Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы





Скачать 372.29 Kb.
НазваниеСовременные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы
страница1/3
Дата публикации11.10.2013
Размер372.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Аннотация

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по применению современных педагогических технологий в учебном процессе. Автор статьи подчеркивает, что любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания.

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,

направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я применяю на практике элементы следующих технологий:

  1. Технология развивающего обучения (Авт. Л.В.Занков, Д.Эльконин, В. Давыдов).

  2. Технология дифференцированного обучения (Авт.Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов).

  3. Технология сотрудничества (Авт. Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин).

  4. Игровые технологии (Г. Спенсер, К. Гросс, Ж.. Пиаже, В. Леонтьев, Д. Эльконин)

  5. Компьютерные технологии (Авт. Э.Дьюи, Е.С.Полат, Г.К.Селевко ).

  6. Здоровьесберегаюцие технологии.

Особенностями уроков русского языка и литературы в технологии развивающего обучения (авт. Л.Занков, Д.Эльконин, В.Давыдов) является то, что общение на уроке организовывается не в форме диалога «ученик – учитель», а как полилог, основанный на самостоятельной деятельности детей. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Учитель на таких уроках становится как бы дирижером, организующим подлинно поисковую деятельность.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения – это создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Эту цель на уроках я достигаю следующими путями:

1. Создаю проблемные ситуации, содержанием которых является противоречие (между фактами, новым фактом и старой теорией). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием нового знания.

Приведу примеры проблемных ситуаций на уроках русского языка.

1)На уроке по теме «Неопределенная форма глагола» прошу определить суффиксом или окончанием является –ть в начальной форме глагола. Предъявляю ученикам противоречивые факты, прошу аргументировать их, примиряю противоречия, знакомлю учащихся с тем, как трактуют этот вопрос авторы разных учебников.

2) На уроке по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» даю два предложения: Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое все: мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Прошу объяснить пунктограммы и различие в постановке знаков препинания. Через сравнительный пунктуационный анализ предложения выходим на понятие «обобщающее слово при однородных членах», рассматриваем варианты постановки знаков препинания при них.

3) На уроке по теме «Морфемика» сообщаю, что в науке морфемы трактуются как значимые части слова. Прошу объяснить почему и обосновать ответ, взяв в качестве примеров слова: тигренок, лисенок, мышонок, котенок, бусинка, березка. Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.

4) На уроке по теме «Разносклоняемые существительные» даю задание определить склонение существительных в данном тексте. (В текст включаю разносклоняемое существительное, например, путь). При выполнении задания возникает проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное путь. В результате решения проблемной ситуации знакомлю с понятием «разносклоняемые существительные».

5) На уроке по теме « Буквы О и А на конце наречий» прошу рассмотреть записанные на доске группы наречий: издалека, добела, справа и влево, наскоро, задолго. Затем прошу выяснить, от чего зависит написание суффиксов на конце наречий, составить схему, объясняющую выбор суффиксов.

6) На уроке по теме « Дефис в наречиях» прошу объяснить разное написание слов в предложениях: По моему совету он пришел. Все решилось по-моему.

2. Активно использую все виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Фронтальная работа целесообразна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Например, прошу вспомнить сравнительную степень прилагательных, ее значение, формы для привлечения этих знаний к изучению новой темы «Сравнительная степень наречий».

Групповая работа может иметь место тогда, когда учащимся необходимо для понимания темы высказать свою точку зрения на языковое явление, обосновать ее, то есть обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени на уроке.

Например, на уроке по теме «Омонимы» для разграничения омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагаю ребятам следующие групповые задания. Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения, написания и принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: П – произношение, Н – написание, ЧР – часть речи, З – значение.

1 группа. Простой трактора произошел по простой причине.

2 группа. Вследствие холодных утренних рос хлеб медленно рос.

3 группа. Соревнование переносится на пятницу. У боксера была перебита переносица.

4 группа. Замечательный плот соорудили ребята. Плод тыквы был огромных размеров.

5 группа. В этот замок мы попали после того, как открыли тяжелый замок.

6 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.

