Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: воспитатель Верхотурова А.В. (5а класс)
Блок: Трудовое воспитание Тема "В мире профессии " Цель: Дать представление о необходимости и значении труда взрослых людей, о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
Задачи: 1. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой, общей моторики.
2. Развивать внимание, память, мышление. 3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование: книга Маяковского «Кем быть?», карточки, рисунки.
Ход занятия
I. Организационный момент. Воспитатель - Ребята, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым? Воспитатель - Кем бы вы хотели работать?
Дети- поваром, парикмахером, садоводом.
Воспитатель - Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети-Взрослые, мамы и папы ходят на работу. Воспитатель- Для чего люди ходят на работу?
Дети- Чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.
Воспитатель - Кем работают ваши родители?
Дети-
Воспитатель - Какую пользу приносят люди, когда ходят на работу?
Дети - Они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы. Воспитатель - Правильно. А теперь послушайте стихотворение Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?
Нужные работники – Столяры и плотники!.. ……………………..
Столяру хорошо, А инженеру - лучше… ……………………..
Инженеру хорошо, А доктору – лучше…
Воспитатель- О чем говорится в этом стихотворении?
Дети- В стихотворении говорится о профессиях Воспитатель - А что обозначает слово «профессия»? Профессия обозначает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете.
Дети- Воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.
II. Введение в тему.
Воспитатель- ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем. Воспитатель - Что бы мы носили, если бы не было портных?! Воспитатель - Что бы мы ели, если б не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты?! Воспитатель - Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники!
III. Новая тема. 1. Игра «Что делает?».
Воспитатель -Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Воспитатель- Врач –
Дети- лечит Воспитатель- Продавец –
Дети- продает Воспитатель -Парикмахер –
Дети- стрижет Воспитатель- Повар –
Дети- варит Воспитатель- Строитель –
Дети- строит Воспитатель -Шофер –
Дети- водит машину
Воспитатель -Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно хорошо выполнять любимую работу.
2. Игра «Кому что нужно для работы?».
Воспитатель - Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы.
(карточки с изображением инструментов.)
Воспитатель- Сейчас мы поиграем в игру и выясним, правильно ли вы подобрали нужную карточку с изображением инструмента. Я называю профессию, вы дополняете изображением инструмента:
художнику – кисть; дворнику – метлу; библиотекарю – книги; музыканту – скрипку; садовнику – лейку и ножницы; повару – половник, нож; шоферу – машину; доктору – шприц.
Воспитатель- Каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?
Игра «Подскажи словечко».
Дровосеки любят бор – есть у каждого…(топор) Папе гвоздь забить помог – деревянный….(молоток) Пыль лежит на полу – подайте мне….(метлу)
Воспитатель- Объясните, как вы понимаете пословицы: 1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда?
Дети- Обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получить 2. Труд человека кормит, а лень портит.
Дети- Не будешь работать – будешь ленивым Главное в жизни человека – труд.
Дети- Каждый человек должен трудиться.
IV. Физкультминутка.
«Разные профессии нужны»
Я шофер – помыл машину, (Топающий шаг) Сел за руль и выгнул спину. Загудел мотор, и шины Зашуршали у машины. (Ши – ши – ши) Подметает дворник двор, Убирает дворник сор. (Наклоны вперед, имитируя подметание) Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту. (Поворот вправо-влево, приставляя ладонь к глазам) А сапожник сапоги для любой сошьет ноги. («Распашонка» - присесть, встать, приставляя поочередно ноги на пятку) К сапогам прибьет подковки, И пляши без остановки. Наши летчики – пилоты Приготовились к полету (Наклоны корпуса вправо-влево с произнесением звуков вж-ж-ж, прямые руки в стороны) Я – гимнаст. Моя сноровка (различные прыжки) Восхищает всех вокруг. Видишь, как на брусьях ловко Исполняю сложный трюк. Веселей смотри вокруг Детский врач – ребятам друг. Дыхательные упражнения: спокойный вдох носом.
V. Заключительная часть.
1. Загадки для отгадки.
Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар)
Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (Учитель)
Встаем мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
2. Игра «Определи профессии».
Воспитатель- Определите профессии людей по одежде. Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла и защищала его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно работать.
Воспитатель - Назовите, какая форма одежды необходима повару?
Дети- Колпак, фартук
Воспитатель- Милиционеру?
Дети- Фуражка, китель, брюки.
Воспитатель -Матросу?
Воспитатель- Космонавту?
Дети- скафандр
VI. Итог
Воспитатель- Дети, нет только мужской или только женской профессии. Наши мамы разные важны, Мамы разные нужны. Папы – тоже разных профессий мастера, И вы ими станете, придет пора.
Воспитатель- А вам, ребята, какие профессии понравились?
Дети-
Воспитатель- Кем бы вы хотели работать?
Воспитатель- Почему?
Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: воспитатель Верхотурова А.В. (5а класс)
Блок: Трудовое воспитание Тема: Экскурсия на производство
«Хлебопекарня»
Цель: Дать представления детей о труде людей, работающих на хлебопекарне, о значении их труда для села.
Задачи:
1. Повышать уровень развития ребёнка. Закрепить знаний детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.
2. Развитие устной речь, памяти, внимания
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к хлебу, как результату трудовой деятельности человека. Ход экскурсии. Воспитатель- Ребята, отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети – Хлеб.
Воспитатель- Совершенно верно- это хлеб! А где пекут хлеб?
Дети – В пекарне.
Воспитатель- И сегодня мы пойдем на экскурсию в пекарню, познакомимся с людьми, которые там работают. Вы увидите где хранится мука, как замешивают тесто, как формируют тесто, куда его ставят, чтобы «булки выросли», и где выпекают.
Воспитатель- Помните, пожалуйста, о правилах поведения на улице и в пекарне.
Пекарь- Вот здесь, ребята, на специальных решетках, лежит в мешках мука. Тут прохладно, чтоб не завелись муке жучки и мошки. Сейчас мы пойдем в другое помещение, я вам покажу машину, на которой сеют муку. Муку сеют для того, чтоб она «насытилась» кислородом, чтоб не попал мусор в тесто (нитки от мешков, шелуха от зерна), тогда тесто получается пышным и воздушным. А вот когда мука готова из неё замешивают тесто.
( Детям показывают процесс замешивание теста)
Воспитатель- Ребята, а давайте спросим как называется эта ёмкость на колесиках?
Пекарь- это ёмкость называется дёжа. Пекарь подкатывает дёжу к аппарату с « железной рукой», который называется тестомес. В дёжу закладывают воду, соль, дрожжи, растительное масло, муку и тестомесом замешивают тесто.
Тесто замесили, накрыли пленкой и подождем когда оно начнет подниматься, увеличиваться в размерах.
Воспитатель- А, что с тестом происходит дальше после того как оно поднимется?
Пекарь- Его формируют, а это значит- раскладывают в формы круглые и квадратные. После этого формы с тестом ставят в теплое место расстойник, чтобы тесто еще раз поднялось.
Пекарь – наши булки выросли, пора их ставить по ленте в печь.
Воспитатель- А кроме хлеба, что вы печете еще на пекарне?
Пекарь- Мы печем батоны, булочки, рулеты с маком, коврижки. Когда наша выпечка готова, приезжает специальная машина хлебовозка и развозит хлеб и хлебобулочные изделия по магазинам.
Пекарь – ребята, вот и спекся наш хлебушек, сейчас разложим в лотки.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем- земли родимой соки,
Солнце свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.
Воспитатель- вот и подошла концу наша экскурсия. Вы много узнали для себя нового. Итог.
Воспитатель- Ребята, что делают с мукой прежде чем замесить тесто?
Дети- муку просевают через сито.
Воспитатель- А для, чего муку просевают?
Дети- чтоб не попал мусор в тесто.
Воспитатель- А как называется аппарат с «железной рукой»?
Дети- тестомес.
Воспитатель- когда замесили тесто, что дальше с ним происходит?
Дети- тесто накрывают пленкой и оставляют на время в теплом месте для поднятия.
Воспитатель- вам понравилась наша экскурсия?
Воспитатель- и после того как вы закончите учебу из вас кто ни будь станет обязательно пекарем.
Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: воспитатель Верхотурова А.В. (5а класс)
Блок Трудовое воспитание.
Тема: Знакомство с профессией !
Цель: Привить уважение и любовь к труду и людям труда, показать необходимость труда в жизни человека. Убедить учащихся в том, что их главная цель- учёба.
Задачи: 1. Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде.
2. Научить различать хорошие и дурные поступки.
3. Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения.
Оборудование: плакаты: Труд - всему голова», «Землю солнце красит, а человека - труд», «Труд создал самого человека».
Ход занятия
Организационная часть.
Игра «Прокати мяч».
Цель: сплотить коллектив, сформировать чувство товарищества.
Воспитатель -Дети встают в круг, как можно теснее, вытянув руки вперёд. Нужно прокатить мяч по кругу, по вытянутым рукам и не уронить – помогать руками нельзя.
Основная часть.
Воспитатель -Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.
|
|
|
| п
| о
| в
| о
| р
|
|
|
| п
| о
| ж
| а
| р
| н
| ы
| е
|
|
|
|
|
| с
| т
| р
| о
| и
| т
| е
| л
| ь
|
|
|
|
| ш
| о
| ф
| е
| р
|
|
|
|
|
|
|
| ш
| в
| е
| я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с
| а
| п
| о
| ж
| н
| и
| к
|
|
| п
| а
| с
| т
| у
| х
|
|
|
|
|
|
| у
| ч
| и
| т
| е
| л
| ь
|
|
|
| л
| е
| т
| ч
| и
| к
|
|
|
|
|
|
| 1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
- Какое слово получилось в выделенных клетках?
- А чтобы получить профессию строителя, повара, маляра что нужно для этого делать?(ответ детей – учиться).
- А чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.
Воспитатель –Сегодня у нас занятие на тему «Труд- основа всему». Слайд 1
Воспитатель - Итак, ребята, сегодня мы будем говорить с вами о труде взрослых и о вашем труде.
Воспитатель -Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и красивее?
Дети- Трудиться
Воспитатель -А что должны делать вы? Что является главной работой ученика?
Дети- Учиться
Воспитатель - Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики?
Дети- не будет света
Не вышел на работу хлебороб?
Дети- не будет хлеба
Не вышли на работу учителя?
Дети- дети не получать знания
Воспитатель- Если бы вы не пришли в школу?
Дети- учителям некого было учить.
Воспитатель Правильно ребята! Жизнь- это труд. А как же понять слова? «Где труд, там и счастье», «Труд- в радость».
Дети-
Воспитатель - Да , труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки, вспомните, что вы испытали, когда убирались в комнате, испекли первый в своей жизни пирог?
Воспитатель - А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли отцу что-то строить, чинить, смастерить? Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.
Дети-
Воспитатель -Люди не могут прожить жизнь, без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, и жару, и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.
И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.
Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим”.
Настало время из короба сказку доставать!
Заключительная часть
Дидактическая игра: “Назови пословицу”
( собери пословицу о труде, детям даются разрезанные пословицы)
“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”;
“Кто не работает, тот не ест”;
“Дело мастера боится”;
“Каков работник, такова и плата”;
“Какие труды – такие и плоды”;
“Как посеешь, так и пожнешь”;
“Ищи дела как хлеба”;
“Труд человека кормит, а лень портит”;
“Сделал дело – гуляй смело”; Воспитатель - А теперь послушаем стихи о труде.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
. Всё делать должны сами ,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
Воспитатель- Много делают наши жители для благоустройства нашей деревни и нашего района. Трудятся ваши папы и мамы, братья и сёстры. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячи людей. Красота нашего города – труд наших людей.
Послушаем стихотворение А. Абраскина «Да здравствует труд».
Труд- в нашей жизни –основа основ,
Труд-это слово высокой волны.
Да здравствуйте труд дочерей и сынов
Славной Российской страны!
