Скачать 122.23 Kb.
|
ПЛАН УРОКА
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУХ И ОРГАНЫ РАВНОВЕСИЯ» ФАМИЛИЯ, ИМЯ: КЛАСС: ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
А) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Б) ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЛЮДЕЙ В) ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 2.СИЛА ШУМА ИЗМЕРЯЕТСЯ: А) В МЕТРАХ НА СЕКУНДУ (м/с) Б) В ДЕЦИБЕЛАХ (дБ) В) В ДЖОУЛЯХ (Дж) 3.БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ СЛУХА И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЕТСЯ ШУМ: А) 20-40 дБ Б) 85 дБ В) 100 дБ 4.СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОВРЕЖДЕНИИ ОРГАНА СЛУХА А) ДА Б) НЕТ 5.ШУМ НАРУШАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЗАМЕДЛЯЯ ВСЕ НЕРВНЫЕ РЕАКЦИИ А) ДА Б) НЕТ 6. НАПИШИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ БОЛЕЗНИ ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВИДАМИ ТРАНСПОРТА ЗАДАЧИ УРОКА: Понять, что такое стресс; показать губительную роль стресса на здоровье человека; выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения; учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитать бережное отношение к своему здоровью. ТИП УРОКА: Комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: Термометры, глобус, система караоке. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Рассказ учителя, элементы беседы, практическое упражнение, лабораторная работа. ХОД УРОКА.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, обернитесь ,пожалуйста, и поздоровайтесь. Садитесь. А сейчас давайте проверим готовность к уроку: на парте должен находиться учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручки. Дежурный объявите отсутствующих .
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как шум влияет на здоровье человека, о том, какая сила звука является предельно допустимой и о значении вестибулярного аппарата. Поэтому в качестве проверки домашнего задания , вы самостоятельно ответите на вопросы теста. По окончании работы свои ответы передавайте на первую парту своего ряда.
Давайте вспомним , что такое здоровье? А что означает здоровый образ жизни? Здоровье- это спокойствие души и отсутствие болезней тела. Здоровый образ жизни- соблюдение режима дня, правильное питание, занятия спортом. Посмотрите на доску, здесь вы видите высказывание древнего афинского государственного деятеля Перикла. Я цитирую : «Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды.» В этом определении отметим два чрезвычайно важных момента: во-первых – здоровье лежит в основе взаимодействия человека со средой, т.е. согласитесь со мной, что природа влияет на здоровье, во-вторых, человек может потерять способность к адаптации перед лицом серьезного жизненного кризиса, т.е. нервная система человека может не справиться с трудными жизненными ситуациями. Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. « Стресс как негативный биосоциальный фактор» Давайте в тетрадях запишем тему урока. Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение». Стресс возникает под влиянием разных факторов среды. Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут вызвать стресс у человека? Низкие температуры влекут развитие холодового стресса, высокие температуры – теплового. Так же мы можем привести пример длительной слякотной, пасмурной погоды в то время, когда положено лежать снежному покрову, температура воздуха должна быть отрицательной, периодически должно было появляться солнце. Отсутствие солнца в течение нескольких месяцев привело к возникновению стресса у большинства людей, некоторые впали в состояние депрессии. Какие еще примеры влияния погоды на возникновения стресса у человека мы можем привести? Период половодья, когда по улицам мы наблюдаем бурлящие потоки воды, наши огороды и дома подмывает разлившаяся река. Что мы испытываем в этот момент? Нервное напряжение, страх, т. е. стресс. Также стресс вызывает длительная засуха летом, когда мы переживаем за свои огороды и вынуждены в дневное время суток прятаться от палящих лучей солнца. Существует лекарственный стресс, возникающий в результате избыточного употребления лекарств. Но наиболее распространен эмоциональный стресс. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье, который установил, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в три стадии. 1 стадия тревоги. Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. 2 стадия устойчивости. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, которым был вызван стресс. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. 3 стадия истощения. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни. В тот момент, когда человек испытывает стресс, учащается сердцебиение. Тютчев писал: О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые их переносят легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности человека передаются по наследству. Итак, как уже было сказано, наиболее распространен эмоциональный стресс, который возникает в ответ на конфликтные ситуации. Ребята, какие конфликтные ситуации вызывают стресс у людей? Это непонимание со стороны окружающих, завышенные требования, наказания, отсутствие дружеских отношений со сверстниками, высокий темп жизни и др. Давайте рассмотрим рисунок 40 на стр. 103 вашего учебника Если мы достаточно подробно рассмотрим режим дня школьника, то увидим , что в течение дня организм несколько раз испытывает напряжение. Так для многих из вас стрессом является подъем с постели, сбор в школу ( вспомним про «сов», людей, которым необходим утренний сон до 8-ми, 9-ти часов). Многие из вас не всегда бывают готовы к урокам, поэтому в течение учебного дня испытывают стресс, боясь , что учитель спросит и поставит неудовлетворительную оценку. Участвуя в мероприятиях, где вам приходится выступать перед