В результате групповой работы происходит знакомство с такими понятиями, как омонимы, омофоны, омографы, омоформы, многозначные слова. Наблюдения, оформленные в виде модели, - опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме. Например, детям предлагается определить, чем являются следующие группы слов: везти – вести, орел – Орел, костный – косный, старожил, сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла, вода стекла и т.д.

Индивидуальная работа организуется с учетом уровня обученности детей, их возможностей и интересов. Приведу примеры домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их.

1) Одинаково ли количество падежей в разных языках?

2) Когда какие знаки препинания появились в русском языке?

3) Как появились в языке безличные глаголы?

4) Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?

5) Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову «пожалуйста»?

6) Когда и в связи с чем появились в языке беглые гласные?

Подобные задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи.

3. Широко практикую различные активные формы организации урока, в том числе и нетрадиционные, создающие положительную мотивацию учебной деятельности учащихся. Исследователи нетрадиционных уроков (А.А.Бородай, В.В.Васильев, П.Т.Фролов) подчеркивают их уникальные возможности стимулирования познавательных интересов учащихся и потребность в их самостоятельном поиске, формирования умений ориентироваться в окружающей действительности, развития творческих способностей учащихся.

В своей работе я использую следующие виды нетрадиционных уроков: урок-семинар, урок-исследование, урок-диспут, урок-экскурсию.

Интересными, познавательными и развивающими являются уроки-экскурсии. Это уроки по определенным темам, которые готовлю вместе с учениками. Большое внимание на уроке уделяю изучению биографии писателя или поэта. Считаю, что без изучения жизненного пути автора невозможно раскрыть и понять его произведений, так как знание биографии писателя - начало тропы к нему. Таким запоминающимся событием для 11-классников стал урок литературы «Пермская память Бориса Пастернака». Ребята с удовольствием слушали экскурсоводов-учеников, рассказывающих о жизни Б.Пастернака на Урале и значении Урала в жизни писателя, с увлечением рассматривали фотоматериалы.

Уроки-экскурсии я провожу с учениками, рассказывая об истории родного города, его достопримечательностях, обращаю внимание на красоту окружающей природы. Итогом таких уроков становятся творческие работы учащихся: «Любимый уголок родного города» (5-6 класс), «Люблю тебя, Березники!» (7 класс), «Описание памятника архитектуры города Березники» (8 класс).

Организую экскурсии в другие города (Пермь, Соликамск, Кунгур, Чердынь) с посещением исторических мест городов. Такие экскурсии являются не только познавательными, но и воспитывают чувство патриотизма у подрастающего поколения.

В старших классах я провожу уроки-семинары, которые помогают учащимся в формировании научного мировоззрения, в приобретении навыков самостоятельной работы, вырабатывают навыки интеллектуальные, а также определенные навыки коллективного труда.

Подготовка к семинару носит длительный характер (12-15 дней). Я предлагаю заранее ряд вопросов, которые будут освещены в ходе урока. Класс может быть разделен на группы. Учащиеся сами распределяют свои силы, желая подготовить ответ на тот или иной вопрос. Обязательным для каждого выступающего является привлечение и изучение дополнительного материала, использование первоисточников, сопровождение иллюстративным материалом. Осуществляя контроль над самостоятельной подготовкой учащихся, я периодически консультирую ребят, помогаю в накоплении материала. В конце семинара я подвожу итоги, делаю заключение. Ребята, анализируя свои ответы и ответы одноклассников, объективно оценивают ответ каждого, учитывая следующее: активность в работе, поиск самостоятельного решения, знание содержания первоисточников, привлечение дополнительного материала, умение отбирать факты, примеры, логичность высказывания, аргументированность выводов

Вот некоторые из тем уроков-семинаров, которые я проводила в 10-11 классах: «Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон», «Литература на современном этапе», « Новейшая русская поэзия» и др.

Уроки-диспуты дают возможность учащимся переосмыслить знакомый материал, увидеть все стороны явления, понятия. Приведу пример урока-диспута по теме «Патриотизм: знак вопроса», который я проводила в 11 классе. Во время подготовки к диспуту учащиеся составляли вопросы для обсуждения, подбирали цитаты по теме, провели анкетирование, также участвовали в оформлении класса и создании звукового сопровождения. Во время диспута мнения ребят разделились, им приходилось отстаивать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания.

