Приложение №3.
Программа развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках изобразительного искусства
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| I
| Чем и как работают художники
| 1
| Три основные краски, строящие многоцветие мира
| Знакомство учащихся с тремя основными цветами (желтым, синим, красным), обучение смешению данных красок для получения других цветов.
| Дидактическая игра «Волшебные кляксы»
| Учащимся предлагается дорисовать (заранее приготовленные) круги желтого, синего, красного цвета до какого-то реально существующего объекта (желтый круг – цыпленок, синий – виноград, красный - светофор)
| 2
| Пять красок – все богатство цвета и тона
| Знакомство с «бесцветными» красками (белой и черной). Использование перечисленных красок для изменения характера основных и составных цветов.
| Творческое задание «Настроение цвета»
| Попробовать предположить, какое настроение передает тот или иной цвет (желтый – радость, красный – активность, бодрость, серый – грусть и т.д.). С помощью цвета (цветов) продемонстрировать свое настроение в конце урока.
| 3
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
| Знакомство учащихся с разными изобразительными материалами – акварельными, масляными красками, восковыми мелками, пастелью.
| Дидактическая игра «Тайное послание»
| Учащимся предлагается воспользоваться необычным материалом для изображения – молоком (дается информация: если написать или нарисовать молоком на белом листе, следов не остается, а рисунок проявится только при нагревании). Учащиеся оставляют тайное послание своим одноклассникам.
|
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| 4
| Выразительные возможности аппликации
| Обучение технике аппликации, знакомство с материалами для работы в данной технике. Создание осеннего коврика в технике аппликации.
| Дидактическая игра «Инопланетный гость»
| Учащимся предлагается представить: к ним в гости прилетел инопланетянин. Ему не знакомо все, что происходит на земле. Попробуем объяснить ему, что такое осень и представить себе, есть ли осень на его планете, как она выглядит?
| 5
| Выразительные возможности графических материалов
| Повторение отличий живописи и графики, знакомство с основными графическими материалами и некоторыми приемами работы с ними.
| Дидактическая игра «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»
| Учащиеся работают в паре: один начинает рисунок, другой старается понять, что нарисовано одноклассником, и заканчивает начатое.
| 6
| Выразительность материалов для работы в объеме
| Знакомство с материалами для объемного изображения объектов (пластилин и глина), выполнение из них объемного изображения животных родного края.
| Дидактическая игра «Мозаика»
| Учащимся предлагается выполнить из отдельных геометрических фигур стилизованные образы животных.
| 7
| Выразительные возможности бумаги
| Освоение основных приемов работы с бумагой (сгибание, разрезание, склеивание, придание разных объемных форм).
| Творческое задание «Если бы не было бумаги»
| Учащимся предлагается представить ситуацию, что бумага на планете земля закончилась (или никогда не была придумана), и придумать, на чем можно было бы писать.
| 8
| Для художника любой материал может стать выразительным
| Обобщение пройденного в течение четверти: используя необычные материалы (серпантин, конфетти, цветных лен, клей), дети создают образ праздничного ночного города
|
| Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| II
| Реальность и фантазия
| 1
| Изображение и реальность
| Изображение красками по памяти реально существующих животных (домашних, животных зоопарка).
| Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
| Учащимся предлагается дорисовать упрощенные схематические изображения животных так, чтобы получилась целостная картина.
| 2
| Изображения и фантазия
| Изображение несуществующих животных посредством объединения воедино элементов разных животных, растений.
|
| 3
| Украшение и реальность
| Знакомство с природными украшениями (паутинкой, росой, инеем на ветках), изображение элементов паутинки на листе.
| Дидактическая игра «Облака - загадки»
| Предлагаются схематические изображения предметов (облака) и дается задание – определить, на что они похожи. Далее дети составляют подобные загадки для своих одноклассников.
| 4
| Украшение и фантазия
| Учащиеся по воображению украшают силуэты кокошников (девочки) и воротников (мальчики), используя элементы природных украшений.
|
| 5
| Постройка и реальность
| Знакомство с природными конструкциями (домиками) – соты пчел, ракушки, стручки гороха и т.д. Конструирование из бумаги подводного мира.
| Творческое задание «Домик для белочки»
| Предложить учащимся представить себя в виде лесной белки и предположить, какой домик захотела бы заполучить себе белочка (не человек!).
| 6
| Постройка и фантазия
| Создание по воображению макетов фантастических зданий, конструкций; создание фантастического города.
|
|
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| 7
| Братья – мастера изображения, украшения и постройки всегда работают вместе
| Обобщающий урок четверти – посредством объединения трех видов художественной деятельности (изображения, украшение, конструирование) создание по воображению елочных украшений (животных, людей, растений).
|
| Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| III
| О чем говорит искусство
| 1
| Выражение характера изображаемых животных
| Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение животных с разными характерами (веселых, грозных, злых).
| Творческое задание «Сказка наоборот»
| Сочинить сказку, в которой главные герои (животные – лиса, волк, заяц, лев, медведь и другие) обладают противоположными качествами: заяц – смелый, волк – добрый, медведь – ловкий и т.д.
| 2
| Выражение характера человека в изображении; мужской образ
| Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение доброго и злого сказочного мужского образа.
|
| 3
| Выражение характера человека в изображении; женский образ
| Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение разных по характеру сказочных женских образов.
|
| 4
| Образ человека и его характер, выраженный в объеме
| Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Создание в объеме (из пластилина) контрастных сказочных персонажей.
| Творческое задание «Слишком добрый человек»
| Предложить представить себе ситуацию: злая волшебница заколдовала одного человека – теперь он совсем не может злиться. Как это будет проявляться и к чему может привести?
| 5
| Изображение природы в разных состояниях
| Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния.
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое; море бурное, тревожное).
| Творческое задание «Настроение музыки»
| Прослушивая отрывок музыкальной композиции, учащиеся пробуют посредством цвета передать настроение, навеянное музыкой.
|
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| 6
| Выражение характера человека через украшение
| Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Украшение кокошников и оружий добрых и злых сказочных героев.
| Творческое задание «Украшение для дома»
| Учащимся дается задание: продумать украшение деревенского дома, чтобы оно указывало привычки, характер, род занятий его хозяина (охотник – украшение в виде ружья, животных, леса; учитель – книга, оценки, ручка и т.д.). Представить собственный рисунок в качестве загадки для одноклассников.
| 7
| Выражение намерений через украшение
| Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Дети вовлекаются в игровую ситуацию: встречи флота разбойников и флота купцов. Разработка парусов противоположных по настроению флотов (воинственного и праздничного).
|
| 8
| В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение миру
| Обобщающий урок четверти организуется как «Игра в экскурсоводов» или «Игра - соревнование», на котором обобщаются полученный в ходе предыдущих уроков учебный материал. Составление Тематического коллективного панно.
|
| Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| IV
| Как говорит искусство
| 1
| Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
| Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение костра или пера Жар-птицы.
| Творческое задание «Разноцветные отметки»
| Учащимся предлагается подобрать цвета к школьным отметкам («5», «4», «3», «2»), наиболее точно передающих настроение ученика, который получает эту отметку.
| 2
| Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
| Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение весенней земли.
| Творческое задание «Одежда будущего»
| Предложить учащимся ситуацию: в будущем одежда человека (сделанная из специального материала), будет менять свой цвет в зависимости от состояния ее хозяина. В какой цвет она будет окрашиваться, если: а) человек болеет, б) человек боится; в) человек счастлив и т.д.
| 3
| Линия как средство выражения: ритм линий
| Знакомство с выразительными возможностями линий. Изображение весенних ручьев на фоне земли.
| Творческое задание «Журчание ручья»
| Учащиеся прослушивают разнообразные музыкальные отрывки и подбирают наиболее подходящие для выражения настроения весеннего ручья.
| 4
| Ритм пятен как средство выражения
| Знакомство с понятием ритмы пятен. Ритмическое расположение летящих птиц.
| Дидактическая игра «Чернильные пятна»
| Учащимся предлагается догадаться, на что похожи демонстрируемые чернильные пятна.
| 5
| Пропорции выражают характер
| Знакомство с понятием пропорции в изображении. Значение пропорции в выражении характера. Конструирование и лепка животных с разными пропорциями.
| Дидактическая игра «Охотник»
| Учащимся предлагается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.
|
| Темы уроков
(согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.)
| Содержание урока
| Задание для развития творческого воображения
| Содержание развивающего задания
| 6
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности
| Обобщающий урок четверти проходит в форме коллективной работы: дети делятся на группы и выполняют коллективное панно «Весна. Шум птиц». Одни рисуют небо, другие из бумаги вырезают летящих птиц, третьи изображают ветки.
|
| 7
| Обобщающий урок года
| Урок организуется в виде игры «Что было бы, если… бы человек не умел любоваться природой и не умел учиться у нее, если бы существовали только теплые (холодные) тона, если бы художник имел только графические материалы… и т.д.»
|
| Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников. |