«сибирский федеральный университет»





Название«сибирский федеральный университет»
страница1/4
Дата публикации27.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю

директор ИФБиБТ

___________ В.А.Сапожников

«___»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ГСЭ.Р.3 «История биологии»
Укрупненная группа 020000 «Естественные науки»
Специальность 020208.65 - «Биохимия»
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра биофизики

Красноярск
2008

Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 - «Биохимия»

Программу составила профессор Кратасюк В.А. ________________

Заведующий кафедрой Кратасюк В.А.________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________20__г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _________________
Заведующий кафедрой Кратасюк В.А ________________________

(фамилия, и. о., подпись)
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:
Директор института ___________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины

Дисциплина «История и методология биологии» играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс призван также установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами.

Основная задача исторического курса состоит в том, чтобы представить формирование биологических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме «истории» здесь подразумевается и ее "география"). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основывается на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биологов прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того чтобы их имена, заслуги и биографические сведения запомнились студентам, им предоставляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета для становления и воспитания молодого ученого. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса.

Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении научной методологии биологии и биофизики, рассмотрении с позиций методологии науки всех периодов развития биологии и биофизики:

  • от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения);

  • от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.);

  • становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.).

Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области естественнонаучных знаний, получения высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Требования к результатам освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины «История и методология биологии» студент должен обладать:

  • специальной подготовкой в предметной области;

  • пониманием основных тенденций развития биологии, как науки, связанных с изменениями условий в области применения

знать:

  • перспективы развития биологии, как науки и ее взаимосвязь со смежными областями;

уметь:

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

владеть:

  • действующими стандартами, нормами, методологией и культурой мышления, позволяющими перерабатывать и подготавливать материалы по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций.

2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 2.1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

140

140

Аудиторные занятия:

40

40

лекции

20

20

семинарские занятия (СЗ)

20

20

Самостоятельная работа:

100

100

изучение теоретического курса (ТО)

80

80

реферат

16

16

ПК

4

4

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

Тематический план занятий и их объем приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.1



п/п

Модули и разделы
дисциплины

Лекции,

часы

СЗ,

часы

Самостоятельная работа,

часы

1

От протознания
к естественной истории
(от первобытного общества к эпохе Возрождения)



4

4

20

2

От естественной истории
к современной биологии (биология Нового времени до середины
XIX в.)

 


8

8

40

3

Становление и развитие
современной биологии
(с середины
XIX в. до начала XXI в.)

8

8

40

Курс «История и методология биологии» служит основой:

– подготовки квалификационных работ, тематика которых соответствует уровню науки и техники в новейших областях биофизики;

– получения фундаментальной основы, необходимой для проведения на высоком методическом уровне научно-исследовательских работ в области современной биологии и биофизики, а также подготовки высококвалифицированных специалистов для производственной деятельности.

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Курс построен таким образом, чтобы имена и заслуги ученых-биофизиков и ученых-биологов, биографические сведения о них запомнились студентам, исторический анализ проведен вплоть до современности – лишь в этом случае возможно достижение понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета. Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке.
Темы, помеченные звездочкой (*) выносятся на самостоятельное изучение.
Модуль 1. От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения)
Тема 1.1. Происхождение науки. Дотеоретический, дофилософский период развития науки. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии. Первоначальные представления о живой природе и первые по-пытки научных обобщений. Биологические представления в древности. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья. Биологические представления в древней Индии и Китае [1–3, 21, 22, 26, 27].

Тема 1.2. Зарождение эмпирического научного знания [1–3, 21, 22, 26, 27].

Структура эмпирического знания. Античная философия как первая форма собственно теоретической науки. Натурфилософия. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизма и в древнем Риме. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н. э.

*Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит). V вeк до н.э. Гиппократ и его школа.

Платон и Аристотель. Синтез античного теоретического и опытного знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных». Судьба телеологии Аристотеля.

Биологические воззрения Теофраста. Труд Феофраста «Об истории растений».

Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие).

*Фалес, Левкипп, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эффесский, Алкмеон Кротонский, Пифагор.

*Эллинизм как синтез восточной и древнегреческой науки. Снятие запрета на анатомирование (Герофил, Эризистрат). Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена. Римский энциклопедизм. Труд Лукреция Кара «О природе вещей». «Естественная история» Плиния Старшего. Биологические знания и сельское хозяйство. Сводки лекарственных растений.

