Скачать 1.05 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» АСТРОНОМИЯ И НАВИГАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ А.Н.Борисевич, Л. В. Границкий, Л.В.Кашкина, В.Б.Кашкин, Г.Г.Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин Красноярск 2009 Оглавление Общие сведения 3
2.1. Методика подготовки к семинарским занятиям 10 2.2. Методика подготовки к практическим занятиям 13
1. Общие сведения Семинарские и практические занятия являются необходимыми компонентами учебного процесса по дисциплине «Астрономия и навигация». Они имеют важное значение в подготовке специалистов по образовательной программе 010700.65 – физика, так как закладывают основы их дальнейшей профессиональной деятельности в наукоемких и высокотехнологичных сферах, формируют фундаментальные теоретические и специализированные знания по прикладной астрономии и космической навигации, а также системное представление о строении и развитии небесных тел, их положении и движении в пространстве, о строении Вселенной в целом. Целью семинарских и практических занятий при изучении данного учебного курса является: углубление научных знаний по разделам курса, теоретическое и практическое освоение астрономических методов и средств получения, обработки и применения данных дистанционного зондирования Земли и Космоса (ДЗЗК). При проведении семинарских и практических занятий ставятся образовательные задачи в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в том числе: - формирование системного представления о строении и развитии небесных тел, их положении и движении в пространстве, о строении Вселенной в целом, - проведение теоретического моделирования исследуемых процессов, изучение явлений и природных объектов в Космосе, - выработка умений применять приобретенные знания при анализе и обработке полученных данных ДЗЗК. В результате аудиторной работы по изучению теоретического курса «Астрономия и навигация» студент должен знать:
Студент должен уметь:
Аудиторная работа предполагает три основных вида занятий: - лекции; - семинарские занятия; - практические занятия. Трудоемкость аудиторной работы составляет 5,00 зачетных единиц (180 часов), в том числе лекции – 2,00 зачетные единицы (72 часа), семинарские занятия – 1,50 зачетные единицы (54 часа), практические занятия – 1,50 зачетные единицы (54 часа). Общие сведения о трудоемкости изучения дисциплины приведены в табл. 1. Таблица 1 Трудоемкость изучения дисциплины
Проведение семинарских и практических занятий по изучаемой учебной дисциплине «Астрономия и навигация» основывается на компетентностном подходе, способствуя более эффективному достижению компетенций, формируемых в процессе учебных занятий по данной дисциплине. Применительно к дисциплине «Астрономия и навигация» это компетенции: а) универсальные, а именно: - общенаучные (ОНК): ОНК-1- готовность использовать полученные знания, навыки и умения при дальнейшем изучении специальных дисциплин специализации «физики космоса», «геофизика»; ОНК-2 - способность активно и целенаправленно применять полученные знания, навыки и умения для выбора тематики выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы и курсовых работ; ОНК-3 - готовность использовать основные сведения и законы учебной дисциплины «Астрономия и навигация», изученные методы на практике; - инструментальные (ИК): ИК-1 - готовность к решению практических задач по расчетам орбит КА и их орбитальных элементов; ИК-2 - готовность к обработке данных дистанционного зондирования и Космоса, а также астрономической информации; ИК-3- активное владение пользовательскими навыками для применения специализированных программных пакетов в области ДЗЗК; ИК-4 - готовность к проведению расчетов оптических систем; ИК-5 - готовность работать с информацией в области физики космоса из различных источников: отечественной и зарубежной научной периодической литературы, монографий и учебников, электронных ресурсов Интернет; ИК-6 - готовность работать с базами данных по астрономии и ДЗЗ. б) профессиональные: - профессиональные (ПК): ПК-1 Готовность использовать основные законы учебного курса в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров; ПК-2 Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в областях: физики космоса, астрономии, космической навигации, привлечь для их решения изучаемый физико-математический аппарат. Современная астрономия тесно связана со многими науками, но, прежде всего с физикой и математикой. Для освоения учебной дисциплины «Астрономия и навигация» студентам необходимы знания по высшей математике (общие сведения и разделы «Интегральные и дифференциальные исчисления», «Функциональный анализ», «Линейная алгебра», «Аналитическая геометрия», «Уравнения матфизики», «Теория комплексного переменного», «Теория поля», «Теория вероятностей», «Математическая статистика»), по физике («Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Оптика», «Ядерная физика» «Лазерная физика»), информатике и программированию. При подготовке к семинарским и практическим занятиям необходимые знания можно пополнить из научной литературы библиотечных фондов и информационным ресурсам Интернет. Рекомендуемая литература: 1. Абалакин, В.К. и др. Справочное руководство по небесной механике и астродинамике. М.: Наука,1975. - 286 с. 2. Астрономический календарь 2007 г.: переменная часть -. М.: Наука, 2006 г. 3. Астрономический календарь: постоянная часть. М.: Наука, 1981. - 698 с. 4. Астрономический ежегодник на 2008 г. М.: Наука, 2007. 5. Дубошин Г.Н. Небесная механика. Основные задачи и методы. 1984– 350 с. 6. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн; М.: Наука, 1986. – 836 с. 7. Королюк, В.С. Справочник по теории вероятностей и математической статистике/ В.С. Королюк, Н.И. Портенко, А.В. Скороход, А.Ф. Турбин; М.: Наука, 1985. – 640 с. 8. Ландсберг, Г.С. Элементарный учебник физики. 1 т. Механика/ Г.С. Лансберг; М.: Физматгиз, 2003. 9. Ландсберг, Г.С. Оптика/ Г.С. Лансберг; М.: Физматгиз, 2003. – 848 с. 10. Спутниковая связь и вещание. Справочник/ Под ред. Л.Я. Кантора; М.: Радио и связь, 1988. – 342 с.
Содержание семинарских и практических занятий по учебной дисциплине включает:
Проведение семинарских и практических занятий по дисциплине осуществляется в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса на 5, 6 семестр (Прил. 1, 2). График предусматривает еженедельное проведение занятий – 2 часа в неделю (5 семестр) и 4 часа (6 семестр), а также в соответствии с графиком контроля освоения дисциплины - проведение промежуточного контроля в 5 семестре (5,10 и 16 недели) и 6 семестре (5, 10 и 17 недели). Для промежуточного контроля предлагается сдача решенных задач, оформленных в виде отчета. Итоговая аттестация – зачет (5 семестр), зачет и экзамен (6 семестр). Тематический план семинарских и практических занятий по разделам дисциплины, видам занятий в зачетных единицах в соответствии с модульной структурой с учетом формируемых в результате занятий компетенций, умений и знаний приведены в табл. 2. Содержание (темы) семинарских и практических занятий приведены в табл. 3. Таблица 2 Структура аудиторной работы (семинарских и практических занятий) в модульной системе
Таблица 3 Темы семинарских и практических занятий
Темы семинарских занятий: 5 семестр
6 семестр
Темы практических занятий: 5 семестр
6 семестр
|
Дипломного проекта/работы В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников... | Российской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:... | ||
Российской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:... | Сибирский федеральный университет Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | ||
Исследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Сибирский федеральный университет Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | ||
Сибирский федеральный университет Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А.... | Сибирский федеральный университет «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо | Сибирский Федеральный университет Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | ||
Т. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о | Сибирский федеральный университет Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом... | ||
«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Общие положения Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал... | ||
«сибирский федеральный университет» Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Сибирский федеральный университет Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» |