Моя позиция на уроке-диспуте – позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушает каждое мнение, поддерживает в учащихся убежденность, что их суждения представляют ценность и для меня.

Такие уроки воспитывают у детей не только познавательную активность, но и культуру общения, уважение к оппоненту, выдержку.

Не менее запоминающимся для ребят стал урок литературы в 11 классе, организованный в форме диспута, на котором обсуждалась тема счастья в русской литературе. Я убеждена, что литература, далекая, несовременная, покажется близкой, доступной, если познавательная деятельность учащихся будет организована так, чтобы учебные задачи стали для них жизненными, а урок литературы превратился в урок жизни. Это происходит только тогда, когда, анализируя текст, ребенок осмысливает свои нравственные проблемы и в произведении ищет человека, похожего на себя. И тогда ребята находят ответы на вопросы: « Почему счастлива Наташа Ростова, а Анна Каренина нет?», «Почему смерть для Катерины Кабановой избавление, а для Сонечки Мармеладовой - роскошь?» Вот выводы, к которым пришли ребята: «Счастье Анны невозможно, ведь она предпочла жить для себя, Сонечка сильнее всех своей способностью к самопожертвованию. Счастливыми не рождаются, счастье заслуживается, и только страданием».

Уроки-исследования провожу со старшеклассниками, когда уже явственно проявляются умения сравнивать, рассуждать, обобщать, спорить, выстраивать доказательства. Приведу пример урока- исследования на тему «Происхождение и употребление слов в современном русском языке», который я проводила в 10 классе.

Актуальность темы была очевидна, ведь ни для кого не секрет, что речь современной молодежи плохо развита, молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонизмов и диалектов, забывая о литературном языке. Во время подготовки к уроку учащимися была исследована лексика молодежи города Березники (общеупотребительная, ограниченная в употреблении, заимствованная, интернациональная, фразеологизмы), сделаны выводы о том, что надо более грамотно и выразительно общаться.

Уроки-исследования часто настолько увлекают детей, что вызывают желание дальнейшего исследования темы, затронутой на уроке.

В связи с этим в январе 2008 года в школе было создано и начало свою работу научное общество учащихся «Шаг в будущее», цель которого – сохранение и непрерывное восходящее развитие потенциала интереса учащихся школы.

С самого начала работы НОУ я являюсь его руководителем.

В НОУ работает три секции: точных наук, естественных наук, гуманитарных наук. Преподавательский состав насчитывает 15 человек.

В рядах общества числится до 50 учащихся. Количество детей, занимающихся учебными исследованиями, на сегодняшний день составляет 26 человек.

В прошлом году исследовательской деятельностью занимались только три человека, два из них стали призерами городской конференции научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ.

В настоящее время под моим руководством занимаются две ученицы: Бабаева Н. исследует фамилии учащихся нашей школы, Бабурина И.- специфику детской речи.

Я считаю, что научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа необходима школьникам, так как она способствует учащимся в совершенствовании знаний в определенных областях наук, она развивает самостоятельность, мышление, инициативу, аналитический подход к собственной деятельности.

Начиная с пятого класса, на каждом уроке считаю необходимым обращение к тексту.

Работа с текстом необходима для формирования такой личности, которая могла бы выразить свои мысли и чувства, раскрыть неповторимость своего характера. И учиться этому нужно на высокохудожественных образцах. Поэтому для урока я подбираю такие тексты, которые могут вызвать светлые, добрые чувства, дающие ученику возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогут сформировать оптимистическое мироощущение, познать тайну слова.

Но, как известно, слово приобретает смысл только во фразе, в тексте, поэтому научить понимать текст можно, обращаясь к его комплексному анализу. По утверждению психологов, существует три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял, вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть, третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Вот к этому, третьему уровню, на мой взгляд, и необходимо поднимать учеников. Поэтому работу с текстом считаю очень важной, поэтому уделяю ей должное внимание на уроках. Например, изучая однородные члены предложения в 8 классе, обратилась к эпизоду из рассказа И.Бунина «Последнее свидание»:

«В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с межи, лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами и прелой листвою… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве. Луна стояла пустынными серебристо-туманными лугами направо… Осенняя печаль и красота!»