Тема 1.3. Биология в средние века [1–3, 21, 22, 26, 27]. Особенности средневековых воззрений на природу. Номиналисты и реалисты. Биологические знания в средние века. Ученые средневековья, их взгляды и заслуги: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Альберт Великий, Венсан де Бове, Ибн-Сина.

*Отношение к образованию и к науке в средневековье. Использование библейских сказаний для изложения знаний об организмах. Символическое видение мира. Номинализм и реализм. Сообщения о путешествиях, «бестиарии» и «гербарии». Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания. Ископаемые как игра природы. Сочинения Альберта Великого, Венсана де Бове и Фомы Аквинского. Биологические и медицинские труды Авиценны.

*Биологические знания в средневековой Индии и Китае.

Тема 1.4. Эпоха возрождения и революция в идеологии и естествознании [1–3, 21,22, 26, 27].

Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта. Лейбниц и идея "лестницы существ". И.Ньютон. Французский материализм XVIII века.

Инверсии античного и средневекового биологического знания. Наблюдение и описание как основа нового знания. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет). Алхимия и ятрохимия. Зарождение представлений о химических основах процессов. Травники и «отцы ботаники». «Отцы зоологии и зоографии». Становление естественной истории, ее фантомы и фантазии. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия организмов. Геогнозия и ископаемые организмы.

*Организация структур и условий для развития науки и образования. Возникновение ботанических садов, кунсткамер и зоологических музеев. Создание академий наук. Создание Российской Академии Наук.
Модуль 2. От естественной истории к современной биологии (Биология Нового времени до середины XIX в.)

Тема 2.1. Расширение и систематизация биологических знаний в XV-XVIII веках [1–4, 21, 22, 27].

Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV-XVIII веках.

*Эпоха возрождения и революция в идеологии и естествознании. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта. Лейбниц и идея "лестницы существ". И.Ньютон. Французский материализм XVIII века.

Развитие ботанических исследований. Попытки классификации растений в XVI веке. Систематика и морфология растений в XVII веке. Система К.Линнея. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке. Зарождение физиологии растений. *Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке.*Развитие учения о поле и физиология размножения растений.

*Развитие зоологических исследований. Описания и попытки классификации животных в XVI-XVII веках. Зоологические исследования в XVIII веке. Изучение ископаемых организмов.

Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных. Анатомия животных и человека в XVI-XVII веках. В.Гарвей и становление физиологии. *Микроскопическая анатомия и изучение простейших. *Физиология в XVIII веке. *Становление сравнительной анатомии. *Эмбриология животных. *Преформизм и эпигенез.

Господство метафизического в естествознании XVII-XVIII веков. Господство метафизического мышления. Концепция постоянства видов и пре-формизм. Идеалистическая трактовка органической целесообразности.

Тема 2.2. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы [1–4, 21, 22, 27].

*Социальные условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в первой половине XIX века. Промышленная революция XVIII века и ее социальные последствия. Французская революция и судьбы просветительской идеологии. Реакция на механицизм XVII-XVIII веков. Возникновение исторического способа мышления. Характерные черты и основные тенденции естествознания первой половины XIX века. Кант. Принцип деятельности в теории познания. Фихте. Деятельность и противоречивость как всеобщие принципы философии. Романтизм первой трети XIX века и его роль в формировании исторического мышления. Гегель и развитие диалектики. Возникновение реализма. Натурфилософия и идея развития природы. Абсолютизация воли. О.Конт и оформление позитивизма в философскую систему. Материалистическия течения в первой половине XIX века.

Допущение органической изменчивости видов. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках". Фактор времени в изменении организмов. Последовательность природных тел. "Лестница существ". Идея "прототипа" и единства плана строения организмов. Идея трансформации органических форм. Идея самозарождения в ее отношении к трансформизму. Естественное возникновение органической целесообразности.

Тема 2.2. Ламарк и его учение. Первая попытка создания концепции эволюции органического мира. *Ламарк: краткие биографические сведения. *Философские воззрения Ламарка. *Сущность жизни по Ламарку. *Представления Ламарка о происхождении жизни. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку. Отрицание реальности видов. Причины развития живой природы по Ламарку [1–4, 21, 22].

Тема 2.3. Развитие идеи эволюции органического мира [1–4, 21, 22].

*Возникновение палеонтологии.

Индивидуальное развитие животных. Общее состояние эмбриологии животных к началу XIX века. Исследования X. Пандера. Открытие зародышевых листков. Открытие яйца млекопитающих и последующие эмбриологические исследования К.Бэра. Топографическая теория зародышевых листков. Первые исследования дробления. Основные итоги эмбриологических исследований в первой половине XIX века. Изучение оплодотворения.