Мы в честном труде закаляем сердца,
В труде мы характер куём.
Мы дело доводим всегда до конца,
Мечтая о счастье большом.
Растут города и заводы вокруг,
Цветут загораясь огни-
Всё это дела наших крепнувших рук
На стройки товарищ взгляни.
Воспитатель - Люди, которые работают с душой, творчески - наша гордость.
Воспитатель Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
Воспитатель --Скажите пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Дети- нет
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
Воспитатель --И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».Слайд
Итог.
Воспитатель --И так, ребята, сегодня вы узнали много о труде взрослых и детей. А сейчас давайте сделаем вывод и поставим цель: Закончить эту учебную четверть без троек. Принимать активное участие в общественно - полезном труде по благоустройству территории школы и сада.
Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: воспитатель Верхотурова А.В. (5а класс) Блок. Трудовое воспитание.
Тема: «Генеральная уборка спального корпуса».
Цель: Частичное овладение навыками бригадного метод работы.
Задачи: 1.Учить детей приемам уборки;
2.Прививать учащимся навыки повседневного ухода за помещением; Оборудование (материал): ведро, половая тряпка, швабра, порошок. Ход занятия. I.Организационный момент. Воспитатель: - Тема нашего занятия сегодня «Генеральная уборка в спальном корпусе».
Существует определённые правила генеральной уборки.
Перед тем как приступить к генеральной уборке на надо отключит телевизор и др. отвлекающие вещи – для того чтобы уборка не затянулась, и была закончена.Но мы можем включить любимую музыку. . Затем нам надо открыть окна , чтобы помещение проветрилось . Перед уборкой необходимо навести порядок, чтобы все вещи и предметы находились на своих местах. Воспитатель –Дети, с чего мы должны начать свою уборку? Дети: - Уборку начинаем со спальней комнаты, с личных вещей. Воспитатель: Правильно дети. Затем мы обметаем потолок сухим веником, Места особого скопления пыли мы пылесосим. Далее мы протираем сначала влажной, затем сухой тряпкой ящики в шкафах и комодах. Делаем ревизию вещей- всё что не использовалось в прошедшем сезоне или стало мало, нещадно выбрасывается.
Воспитатель: Дети как вы думаете? После того как вы прибрались в своих шкафах что вы должны сделать следующим. Дети: - После уборки в шкафах мы должны пропылесосить помещение и затем сделать влажную уборку. Воспитатель – Дети как вы думаете, мы можем начать с влажной уборки? Ответы детей. Воспитатель: - Как часто мы должны менять воду в ведре, во время влажной уборки? Ответы детей Воспитатель: - Сам процесс генеральной уборки делиться три этапа:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – раставления вещей на свои места.
2.ОСНОВНОЙ –общая уборка корпуса
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ –влажная уборка. IV.Практическая часть. Воспитатель: - А сейчас, ребята, приступаем к генеральной уборке. Убираться будут все вместе. Каждый будет делать свою работу.
.
Воспитатель - Что будем делать в первую очередь?
Дети: - В первую очередь прибираемся в шкафах и тумбочках.
Воспитатель: - Что будем делать после уборки в шкафах?
Дети: - После уборки в шкафах мы протираем пыль, пропылесосим помещение.
Воспитатель: - Что мы должны делать в последнюю очередь
Дети: - В последнюю очередь мы делаем влажную уборку.
Воспитатель - Всё правильно и мы начинаем свою уборку.
Порядок работы.
- Сложить одежду в шкаф.
- Приготовить воду к влажной уборке.
- Растворить в воде стиральный порошок.
(Во время генеральной уборки оказывать нужную помощь. Дополнительно показывать выполнение определенных операций)
V.Итог.
Воспитатель: - Какие правила уборки вы запомнили?
Дети: - Первое правило: нельзя начинать работу с влажной уборки
- Второе правило: нужно чаще менять воду во время влажной
уборки.
Воспитатель: - Верно, ребята. Если будете соблюдать эти правила, то у вас всегда в спальном корпусе будет порядок и уют. |