Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«ТРУД»
Цель: формирования положительного отношения к труду
Задачи:
развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Связь с другими образовательными областями:
«Художественное творчество»
| использование продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»
| «Здоровье»
| формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование культурно-гигиенических навыков
| «Коммуникация»
| развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
| «Познание»
| формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей
| «Социализация»
| формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
| «Музыка»
| использование музыкальных произведений для обогащения содержания области
| «Физическая культура»
| развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда, формирование навыков по уходу за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой
| «Чтение художественной литературы»
| использование художественных произведений для обогащения содержания области, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
| «Безопасность»
| формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
| Программное обеспечение
-
Перечень программ и технологий
| Комарова Т.С. Куцакова Л.В. Павлова Л.Ю Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации . Мозаика синтез ,2006
| Перечень пособий
|
КуцаковаЛ.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000.
ТарловскаяН.Ф. , Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994.
КуцаковаЛ.В. «Оригами». М. «Владос».1994.
КуцаковаЛ.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998.
КуцаковаЛ.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998.
КуцаковаЛ.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998.
Куцакова Л.В.«Лето красное пришло». Организация творческой деятельности дошкольников в детском саду летом. М. МИПКРО. 1992.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005 г.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009 г.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала М: Карапуз, 2009 г.
| Формы образовательной деятельности
Задачи психолого-педагогической работы
2—4 года
обеспечивать освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);
обеспечивать освоение отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приему пищи — расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты — расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка — собрать мусор, подмести дорожки);
формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого;
формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений;
формировать представления о способах обращения к взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умение выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности;
формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
помогать вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о детях и близких им людях;
развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения;
поддерживать положительное отношение к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых.
-
Содержание работы
| Формы работы
| Формы
| Примерный
|
|
| организации
| объём
|
|
| детей
| (в неделю)
| Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
-
Обеспечение освоения процессов самообслуживания
| Совместные действия. Наблюдение. Поручение
| Индиви-дуальная. Подгрупповая
| 1 ч 15 мин
| Привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде
| Совместные действия. Поручение. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
| Индиви-дуальная
| 5 мин
| Формирование представлений о труде взрослых
| Наблюдение. Беседа. Чтение. Рассматривание
| Подгрупповая
| 10 мин
|
Самостоятельная деятельность детей
-
Самообслуживание
| Во всех видах деятельности, в режимных моментах
| индивидуальная
|
|
4—5 лет
обеспечивать самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться, складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата, с помощью взрослого приводить одежду и обувь в порядок — почистить, просушить);
обращать внимание ребёнка на непорядок во внешнем виде и учить самостоятельно его устранять;
поощрять стремление оказать помощь другому при выполнении процессов самообслуживания;
обеспечивать под контролем взрослого поддерживание порядка в группе и на участке;
учить самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, контролировать качество, стремиться улучшить результат;
обеспечивать самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениям и животными в уголке природы и на участке в соответствии с гендерной принадлежностью;
учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трудовой деятельности с опасными инструментами и материалами (ножницами, клеем); формировать знания и представления о соблюдении безопасности в сложных видах трудовой деятельности, связанных с использованием острых инструментов (грабли, тяпки, лопатки);
формировать представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности; развивать способы общения со сверстниками на различных этапах трудового процесса;
формировать представление о ряде более сложных профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества (помощник воспитателя, повар, врач, водитель, продавец и др.), трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; продолжать формировать представления о специфике труда мужчин и женщин;
формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребёнку результат;
воспитывать уважительное отношение к профессиям мужчин и женщин, восхищение их мужскими и женскими качествами, проявляющимися в трудовой деятельности;
поощрять и закреплять желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых адекватно гендерной роли ребёнка, проявления настойчивости в преодолении препятствий.
-
Задачи и содержание работы
| Формы и методы работы
| Формы организации
| Примерный объём (в неделю)
| Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
-
Обеспечение качественного
выполнения процессов
самообслуживания
| Совместные действия.
Наблюдение.
Поручение
| Индивидуальная
Подгрупповая
| 50 мин
| Приобщение к выполнению
отдельных процессов в
хозяйственно-бытовом труде и
труде в природе
| Совместные действия.
Наблюдение.
Игра.
Поручение.
Дежурство.
Совместная
деятельность
взрослого и детей
тематического
характера.
| Подгрупповая.
Индивидуальная
| 10 мин
| Формирование представлений
| Наблюдение.
| Подгрупповая
| 15 мин
| о труде взрослых
| Чтение. Беседа. Игра.
Рассматривание. Экскурсия
|
|
| Самостоятельная деятельность детей
-
Самообслуживание
| Во всех видах детской
деятельности, в
режимных моментах
| Индивидуальная
|
| Хозяйственно-бытовой труд
| Создание соответствующей предметно-развивающей среды
| Подгрупповая
Индивидуальная
|
| Труд в природе
|
|
|
5—6 лет
обеспечивать самостоятельное, быстрое и аккуратное выполнение процессов самообслуживания;
учить самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, бережно относиться к личным вещам;
обеспечивать самостоятельное поддерживание порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы;
обучать некоторым видам ручного труда, подбирая их в соответствии с предпочтениями ребёнка;
помогать замечать и осознавать влияние половых и индивидуальных особенностей детей на их трудовую деятельность;
приобщать к коллективной трудовой деятельности;
способствовать умению помогать другим людям в процессе выполнения трудовой деятельности;
учить требовать от других детей соблюдения техники безопасности при выполнении трудовой деятельности; формировать умения использовать различные безопасные способы выполнения собственной трудовой деятельности, объяснять другому ребёнку о соблюдении правил безопасности в процессе совместного труда;
формировать представления о формах высказывания собственной точки зрения (предложить свой вариант, способ выполнения) другим детям в процессе выполнения различных видов труда, способы общения для привлечения к сотрудничеству других людей при выполнении трудовой деятельности;
расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
продолжать формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, способность видеть и замечать красоту в труде мужчин и женщин;
поощрять устойчивую самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении трудовых процессов;
разделять с ребёнком чувство удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувство гордости; поддерживать стремление получать от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде
-
Содержание работы
| Формы работы
| Формы
| Примерный объём
|
|
| организации
| (в неделю)
|
|
| детей
|
| Непосредственно образовательная деятельность
-
Освоение некоторых видов
ручного труда
| Изготовление украшений
для группового
помещения к праздникам,
предметов для игры,
сувениров, предметов для познавательно-
исследовательской
деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически-привлекательных предметов. Игра. Организация выставок.
| Подгрупповая.
Индивидуальная
| 20 мин
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
-
Выполнение процессов самообслуживания и труда в природе хозяйственно-бытового труда отдельных видов
| Совместные действия. Наблюдение.
Игра.
Поручение и задание.
Дежурство.
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Проектная деятельность
| Групповая. Подгрупповая.
Индивидуальная
| 20 мин
| Формирование
представлений о труде
взрослых
| Наблюдение.
Чтение.
Беседа. Игра.
Рассматривание. Экскурсии
| Групповая.
Подгрупповая
| 15 мин
| Самостоятельная деятельность детей
-
Самообслуживание
| Во всех видах детской
деятельности, в
режимных моментах
| Индиви-
дуальная
|
| Хозяйственно-бытовой труд
| Создание соответствующей предметно-развивающей среды
| Подгрупповая
Индивидуальная
|
| Труд в природе
|
6—7 лет
обеспечивать осознанное и самостоятельное выполнение процессов самообслуживания, самостоятельный контроль качества результата, умение при необходимости исправлять его, отбирать более эффективные способы действий (адекватно своим особенностям), оказывать помощь другому, в том числе обучающую;
учить в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно и качественно выполнять разные его виды; уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и общей (коллективной) работы; уметь договариваться, распределять обязанности, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей, половых и индивидуальных особенностей каждого;
привлекать к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада, в уголке природы) адекватно половой принадлежности ребёнка, помогать в осознании их обусловленности соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных;
обеспечивать освоение некоторых видов ручного труда в соответствии с гендерными и индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка;
формировать знания и представления о соблюдении правил безопасности в соответствии со спецификой разнообразных видов трудовой деятельности;
расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, представления о труде как экономической категории), в том числе о современных профессиях, существующих в мире (менеджер, модельер, оператор, банковский служащий и др.);
продолжать учить бережно относиться к результатам труда, осознанно соотносить свои желания в приобретении вещей и игрушек с возможностями семьи;
поддерживать отношение ребёнка к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как ценности, стимулировать желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых;
формировать положительное отношение к трудовым подвигам, поступкам, трудовой деятельности героев произведений художественной литератур
-
Содержание работы
| Формы работы
| Формы
| Примерный объём
|
|
| организации
| (в неделю)
|
|
| детей
|
| Непосредственно образовательная деятельность
-
Освоение некоторых видов
ручного труда
| Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для
познавательно-исследовательской деятельности.
Создание макетов, коллекций и их оформление.
Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание
эстетически-привлекательных предметов. Игра. Организация выставок.
| Подгрупповая
Индивидуальная
| 20 мин
| Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
-
Выполнение процессов
| Совместные действия.
| Групповая.
| 20 мин
| самообслуживания,
| Наблюдение.
| Подгрупповая
|
| отдельных видов
| Игра.
| Индивидуальная
|
| хозяйственно-бытового
| Поручение и задание.
|
|
| труда и труда в природе
| Проектная деятельность
|
|
| Формирование представления о труде взрослых
| Наблюдение.
Чтение.
Беседа.
Рассматривание.
Экскурсии.
| Групповая.
Подгрупповая.
| 20 мин
|
Самостоятельная деятельность детей
-
Самообслуживание
| Во всех видах детской
деятельности,
в режимных моментах
| Индивидуальная
|
| Хозяйственно-бытовой труд
| Создание соответствующей предметно-развивающей среды
| Подгрупповая.
Индивидуальная
|
| Труд в природе
| |