*Развитие систематики животных. Реформа систематики в трудах Ламарка, Этьена Жоффруа Сент-Илера и Кювье. К. М. Бзр и разработка теоретических проблем систематики. Натурфилософские системы животного мира. Окен и другие. Эмбриологическое направление в систематике. Система К. Эибольда. Системы Р. Лейкарта и Г. Фрея. Система А. Мильн-Здвардса. Система В. Каруса.

*Морфология и анатомия растений. Понятие "сродства" и учение о метаморфозе. Учение О. П. Декандоля о симметрии. Разработка анатомии отдельных структур и классификации тканей.

*Зарождение и развитие эмбриологии растений. Проблема пола и оплодотворения у растений в начале XIX века. Выяснение сущности оплодотворения у растений. Работы Дж. Б.Амичи, А. Броньяра, Р.Броуна. Теория оплодотворения растений М. Шлейдена. Дискуссия «поллинистов» и сторонников истинного оплодотворения у растений. Вклад Гофмейстера в разработку проблемы оплодотворения и размножения растений. Значение работ В.Гофмейстера для дальнейшего развития ботаники и выяснения эволюции растительного мира. Изучение процесса полового размножения низших растений. Упрочение представлений о половом процессе у растений.

*Систематика растений. Принципы естественной систематики. "Сродство" и "родство". Система О. П. Декандоля и другие системы растений в первой половине XIX века.

Формирование основных проблем физиологии растений. Вопросы воздушного и почвенного питания растений в трудах Н.Соссюра. Гумусовая теория питания. Значение работ Ю.Либиха и его последователей для развития теории минерального питания. Азотное питание растений. Возрождение исследований по усвоению углекислоты из воздуха. Начало изучения дыхания растений. Передвижение растительных соков и транспирация. Рост растений.

Изучение низших форм жизни. Зарождение протистологии и бактериологии. Зарождение протистологии. Зарождение бактериологии. Проблема самозарождения микроорганизмов. Морфология и систематика микроорганизмов.

*Развитие географии и экологии растений и животных. Возникновение экологического и зоогеографического направлений исследования. Начало изучения растительных формаций. Развитие экологии животных. Роль русских натуралистов.

Развитие идеи эволюции органического мира. Борьба трансформизма и креационизма в начале XIX века. Шеллингианская натурфилософия и проблема развития органического мира. И.В.Гете. Накопление данных о развитии органического мира в 20-30 годы XIXвека. Диспут Кювье и Э.Жоффруа Сент-Илера и его влияние на разработку идеи эволюции. Зарождение идеи отбора. Ш. Нодэн иего представления об эволюции. Общее состояние идеи эволюции накануне появления теории Ч. Дарвина. Развитие идеи эволюции в России

Тема 2.4. Учение Чарльза Дарвина [1–4, 21, 22, 27].

*Дарвин: краткие биографические сведения. Годы учения. Путешествие на "Бигле". Первые мысли об эволюции. Мнимое мальтузианство Ч.Дарвина.

Условия и предпосылки появления дарвинизма. Статьи Ч.Дарвина и А.Уоллеса 1858 г. «Происхождение видов»: основной труд Ч.Дарвина.

*Доказательства эволюции. Механизмы эволюции. Определенная и неопределенная изменчивость. Формы борьбы за существование. Искусственный отбор. Естественный отбор. Половой отбор. Дивергенция признаков. Проблема вида. Происхождение человека. Качественный скачок в понимании сути эволюции. Дарвинизм в современном мире. Минусы и плюсы дарвинизма.

Тема 2.5. Влияние дарвинизма на развитие биологических наук [1–4, 21, 22].

Создание и развитие эволюционной палеонтологии. Роль Дарвина в перестройке палеонтологии. В. О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии. Попытки ламаркистского истолкования данных палеонтологии. Развитие палеонтологического метода в трудах Л. Долло. Обнаружение новых ископаемых форм.

*Создание эволюционной эмбриологии животных. Сравнительное излучение эмбрионального развития. Создание А.О.Ковалевским и И. И. Мечниковым эволюционной эмбриологии. Подтверждение гомологии зародышевых листков позвоночных и беспозвоночных. Проблема происхождения многоклеточных. Проблема соотношения онтогенеза и филогенеза.

*Перестройка сравнительной анатомии на основе дарвинизма. Возникновение филогенетического направления и морфология. Морфологические воззрения Э.Геккеля. Учение о гомологии. Проблемы эволюции черепа и конечностей позвоночных. Новая трактовка зоологических типов. Сравнительная анатомия беспозвоночных. Кризис филогенетического направления в морфологии.

*Развитие филогенетической систематики животных. Представления Ч.Дарвина о принципах естественной систематики. Развитие филогенетической систематики Э.Геккелем. Эмбриологическое направление в систематике. Пересмотр основных типов в систематике животных. Создание «больших» естественных систем.

Развитие физиологии человека и животных. Общая характеристика развития физиологии в XIX веке. Новые физиологические методы. Организация первых физиологических лабораторий и институтов. Первые физиологические журналы и общества. Развитие физиологии в России.

*Развитие физиологии во Франции. Развитие физиологии в Германии. Развитие физиологии в Италии, Англии и других странах.

Достижения физиологии в XIX столетии. Физиология центральной нервной системы. Физиология органов чувств. Общая физиология нервных и мышечных волокон. Развитие электрофизиологии. Физиология кровообращения. Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Физиология выделительных органов. Исследования обмена веществ и питания организма.

*Развитие биогеографии, экологии и биоценологии. Влияние Ч.Дарвина на биогеографию. Развитие зоогеографии. Зоогеографическое изучение морей и пресных водоемов. География растений. Экологические воззрения Дарвина и Геккеля. Экология животных после Дарвина (вторая половина XIX века). Экология растений. Фитоценология.

*Развитие эмбриологии растений. Ч.Дарвин и раскрытие значения перекрестного опыления. Изучения зародышевого мешка и пыльцевых зерен. Выяснение Э. Страсбургером и И. Н. Горожанкиным механизма оплодотворения. Дальнейшие исследования процесса оплодотворения. Работы В. И. Беляева, М. Трейба, С.Г. Навашина и др. Открытие С. Г. Навашиным двойного оплодотворения у покрытосеменных.

*Начало перестройки морфологии и систематики растений на эволюционной основе. Поиски свидетельств филогенетического единства растительного мира. Разработка систематики низших растений. Первые попытки создания филогенетических систем в трудах Э. Краузе и Ю. Сакса. Филогенетические системы конца XIX века. Разработка эколого-географического критерия. Позднейшие системы растений.

*Тема 2.6. Оформление физиологии растений в самостоятельную науку [1–4, 21, 22].

Продукты и схемы процесса фотосинтеза. Пигменты растений. Фото-синтез и различные факторы среды. Почвенное питание растений. Азотное питание растений. Осмос и передвижение растительных соков. Транспирация растений. Дыхание и брожение. Рост растений. Раздражимость и движение растений. Экспериментальная морфология растений.

Тема 2.7. Формирование микробиологии как самостоятельной науки [1–4, 21, 22].

Первые свидетельства микробной природы болезней. Установление Р. Кохом этиологии сибирской язвы и туберкулеза. Вклад Коха в бактериологию. Начало научной деятельности Л. Пастера. Изучение брожения. Опровержение Л.Пастером теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов. Подтверждение Л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний. Создание Л. Пастером учения об иммунитете. Различные толкования механизма иммунитета. Фагоцитарная теория И.И. Мечникова. Изучение участия микробов в природных процессах. Возникновение экологического направления в микробиологии. Создание С.Н. Виноградским почвенной микробиологии. Открытие Д. И. Ивановским фильтрующегося инфекционного начала. Разработка и совершенствование методов микробиологических исследований.

*Тема 2.8. Изучение процесса размножения клеток [1–4, 21, 22].

Представление о способах возникновения клеток до начала 70-х гг. Первые неполные описания митозов в начале 70-х годов. Детальное описание митозов во второй половине 70-х годов. Выяснение невозможности "свободного образования" клеток.

Тема 2.9. Эволюционная теория во второй половине XIX века [1–4, 21, 22].

Дарвинизм – единственная подлинно научная теория эволюции. Борьба за утверждение дарвинизма. Проблематика исследования, выполненных с позиции дарвинизма. Формирование различных течений в дарвинизме. Неоламаркизм и его разновидности. Телеологические концепции эволюции. Предтечи мутационной теории эволюции. Особенности развития эволюционной теории в России. Гипотеза "органического", или "совпадающего", отбора. Первые экспериментальные доказательства эффективности естественного отбора.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«сибирский федеральный университет» iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
«сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
«сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
«сибирский федеральный университет» iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
«сибирский федеральный университет» iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
«сибирский федеральный университет» iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
«сибирский федеральный университет» iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
«сибирский федеральный университет» icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
«сибирский федеральный университет» iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск