Скачать 0.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей Ю.М.Чинючин, И.Ф. Полякова ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПОСОБИЕ по проведению практического занятия Система учета использования и исправности ЛА в эксплуатационных предприятиях ГА для студентов 3 курса специальности 061100 всех форм обучения Москва - 2005 Рецензент к.т.н., доц. Герасимова Е.Д. Чинючин Ю.М., Полякова И.Ф. Пособие по проведению практического занятия по дисциплине «ОТЭ и РАТ». – М.: МГТУГА, 2005 г. Данное пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов 2-3 курсов специальности 061100 всех форм обучения. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 24 мая 2005 г. протокол № 11 и методического совета по спец. 130300 от 24.05.05 протокол №8. 1.Общие положения
Цель занятия:
5) ознакомление с диспетчерским графиком и учетно-отчетной документацией. 2.Методические указания по теме 2.1 Организация работ по ТО ЛА Организация ТОиР осуществляется на основе двух принципов: плановости и своевременного предупреждения отказов. Под принципом плановости понимается соблюдение установленной периодичности отхода ЛА на ту или иную форму ТО и Р, а также объемов части стандартных регламентных операций и операций по техническому диагностированию и дефектации объектов АТ. Предупредительный характер ТО и Р обеспечивается за счет организации постоянного наблюдения при эксплуатации за уровнями надежности, а в ряде случаев и техническим состоянием функциональных систем и отдельных изделий с целью своевременного выявления предотказового состояния последних с последующей заменой изделий или регулировкой их параметров. 2.2. Виды и формы ТО и Р ЛА Применительно к ЛА гражданской авиации установлены следующие виды технического обслуживания: оперативное, периодическое, сезонное, специальное, при хранении. Основными из перечисленных видов являются оперативное и периодическое. Каждый из видов технического обслуживания отличается объемом и сложностью работ, потребным временем и периодичностью их выполнения. Оперативное техническое обслуживание выполняется непосредственно перед вылетом и после посадки ЛА в базовых, транзитных и конечных аэропортах. При этом выполняются следующие виды работ: по встрече ЛА, обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета. Основное назначение оперативного технического обслуживания – устранение возникших в полете отказов и повреждений и подготовка ЛА к очередному вылету. При оперативном техническом обслуживании, как правило, не должно быть работ, необходимость выполнения которых определяется налетом (числом посадок) ЛА или индивидуальной наработкой его отдельных агрегатов и изделий. Необходимость, частота и последовательность выполнения оперативных форм обуславливается характером и условиями использования ЛА по назначению. Работы по обеспечению вылета производятся непосредственно перед вылетом ЛА независимо от того, какая форма оперативного обслуживания выполнялась. Работы по обеспечению стоянки выполняются в случаях передачи ЛА от экипажа в АТБ. Особое место в оперативном техническом обслуживании занимают работы по поиску и устранению отказов и повреждений элементов и изделий функциональных систем ЛА. Учитывая стохастическую природу отказов и повреждений, решение задач поиска их причин и своевременного устранения представляется весьма сложным делом, требующим от исполнителей глубоких знаний конструкции и эксплуатации тех или иных типов ЛА. Качество и своевременность решения этих задач при оперативном техническом обслуживании во многом определяют безотказность работы техники и регулярность полетов. Периодическое техническое обслуживание выполняется через строго установленные интервалы, измеряемые числом часов налета ЛА, числом посадок или календарным временем. Основное назначение периодического технического обслуживания – выявление и устранение имеющих место отказов и повреждений элементов, изделий и агрегатов функциональных систем ЛА на ранних стадиях их развития, а также проведение профилактических мероприятий по предотвращению возникновения отказов и повреждений при дальнейшей эксплуатации ЛА: замена агрегатов, отработавших ресурс, смазка шарнирных соединений, регулировка изделий по результатам технического диагностирования и другие мероприятия. Выполнение периодических форм технического обслуживания обеспечивает поддержание работоспособности и требуемой исправности парка ЛА. Формы периодического технического обслуживания отличаются значительно большей трудоемкостью и строгой периодичностью выполнения. Для большинства основных типов ЛА принята следующая периодичность выполнения форм технического обслуживания: форма 1 (Ф-1) – через каждые (300±30) ч налета, форма 2 (Ф-2) – через каждые (900±30) ч налета и форма 3 (Ф-3) – через каждые (1800±30) ч налета [1]. Если ЛА по условиям эксплуатации имеет сравнительно малый налет, то его периодическое обслуживание выполняют по календарным срокам. Для самолета Ту-154, например, через каждые 4 мес±15 сут выполняется форма 1К, через (12±1) мес – форма 2К, через (24±1) мес – форма 3К. Если самолет такого же типа длительно выполняет учебно-тренировочные полеты, то техническое обслуживание шасси, закрылков, предкрылков, интерцепторов и системы управления стабилизатором выполняют по посадкам: через каждые (300±30) посадок в объеме формы 1, через (900±30) посадок – формы 2, через (1800±30) посадок – формы 3. Допуск на каждую форму по налету, посадкам, календарным срокам позволяет избежать неоправданных простоев ЛА в тех случаях, когда АТБ вследствие загруженности не может приступить к обслуживанию данного ЛА. Тогда эксплуатация этого ЛА продолжается за счет допуска, который позволяет также выполнить работы по данной форме раньше базового значения, если позволяют условия. Но с каким бы допуском не выполнялись работы по формам периодического обслуживания, отсчет всегда ведется от базового значения. Каждая последующая форма периодического технического обслуживания включает в себя работы, предусмотренные предыдущими формами, а также специфические работы, присущие только данной форме. Так, при выполнении работ по форме 2, производятся также работы по форме 1, при выполнении работ по форме 3 – работы по формам 1 и 2. При замене двигателя по любой причине на ЛА выполняется та форма технического обслуживания, которая требуется по налету планера, производятся работы, непосредственно связанные с заменой двигателей и с осмотром элементов конструкции и систем, доступ к которым возможен только при снятом двигателе. Каждая форма периодического обслуживания состоит из предварительных, основных (стандартных) и заключительных работ. Предварительные работы включают приемку ЛА, подготовку необходимого оборудования, инструмента, материалов для обслуживания, изучения задания и документации. Основные (стандартные) работы предусматривают, кроме осмотра, демонтаж ряда агрегатов, инструментальную проверку параметров систем и оборудования, замену смазки в шарнирах, выполнение регулировочных работ. Основные работы группируются по отдельным функциональным системам ЛА: силовая установке, шасси, планер, управление, гидравлическая система, система кондиционирования воздуха, система регулирования давления в кабинах, радиоэлектронное оборудование, приборное, электрическое, кислородное и бытовое оборудование и др. Заключительные работы – уборка рабочего места и передача ЛА в цех оперативного обслуживания для подготовки к полету и выполнения работ по обеспечению стоянки. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год при переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Современные типы ЛА, как правило, не требуют больших затрат труда на выполнение сезонного обслуживания, поэтому оно проводится совместно с очередной формой периодического обслуживания. Сезонное обслуживание предусматривает дефектацию и полное восстановление защитных покрытий, устранение мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку натяжений тросовых проводок, проверку работоспособности противообледенительных систем и сигнализаторов обледенения, дефектацию и ремонт чехлов и заглушек и другие работы. Специальное техническое обслуживание выполняется в случаях возникновения резких отклонений от условий нормальной эксплуатации. К ним относятся: грубая посадка, посадка до взлетно-посадочной полосы (ВПП), выкатывание ЛА за пределы ВПП, полет в турбулентной атмосфере, попадание в зону грозовой деятельности, попадание молнии в ЛА, превышение перегрузок и т.п. После любого из перечисленных случаев на ЛА выполняется комплекс смотровых и стандартных работ, предусмотренный действующей документацией по техническому обслуживанию, для проверки состояния элементов определенных зон конструкции ЛА и принятия решения о возможности его дальнейшей эксплуатации. Техническое обслуживание при хранении выполняется на ЛА, длительное время не совершающих полеты. Оно обеспечивает снижение вредного влияния атмосферных и других факторов и способствует наилучшему сохранению техники в данных условиях. Обслуживание при хранении выполняется через каждые 10 суток стоянки ЛА. По мере увеличения срока хранения усиливается вредное влияние атмосферных факторов, следовательно, увеличиваются и объемы работ. Поэтому различают работы, выполняемые на ЛА через каждые 10 сут., через каждые (30+3) сут. и (90+9) сут. Ремонт ЛА, как и периодическое техническое обслуживание, выполняется по истечении определенных интервалов, измеряемых числом часов налета, числом посадок или календарным временем. Ремонтные операции на ЛА (за исключение текущего ремонта, который входит структурно в техническое обслуживании), могут выполняться или в виде капитального ремонта, или в виде так называемых ремонтных форм, похожих по принципу построения на формы периодического технического обслуживания. Однако капитальный ремонт в ряде случаев, согласно требованиям стандартов, может быть вынесен за рамки системы технической эксплуатации и рассматриваться как самостоятельный этап эксплуатации ЛА. Ремонт же, выполняемый в виде определенной совокупности ремонтных форм, совмещенных, как правило, с формами периодического технического обслуживания, естественно входит составной частью в систему технической эксплуатации. Ремонтные формы в отличие от форм периодического технического обслуживания отличаются значительно большими интервалами времени и трудоемкостью работ. Их основное назначение и отличительная особенность состоят в том, чтобы оценить техническое состояние элементов и узлов конструкции в труднодоступных зонах, выявить и устранить отказы и повреждения на ранних стадиях их развития, восстановить поврежденные участки конструкции планера, лакокрасочное покрытие, бытовое оборудование ЛА, выполнить требуемые доработки конструкции по бюллетеням промышленности. В течение назначенного ресурса на ЛА последовательно выполняют несколько ремонтных форм: Р-1, Р-2, Р-3, Р-4 и другие, усложняющиеся по мере увеличения общего налета ЛА и числа посадок. 2.3. Структура процесса технической эксплуатации Процесс технической эксплуатации ЛА (ПТЭ) представляет собой последовательную во времени смену различных состояний эксплуатации в соответствии с принятой стратегией [1]. Под структурой ПТЭ понимается совокупность его различных состояний и распределение самолетов по этим состояниям. Изучение структуры реального ПТЭ является необходимым условием для разработки его математической модели. Перечень состояний и их граница определены «Инструкцией по почасовому учету исправности и использования самолетов» (прил.2). Обобщенная структура ПТЭ с возможными группами его состояния приведена на рис.1. Группа состояний S1 включает в себя состояния оперативного цикла ПТЭ самолетов (П, Г, А, М, Е, Об, Тб, У); состояния ПТЭ данной группы характеризует совершенство процесса использования самолетов по назначению и производственной деятельности оперативных цехов АТБ. Группа S2 - включает в себя группу S1 и группу дополнительных состояний ПТЭ (Оп, ТП, Ш, З, ДВ, Ж, Д, С). Состояния ПТЭ группы S2 характеризуют производственную деятельность АТБ в целом, а самолеты, проходящие через указанные состояния, можно назвать действующим парком АТБ. Группа S3 – включает группы S1 и S2 и группу состояний, характеризующих нахождение самолетов в ремонте (ОР, Р, Ж). Группа S3 характеризует совершенство ПТЭ всего приписного парка самолетов, то есть эффективность работы АТБ и авиаремонтного завода. Состояние П – полет (использование по назначению) – является целевым для ПТЭ. Среди остальных состояний можно выделить: состояния ожидания начала обслуживания и ремонта (ОБ, ОП, ОР); состояния непосредственного обслуживания и ремонта (Е, Тб, Тп, Р, У, Д); состояния ожидания списания (С): состояния готовности (Г, А, М). Следует отметить, что простои самолета в состояниях ожидания начала ТОиР объясняются многими причинами и, прежде всего, отсутствием свободных обслуживающих бригад, недостатками в организации обслуживания, изменениями планов воздушного движения и т.п. Учет простоев и использования приписного парка ЛА возложен на производственно-диспетчерский отдел (ПДО) авиационного предприятия. Для учета и контроля нахождения в состояниях ПТЭ приписного парка ЛА в любой момент времени диспетчером ПДО ведется по установленной форме диспетчерский график, составляемый каждые сутки. В диспетчерском графике для каждого самолета (бортового номера) приписного парка указывается состояние ПТЭ, в которое самолет попадает, и время пребывания в этом состоянии (прил.2). 2.4. Учет простоев и использования приписного парка ЛА В производственно-диспетчерском отделе (ПДО) АТБ ведется учет того, в каких состояниях ПТЭ и сколько времени находятся самолеты приписного парка. Эти сведения заносятся в специальный документ – диспетчерский график. Указанная информация фиксируется в диспетчерском графике в течение 24 часов. На каждые сутки составляется отдельный диспетчерский график. Анализ данных почасового учета дает возможность осуществлять регулярный контроль за состоянием и использованием самолетов; оценивать эффективность процесса технической эксплуатации авиационной техники и организации её технического обслуживания; разрабатывать мероприятия, направленные на ликвидацию непроизводительных простоев самолетов. Кроме диспетчерского графика предусматривается ведение следующей документации:
2.4.1.Табель учета исправности и использования самолета Табель учета исправности и использования самолета является оперативным документом для ежесуточного в течение месяца учета использования и простоя самолетов, приписанных к АТБ (приложение 4). ПДО АТБ ведет ежемесячный табель на каждый самолет. В левой части табеля указаны элементы календарного фонда времени самолета («состояния эксплуатации»), по которым предусматривается учет, и их условные буквенные обозначения. В правой части табеля подводятся итоги за месяц по каждому «состоянию эксплуатации». Ежедневное заполнение табеля за истекшие сутки производится диспетчером, ведущим «Диспетчерский график использования и технического обслуживания самолетов». Данные по всем исправным состояниям и по всем неисправным состояниям складываются. При заполнении табеля контролируют, чтобы суммарное количество часов пребывания самолета во всех состояниях в течение суток составляло 24 часа. По окончании месяца табель передается в группу учета ПДО, где подсчитывают итоговые данные за месяц по каждой строке и по результирующей колонке. 2.4.2. Ведомость учета исправности и использования самолетов Ведомость исправности и использования самолетов заполняется на самолеты одного типа и предназначена для обобщения данных, содержащихся в табелях учета всех самолетов данного типа за истекший месяц (приложение 5). По форме бланк ведомости аналогичен табелю учета, но «шапка» таблицы разбивается не на дни месяца, а на колонки для каждого самолета (по бортовым номерам). В колонки ведомости заносятся итоговые данные из табеля учета исправности и использования соответствующих самолетов. Правая крайняя колонка ведомости служит для подсчета результатов по всему парку самолетов данного типа. Заполнение ведомости исправности и использования самолетов производится в ПДО. Заполненная ведомость исправности и использования самолетов является исходным документом для составления «Отчета об исправности самолетов парка» для анализа исправности и использования парка. 2.5. Расчет показателей эффективности Для определения эффективности работы авиапредприятия рассчитывают показатели эффективности, которые позволяют количественно определять результаты работы авиапредприятия по использованию и исправности самолетного парка. Этими показателями являются:
=, где - суммарный налет парка; Ф - располагаемый фонд времени; - коэффициент удельных простоев Кп =, где - суммарное время простоев ЛА в i – м состоянии, кроме состояния П; - коэффициент исправности , где , , , - суммарное время пребывания ЛА в состояниях обеспечения рейсов, в исправном и неиспользуемом состоянии, простои по метео, соответственно. 3. Порядок выполнения работы 1) Перенести в конспект заданный преподавателем вариант диспетчерского графика (прил.2), выбрав масштаб по оси абсцисс – одна клеточка равна одному часу. 2) Обработать диспетчерский график и занести информацию в таблицу (прил.3). 3) Рассчитать показатели эффективности Ки,, Кп, Киспр. 4)Ответить письменно на вопросы для самопроверки (2,3,4,5,6). 4.Требования к содержанию отчета Отчет должен содержать:
5.Вопросы для самопроверки 1. Назвать виды ТО. 2. Назвать формы оперативного ТО. 3. Назвать формы периодического ТО. 4. Дать определение термина «ПТЭ». 5. Что называется структурой ПТЭ. 6. С какой целью составляется диспетчерский график. 7. На какой срок составляется диспетчерский график. 8. В каком подразделении АТБ составляется диспетчерский график. |
Общие положения по изучению иностранного языка Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Положение о расписании учебных занятий Общие положения Общие положения. Расписание составляется на основании требований санитарных норм, Учебного плана на текущий год, Правил внутреннего... | ||
Оглавление Введение Общие положения Этапы работы над рефератом Одной из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов колледжа является написание и защита реферата | Концепция воспитательной работы I. Общие положения Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | ||
I. Общие положения Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан... | Открытое акционерное общество «федеральная гидрогенерирующая компания-русгидро»... Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002г. №184-фз «О техническом регулировании», а общие положения... | ||
Функциональные обязанности классного руководителя Общие положения Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, путем оптимизации их питания в маоу гимназии №32 | 1. Общие положения В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном... | ||
Положение о знаках отличия в сфере образования и науки I. Общие положения Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | Методические указания по выполнению контрольной работы учебная дисциплина... Общие положения учебной дисциплины цель преподавания дисциплины «Налоги и налогообложение» состоит в изучении налоговой системы Российской... | ||
Положение о конкурсе Panaboard мастеров 2011 Общие положения Цель конкурса – популяризация использования интерактивных досок Panaboard в учебном процессе | Положение о конкурсе Panaboard мастеров 2010 Общие положения Цель конкурса – популяризация использования интерактивных досок Panaboard в учебном процессе | ||
I. Общие положения Настоящий Регламент подготовлен в соответствии... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | Положение о проведении областного Конкурса ученических рефератов «Эврика 2013» Общие положения ... | ||
Рекомендации по оформлению ссылок, цитат, списка литературы к учебным... Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)... | Положение о режиме работы мобу лицея №33 в 2013-2014 учебном году Общие положения Первая учебная смена начинается с линейки дежурного класса в 07: 35; вход учеников в лицей в 07: 40 |