Учащиеся, прослушав текст, должны определить стиль, время года по описанию (у них в тексте опущено последнее предложение), назвать однородные члены предложения, какими частями речи они выражены, какими членами предложения являются, ответить на вопросы:

Какими вы увидели лес, поля, луга, разлужья, луну?

Каким автор видит лунный свет?

Почему в тексте преобладает Белый свет?

Какие звуки слышны в ночном лесу? А запахи?

Как писатель описывает кусты? Чем интересен этот образ?

Как вы думаете, какой художественный образ здесь главный?

Ребята обращаются к словарным статьям, определяя значения незнакомых слов, называют изобразительные средства, опираются на знание народных примет, преданий.

После такой работы предлагаю ребятам в течение 6-8 минут составить свой небольшой текст на основе бунинского на тему «Осенняя ночь в лесу», употребив однородные члены предложения. Вот что получилось, к примеру, у ученика Зуева С.:

«В осеннюю ночь в лесу мертво и холодно. Яркая, словно мокрая, луна стоит над туманными полями, оврагами, разлужьями. Лунный свет, холодный и мертвый, освещает верхушки деревьев, кустарники, стеклянные от росы. Все кругом залито белым паром. Пар поднимается вверх и слабо сияет во влажном блеске луны. В воздухе пахнет прелой листвой и осиновой корой. Тишина и безмолвие. Только изредка услышишь треск обломившегося сучка, хруст ветки, шорох неожиданно взвившейся птицы. Печаль и красота».

Конечно, текст, созданный ребенком, - это подражание образцам, но это и самонаучение, требующее от ученика не только знания разделов языка, но и определенного языкового чутья. Ведь, вдумываясь в смысл текста-образца, ученик сам находит языковые средства, которыми этот текст наделен, и употребляет их в собственном сочинении. Создать текст на основе данного нелегко, и учить этому нужно и полезно. Чем чаще ученик будет к этой работе обращаться, тем совершеннее будут его творческие работы.

Еще хочу рассказать о таком методическом приеме, как творческие пятиминутки или пейзажные зарисовки. Этот вид работы я провожу в 5-6 классах. Цель данной работы – развить наблюдательность, умение найти нужное ключевое слово для описания того или иного явления или предмета. Например, небо. Не просто голубое или синее, оно может быть добрым, ласковым, радостным, сияющим, веселым или, наоборот, грустным, студеным, холодным, свинцовым. Задание наблюдать за природой дается учащимся заранее, наблюдения, впечатления записываются на уроке. Использование этого метода дало ощутимые результаты: обогатилась лексика учащихся, повысилось внимание к слову, к языковым средствам, что способствовало включению в работу творческого воображения даже у слабых учеников.

Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Например, зимой на уроке литературы раздаю собранные осенью и засушенные листья и прошу сочинить про них стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребенок может потрогать лист руками, ощутить запах, то есть применить свои органы чувств для более полного восприятия.

В старших классах я люблю давать темы сочинений непривычные, неожиданные. Такие, чтобы у детей не было возможности переписывать критические статьи, статьи Интернета, методические пособия. Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» даю учащимся задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова. Появляется возможность и необходимость полной характеристики фамусовского общества. Каждому ученику, чтобы написать сочинение, нужно обратиться к тексту. Или, например, задаю сочинение-эссе «В какой семье ты хотел бы жить: у Ростовых или у Болконских?» Такая постановка вопроса задевает за живое. Если предстоит подумать над чем-то сложным, но важным лично для тебя, тогда можно и не пожалеть сил, тогда работы учащихся получаются интересными, живыми, аргументированными.

Вообще школьное сочинение – сложный, но вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Сочинение является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. Любое сочинение способствует развитию воображения, памяти, внимания, логического и образного мышления.

Отрадно, что в последнее время методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры. Еще недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал свои уроки так, чтобы в результате подготовительной работы у каждого школьника получался некий усредненный вариант творческой работы, сориентированный на текст-образец. В рамках личностно- ориентированного обучения в центре внимания оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, со свободным выбором языковых средств и композиции произведения.

В связи с этим в последнее время становятся популярными сочинения нетрадиционных жанров, такие, как эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, дневниковые записи, письмо, сновидение, реклама, развлечение, различение, перевод и другие.

Поскольку написание сочинений в нетрадиционных жанрах – это еще и способ пробуждения интереса учащихся к предметам русский язык и литература, а развитие творческих способностей учащихся было для меня одним из приоритетных направлений в системе преподавания, в 2012/2013 учебном году своей методической темой я выбрала тему «Творческие работы нетрадиционных жанров».

В начале работы над темой я провела анкетирование учащихся с целью выяснения того, что они знают о нетрадиционных жанрах сочинений.

На вопрос: «В какой форме вы пишете сочинения?» учащиеся ответили: 88% - в традиционной, 12% - в нетрадиционной форме. На вопрос: «Хотели бы вы научиться писать сочинения в нетрадиционной форме?» учащиеся ответили: 98% - да, 2% -нет.

К сожалению, систематически заниматься на уроках вышеобозначенной темой не предоставлялось возможным. Поэтому данную проблему я решала в процессе внеурочной деятельности. Я разработала элективный курс для 10 класса « Теория и практика сочинений разных жанров».

Этот курс позволил ребятам заглянуть «за страницы» учебника, познакомить с нетрадиционными жанрами сочинений, потренироваться в написании сочинений. В конце курса я снова провела анкетирование учащихся. Результаты анкетирования были следующими.

На вопрос: « Какой жанр сочинений вам нравится?» учащиеся ответили: 6% - новелла, 21% - рассказ, 21% - дневниковые записи, 21% - реклама, 3% - сказка, 16% - письмо, 8% - интервью, 8% - эссе, 3% - критическая статья.

Удачные работы учащихся мы оформляли в единую папку, которую так и назвали «Наши лучшие работы». Некоторые интересные работы я хочу представить. Вот сочинение ученика 10 «Б» класса Удинцева Павла, написанное в жанре рекламы (рекламируется роман М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени»):

Кавказ… Гордый и непостижимый, полный загадок и тайн. Здесь живут суровые, сильные, порой жестокие мужчины и прекрасные трепетные женщины, способные на высокие чувства… Кража сестры… Убийство невесты…

Ночь, море, смелые, рисковые контрабандисты, загадочная девушка Ундина…

Великосветский водный курорт, любовь, интриги, ложь, скрытые под маской приличия. Две прекрасных женщины, две светских дамы… Дуэль и смерть…

Мистическая вера в судьбу, рок, фатум… Смертельно опасный эксперимент…

Мужская дружба, стремление прийти на помощь и непонимание, похожее на предательство…

Кто этот человек, который связывает воедино все эти картины? Почему он жесток с девушкой, которая любит его? Почему он разрушает жизнь мирных контрабандистов? Почему при его появлении учащается сердцебиение княгини Веры и княжны Мери? Почему он не ценит ни дружбу, ни любовь, ни жизнь? Почему именно его, Григория Александровича Печорина, М.Ю.Лермонтов назвал «героем нашего времени» и «нравственным калекой»?

И только тогда вы сможете ответить на все эти вопросы, понять или осудить героя, когда прочитаете роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Сейчас содержание папки дополняется сочинениями нетрадиционных жанров, которые выполняют младшие школьники. Таким образом, изучив данную тему, я убедилась, что написание сочинений – это действительно увлекательное занятие для школьников, развивающее творческие способности, навыки устной и письменной речи, логическое и образное мышление.

Технологию развивающего обучения успешно дополняет игровая технология. Серьезность проблемы детской игры была осознана в психологии в конце 18 – начале19 веков. Еще Ф.Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании» написал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле слова». Идеи Ф. Шиллера в дальнейшем развили Г.Спенсер, К.Гросс, Ж..Пиаже, В.Леонтьев, Д.Эльконин, утверждая, целесообразность игры. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные развивающие, воспитательные и образовательные возможности. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. О некоторых игровых моментах, которые я использую на уроках и которые так нравятся детям, я хочу рассказать.

1) Четвертый лишний. Ребята находят лишнее слово в группе и объясняют, почему оно лишнее.

2)Найти и исправить ошибки в предложении, аргументировать свой ответ. Пример такого задания. « Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином». Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления? Исправьте ошибки, если они есть. 1 команда. Прашу ножать если незапускают. 2 команда. Прошу падергать если ниаткрывают.

3) Кто быстрее. Ответить на вопросы:

  • Что стоит посередине земли? (м)

  • Чем кончается день и ночь? (ь)

  • Может быть в слове 100 одинаковых согласных? (стол, стоп, сток)

  • Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Анна, Алла)

4) Расставь слова так, чтобы получилось предложение. 1 команда. Дерево, хвойных, семейства, сосна. 2 команда. Ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

5)Составить слово из морфем, карточки с морфемами можно положить в воздушный шарик, в сундучок, можно положить карточку с лишней морфемой.

6) Разгадай шараду.

1 команда. Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

2 команда. В списке вы мой обнаружьте корень,

Суффикс – на собрании найдете вскоре.

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)

7) Кто больше? Составьте из одного большого слова ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО новые слова за 30 секунд.

8) Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки? Слово КОЛЕСО пишется по кругу. Слова, которые должны получиться: око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел.

9) Лото. Эту игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку. На 9 карточках записаны 9 слов. 1 набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2 набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки. Выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

10) Шифровальщик. Шифровальщик 1 команды задумывает слово или предложение и шифрует его. 2 команда отгадывает . Например, раукжк – кружка, аалтрек – тарелка.

11) Почтальон. Почтальон раздает командам приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Кле-ка, марты-ка, реше-ка – зоопарк. Гря-ки, реди-ка, морко-ка – огород. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова, составить предложения, используя данные слова.

12) Замени словосочетания одним словом:

Промежуток времени в 60 минут – час.

Военнослужащий, стоящий на посту – часовой.

13) Закончи предложение.

У Ромы и Жоры есть …………..

Однажды они пошли в ………...

Вдруг из кустов …………

Потом ребята долго вспоминали как ….

14) Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

15) Метаграммы, анаграммы, кроссворды, чайнворды. Кроссворды и чайнворды чаще использую для систематизации и углубления словарной работы.

Наряду с традиционными формами уроков разумно и уместно, на мой взгляд, использовать и уроки–игры. Такие уроки нравятся детям, но особенно актуальными они являются для 5-х классов.

Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время – сделать встречу с незнакомым не пугающей, что будет способствовать возникновению интереса к учению, к открытию. Программа 5 класса предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), но за пятый класс школьникам предлагается изучить обилие новых тем и орфограмм.

Чтобы сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфемикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными, на помощь учителю приходят уроки-игры.

Такими уроками учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Хочу отметить, что уроки-игры являются моими любимыми уроками. Кроме учебных задач, на таких уроках решается еще и целый комплекс задач воспитательных. Уроки-игры помогают мне лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить среди них одаренных учащихся. Поэтому уроки-игры в 5-6 классах я провожу достаточно часто.

При проведении таких уроков большое внимание уделяю сюжету, который разыгрывается в течение всего урока. Большое значение имеет театрализация, создание атмосферы таинственности. Это важный фактор, который помогает в течение всего урока поддерживать «боевой дух» учеников. Задание даю таким образом, чтобы, выполнив его, можно было разгадать какую- либо тайну. Например, на уроке-игре «Поиск слагаемых успеха», который я провожу на первых уроках русского языка в 5 классе, я предлагаю учащимся таинственное письмо с заданиями. Сообщаю, что, выполнив задания, они узнают секрет, который передал им старик Хоттабыч. Это слагаемые успеха в обучении русскому языку.

На всех этапах урока использую поощрения, вручаю символические награды за правильно выполненные задания. Это могут быть звездочки, монетки, цветочки, билетики, все зависит от сюжета урока. За накопление определенного количества поощрительных знаков выставляю оценку. Такая система выставления оценок вырабатывает у учащихся стремление к победе, состязательность.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconУрок русского языка в 4 классе Тема «Наречие»
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconПлан самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны
План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconУрок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского...
Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconРеспублики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка...
Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.)
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconПортфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы...
Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского...
Современные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск