Сибирский федеральный университет





Скачать 50.28 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет
Дата публикации03.07.2013
Размер50.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
УДК

КАК И ОТКУДА ПРОИЗОШЕЛ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

Чайка Е. А.

научный руководитель д-р филос. н, профессор Пфаненштиль И. А.

Сибирский федеральный университет


Каждого из нас на определенном этапе жизни посещает мысль о том, как образовалась Земля, откуда появились люди на Земле. Эти неразрешимые проблемы не дают покоя многим философам на протяжении веков. До сих пор никто не смог привести неопровержимые доказательства своей теории, поэтому мы точно не знаем, как человек появился на Земле. На этот счет существует много версий, и ни одна из них не считается единственно верной в настоящее время.
Как нам известно, до теории эволюции Чарльза Дарвина господствовала «божественная» концепция происхождения человека - креационизм. Согласно этой теории, человек сотворен Богом «по своему образу и подобию» из ничего, либо материал не является биологическим. Самая известная библейская версия гласит, что первые люди появились на Земле из глины - Адам и Ева. В фольклоре русских старообрядцев сюжет сотворения Адама «из природы» получил характерную мотивировку:

 «тело (Адама) из земли: по смерти иде в землю; кровь из морской воды: всю жизнь ходя, как морская волна; глаза из солнца: как солнце светя, так и глаза человечи днем смотрят, а ночью спля»

В других народах существуют свои версии и мифы на этот счет. Теология считает, что эта версия не требует доказательств, главное - вера. Некоторые современные течения теологии рассматривают вариант эволюционной теории, но указывают, что человек произошел от обезьяны по Божьей воле.

Эволюционная теория Чарльза Дарвина является по своей сути полной противоположностью креационизму. Она была изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (которая вышла в свет в 1859 г.). Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы; возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

Академик Н. П. Дубинин не согласен с мнением Дарвина. Он считает что «Сознательная деятельность отделяет человека от животного целой пропастью… Уникальность появления предчеловека, неповторимость этого события в истории жизни заставляет признать его неожиданным и внезапным». Он выделяет два этапа в происхождении человека: появление того далекого предка, в мозгу которого забрезжили элементы нового процесса отражения, приведшего под влиянием труда к возникновению сознания, что произошло около 20 млн лет назад. Второй этап – это появление человека разумного Homo Sapiens.

Ф. Энгельс в 1873-1876 году в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» выдвинул свою теорию, о том, что труд это первое условие всей человеческой жизни. Согласно этой теории использование нашими предками элементарных орудий труда изменило их мышление, заставило расширить их кругозор, что привело к необходимости более развитой коммуникации, совершенствованию орудий труда. Появление прямохождения, развитие моторики рук, более совершенного речевого аппарата привело к появлению у предчеловека зачатков сознания.

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер. Можно сказать в противовес трудовой теории, что человека породил не труд, а речь – сделавшая его социальным существом.

В конце 20-х гг. XX в. исследователи пришли к выводу, что видообразование не может быть объяснено только изменениями условий окружающей среды. Основную роль в эволюции должны играть доминантные мутации – изменения генетического кода особи. Условия среды и образ жизни способствуют только естественному отбору среди множества мутаций особей, отличающихся некоторым преимуществом, лучшей приспособленностью к данным условиям. Причиной возникновения такого рода мутаций, как предполагают ученые, могут быть экстремальные геофизические факторы, например изменение уровня радиации или геомагнитная инверсия. Учеными установлено, что местом возникновения антропоидов является Восточная и Южная Африка, характеризующаяся высоким уровнем радиации и активной вулканической деятельностью. В результате землетрясений смещение геологических пластов вызвало обнажение радиоактивных пород и резкое увеличение радиоактивного излучения, что привело к интенсивному мутагенезу. Можно сказать, что развитие человека происходило не постепенно, не «эволюционно», а скачкообразно – за счет резких генетических мутаций.

Помимо теорий эволюции и мутаций существует так же космическая теория, которая гласит, что человек попал на Землю из космоса. Космическую концепцию поддерживали русские ученые С. П. Костычев, Л. С. Берг, В. И. Вернадский, связывая возникновение жизни с появлением на Земле частичек вещества, пылинок, спор из космического пространства, которые летают во Вселенной за счет светового давления.

В конце 1960-х гг. благодаря успехам космонавтики, изучению неопознанных летающих объектов (НЛО), описанию наскальных рисунков вновь возник интерес к гипотезам панспермии. Так, Б. И. Чувашов писал, что жизнь во Вселенной существует вечно и может быть перенесена с одной планеты на другую.

Есть еще теория внешнего вмешательства о том, откуда появились люди на Земле. В первую очередь, здесь предполагается обязательное наличие иных цивилизаций. А появление людей непосредственно связано с их деятельностью. Упрощенно говоря, теория внешнего вмешательства предполагает, что человек есть потомок инопланетян, которые высаживались на Землю в древние времена. Существуют варианты данной теории:

  • Предполагается, что ранее произошло скрещивание инопланетян с предками человека.

  • С помощью методов генной инженерии появился человек разумный.

  • Гомункулярный способ (в пробирке).

  • Существует внеземной сверхразум, который в силах управлять эволюционным развитием жизни на Земле.



В настоящее время существует великое множество теорий происхождения человека: кто-то утверждает, что человека создал труд, другой скажет, что общение. Одни ученые верят в эволюцию, другие в неестественную мутацию, породившую сознание. Христианин будет утверждать, что человека создал по своему образу и подобию Бог, какой-нибудь энтузиаст скажет, что нас вырастила в пробирках цивилизация. Такое огромное разнообразие теорий происхождения человека на Земле говорит лишь о том, что это является на сегодняшний день одной из самых запутанных загадок человечества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Сибирский федеральный университет iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
Сибирский федеральный университет iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Сибирский федеральный университет iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Сибирский федеральный университет iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск