусов в. д. укажи направления на север и восток.


2. К каким географическим объектам относятся высоты: 8848м; 5642; продолжи список. 4810; 1895, 7495.

3.Расшифруй конспект - схему: а и б.

Вариант 4. 1.Определи и нанеси на карту наибольшую глубину Тихого океана.

  1. Определи координаты самой западной точки материка Евразии.


Вариант 5. 1.Первая советская научная станция в Антарктиде была основана под 66 градусами ю.ш. и 95 градусами з.д.. Обозначь ее на карте и укажи направление.

2.Определи координаты г.Санкт- Петербурга.

3. Сигнальная загадка:

Ш+109 = ?



Вариант 6. 1.Этот остров открыт голландским мореплавателем А.Тасманом в 1642 году. Определи его координаты.

  1. Определи и нанеси на карту наибольшую глубину Ледовитого океана; среднюю высоту нагорья Тибет.


Вариант 7. 1.Из точки 3 градуса с. ш. укажи направление на юг и запад. Что это за точка?

2.Объясни какое путешествие совершил один из героев Жюля Верна через кратер потухшего вулкана в точке 64 градуса с. ш.и 21 градуса з. д.. Укажи название острова. 3. Определи координаты г. Нью – Дели.
2. l часть объяснительного материала урока “Форма и размеры Земли

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет шарообразную форму. Поскольку человек видит лишь небольшую часть Земли, земная поверхность кажется ему плоским кругом, ограниченным линией, где небо как бы соприкасается с землёй. Недаром многим древним народам Земля казалась плоской. Позже, в Древней Греции во времена Гомера (IX – VIII вв. до н.э.), Землю представляли слегка выпуклым диском, наподобие щита воина, и считали, что сушу со всех сторон омывает океан.
Во времена Пифагора (VI в. до н.э.) стали предполагать, что Земля – шар, как и другие планеты. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат древнегреческому учёному Аристотелю (IV в. до н.э.). К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; изменение вида звёздного неба при движении по меридиану; расширение горизонта при поднятии.
В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как– будто корабль поднимается откуда-то снизу.
Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III –II вв. до н.э.). Он измерил длину дуги 1° меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану.
В период средневековья, вплоть до XV в., многие научные представления античных народов о Земле из-за господства церкви во всех сферах жизни отрицались. Учение о шарообразности Земли в этот период отвергалось.
С конца XV в. начинается возрождение, а потом и интенсивное развитие многих наук и культуры. Наступил период Великих географических открытий. Христофор Колумб в поисках западного пути в Индию открыл Новый Свет – Америку (1492 г.). Васко да Гама, обогнув Африку, проложил морской путь в Индию (1497г.), Фернан Магеллан и его спутники совершили первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.). В этот период сомнений о шарообразности Земли не было и Землю стали изображать в виде объёмной модели – глобуса.

Самый первый глобус - диаметром 0,54 м был изготовлен немцем Мартином Бехаймом (1492 г.).

Особенно явно видна шарообразная форма Земли - на космических снимках.




В связи с развитием знаний о природе Земли - представления о её форме продолжали совершенствоваться. В конце XVII в. на основании работ Ньютона возникло предположение о том, что земной шар должен быть сплюснут у полюсов.

Последующими измерениями в XVIII в. было доказано, что Земля имеет форму сфероида, сплюснутого (сжатого) вдоль оси вращения. Это сжатие невелико: экваториальный радиус Земли длиннее полярного на 21,4 км.

Однако в XIX в. было установлено, что форма Земли сложнее. Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”).
Недостаток глобусов – это то, что они делаются в мелком масштабе.

Н., глобус масштаба 1: 5 000 000, или в 1 см 50 км будет иметь диаметр – 2,55 м.

Рассмотрим фактические знания о размерах Земли

Презентация- 2-я часть объяснения урока



О чем свидетельствуют эти цифры. Аргументируйте ответ.

Для того чтобы проехать вокруг Земли на скором поезде потребуется около месяца, а пешком- 5 лет.

Продолжение презентации.

3.Закрепление материала: решение задач.


Задача 1
Вы получили приглашение поработать на каникулах в экспедициях. Одна экспедиция должна работать на Северном полюсе и вести наблюде­ния за дрейфом льдов. Вторая должна вести наблюдения за режимом осадков на экваторе. Какая из экспедиций будет ближе к центру Земли и на сколько?
Решение:
Необходимо сравнить размеры экваториального и полярного радиу­сов и найти разницу в размерах  Rэкват= 6 378,245 км  Rполярн= 6 356,863 км
6 378,245 км - 6 356,863 км = 21,382 км (разница между  Rэкват и Rполярн )
Ответ: Работая в экспедиции на экваторе, школьники находятся дальше от центра Земли на 21 км 382 м, чем товарищи, которые работают в экспе­диции на Северном полюсе.
Рефлексия: что больше всего понравилось, что было трудным. Что бы хотелось еще узнать нового о Земле?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconУрока Тема урока Виды деятельности обучающихся практичес-кие,лабораторные
Формирование основных географических понятий : Вселенная, Солнечная система, географические полюса (северный и южный), экватор; объяснения...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconТема : «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия....
Тема: «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли. Основные характеристики, их изменения...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconГеография. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconПлан конспект урока тема занятия: Движение Земли вокруг Солнца. Цель...
Организует работу групп. Объясняет выполнение задания (опыта). Организует проверку
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconБилет №1 Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия....
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы)
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году
Земли промышленности, энерге­тики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспече­ния космической...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconУрок-семинар: «Система Земля-Луна»
Образовательные задачи: познакомить с основными характеристиками Земли, Луны; изучить явления, связанные с обращением Луны вокруг...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать анимационное движение Земли вокруг Солнца и вращение Земли путем задания анимационных эффектов (Пути перемещения – Круг;...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconРоссийской Федерации Федеральная служба государственной регистрации,...
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи» iconИ. И. Смульский Институт криосферы Земли со ран, г. Тюмень
Земли рассмотрена также на основе составной модели вращения Земли. Получены периоды ее колебаний, которые совпадают с наблюдаемыми....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск