Скачать 47.33 Kb.
|
Гусарова Татьяна Михайловна учитель начальных классов ГОУ СОШ № 541 ЮЗАО г. Москвы Урок окружающего мира Урок с использованием презентаций Тема: «Смена дня и ночи. Смена времён года» Основные задачи урока: - Обобщить знания о назначении солнца, о земле. - Проводить групповые наблюдения за явлениями природы. - Проводить практическую работу с глобусом и картой. - Наблюдать за изменениями Земли. Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года. Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы. Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся. Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности. Оборудование урока: глобус, теллурий, модели Солнца (плоская и шарообразная); листочки детям, карточки с цифрами, модели Земли из пластилина; презентация «Смена времён года» презентация «Смена дня и ночи», карточки с изображением времён года. Ход урока 1. Разминка. На какое время года приходятся самые длинные каникулы? Это архитектурное сооружение есть и в Москве, и называется Триумфальная... Это слово обозначает то же самое и УСТА. Что растёт на ёлке? Как называется первый компонент при вычитании? Орган осязания? Герой сказки, искавший золотой ключик? Перистые, кучевые, слоистые? Орфограмма в слове чудеса? 2. Повторение. Повторение знаний о Солнце и Земле. В процессе ответов демонстрируется презентация «Смена дня и ночи» 1 ученик – рассказ о солнце. Дополнительные вопросы: Что такое природа? Назови признаки живой природы. 2 ученик – рассказ о земле. Как вести себя во время грозы? Назови органы чувств. 3 ученик – рассказ о том, как представляли люди землю в древности. Назови пословицу о здоровье, чистоте. Как беречь глаза? 4 ученик – рассказ о форме Земли. Как беречь уши. Назови предметы неживой природы. Чтение стихотворения о Ю. А. Гагарине. Мать и сын Николай Старшинов Вот оно, свершилось, это чудо! Мать идёт – посторонись, народ: Сын вернулся, да ещё откуда – Из самих космических широт! Это он ворвался в наше завтра, Что самой фантастике под стать… Первого на свете космонавта Обнимает и целует мать. И с такой материнской силой, Радость всенародную деля, Обнимает сына вся Россия, Рукоплещет сыну вся Земля! 3. Актуализация знаний. Работа по книге на стр. 17. - Что изображено на рисунках? - Наблюдали ли вы такие явления? Презентация «Смена дня и ночи» На смену тёмной ночи встало утро, Прозрачное, умытое росой, Всё выше солнце – вот и день А вечер уж за ним шагает словно тень. - О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи? На странице 18 прочитайте рассуждения ребят. - С кем вы согласны? (Показали карточки 1 или 2.) Отгадайте загадку: На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус.) - Что такое глобус? - Для чего нужен глобус? Изготовление моделей глобусов из пластилина. Чтение текста на стр. 18. Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Наблюдение на теллурии смены дня и ночи. - Почему же день сменяет ночь? Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте. Физминутка «Делай так». 4. Создание проблемной ситуации. Решите задачу: что взять ребятам с собой? У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи. Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги. Работа в парах. Выслушиваются ответы детей: 1 группы: вещи для Лены. 2 группы: вещи для Миши. - Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши? - Почему получились разные сумки? - Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии – лето? - Что мы не знаем? - Что же сегодня на уроке мы будем изучать? 5. Тема урока: Смена времён года. - Работа с теллурием. - Почему же происходит смена времён года? Просмотр презентации «Смена времён года» (см. Приложение. Слайды 1-4 ). - Работа по книге стр. Кроссворд. Обернулась в лёд вода Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зима.) Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. (Весна.) Я соткано из зноя Несу тепло с собою Я реки согреваю, «Купайтесь!» – приглашаю. (Лето.) Несу я урожаи Поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю. (Осень) (Приложение. Слайды 5-12) (Рассказ учащихся День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.) 6. Работа в рабочих тетрадях. Стр. 25, № 13. - Как вы думаете? Везде такие сезоны? Рассказ Маши Петровой про сезоны. Книга, откуда взят материал. 7. Итог. Работа в парах. Стр. 20. Подготовить ответы на вопросы любознательных дошкольников. Вопросы задают герои сказки «Колобок». Чтение выводов на стр. 20. Домашнее задание пересказ стр. 17-20 |