классом , родителями вы также испытываете нервное напряжение. Придя домой, вы сразу включаете телевизор и получаете негативную информацию об убийствах, пожарах, наводнениях и других катастрофах, при этом наверняка поглощаете обед, плохо пережевывая пищу. И это тоже стресс для организма. Некоторые из вас забыли выполнить просьбу родителей, и в семье возник конфликт. Ребята, можно ли визуально определить то, что человек находиться в состоянии стресса? Да, конечно, при этом кто-то грызет ногти, накручивает волосы на пальцы, смотрит в одну точку, теребит ручку или платок, грубо отвечает на вопросы, хлопает дверью и т. д. А сейчас я для вас исполню песню из кинофильма «Приключения электроника» «Это что же такое», а вы определите, чем у Сыроежкина был вызван стресс. Примеров эмоционального стресса множество. Так в современном мире стресс может быть вызван массовой нищетой населения развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, где люди голодают и иногда со смертельным исходом. Согласно статистическим данным, в этих странах ежегодно умирают 15 млн. детей. В развитых странах (США) психические и социальные стрессы у 13 млн. детей вызваны неработающими отцами, 2/3 детей становятся свидетелями развода своих родителей, 17% детей и подростков живут в нищете, убогих перенаселенных домах, страдая от загрязненной среды, несчастных случаев, грубого отношения. Статистика, представленная Национальным советом здравоохранения Щвеции, показывает, что каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет психические отклонения ( ночные страхи, недержание мочи, агрессивность). Каждый третий взрослый страдает от недомогания, бессонницы, усталости, угнетенного состояния и тревоги. Каждый десятый алкоголик. Согласно исследованиям ВОЗ, в мире 48 млн. наркоманов. Но это лишь один пример патологической реакции на стресс. Другой пример реакции на стресс – курение, которое является основной причиной 1/3 всех раковых заболеваний, 75% хронических бронхитов и 25% инфарктов миокарда. Эмоциональный стресс и его последствия можно избежать.
Давайте вместе сделаем глубокий вдох и выдох. Повторяйте за мной.
Поднимите руку т е ребята, у которых есть домашние животные. Какие эмоции они у вас вызывают? Конечно только положительные, мы любим за ними наблюдать, играть с ними. Животные очень преданные, мы с вами знаем, что их любовь бескорыстна. Давайте посмотрим на фотографии кошек. Они вызывают у нас чувство умиления.
Играете ли вы в подвижные игры? Какие игры самые любимые? Да , это футбол, волейбол, баскетбол и др. Во время игры вы забываете обо всем, о делах, проблемах, И организм восстанавливается.
Сколько часов длится полноценный сон ? Да, не менее 8 часов в сутки. Именно за этот период организм успевает восстановиться после трудового дня. Помимо выше перечисленных способов борьбы с напряжением организма, существуют и другие способы релаксации. Но они требуют специальной подготовки. Об этом вы узнаете дома при подготовке домашнего задания. А сейчас мы вместе выполним упражнение, предназначенное для снятия психического и физического напряжения. Называется оно «Чередующееся носовое дыхание». Сидя на стуле, выпрямите спину. Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую зажимая пальцем . Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счет 6. Вдыхайте правой ноздрей и т. д. Повторить 5-6 раз. Старайтесь делать это упражнение не реже 1 раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции. Ребята, так почему стресс является негативным биосоциольным фактором? Потому, что стресс вызывается природными и общественными причинами. Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем. А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание. Лабораторная работа Тема: Оценка температурного режима учебных помещений. Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды. Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха. Ход работы
А сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться. Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок. Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем. А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание. Лабораторная работа Тема: Оценка температурного режима учебных помещений. Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды. Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха. Ход работы
Мы проделали лабораторную работу. А теперь ответьте мне на вопросы. Что такое стресс? Как звали исследователя, который занимался изучением стресса? Сколько стадий стресса вы знаете? Какие факторы вызывают стресс? Как можно избежать стресс и его последствия? Сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться. Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок. МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка» Открытый урок по экологии в 8 классе на тему: СТРЕСС КАК НЕГАТИВНЫЙ БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР Работу выполнила Учитель экологии Теклина З.В. Самоанализ открытого урока по экологии в 8 классе на тему: «Стресс как негативный биосоциальный фактор». Для проведения открытого урока я выбрала 8 класс, где изучается экология человека. В состав класса, в котором был проведен урок, входят учащиеся разного уровня развития. В целом уровень средний. Выбранная тема урока соответствует своевременному прохождению программы. События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам здорового образа жизни через предмет экология. В связи с выше сказанным мы видим актуальность темы сегодняшнего урока: «Стресс как негативный биосоциальный фактор». Мной были поставлены следующие задачи: показать губительную роль стресса на здоровье человека, выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения, учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Поставленные задачи решались с помощью следующих методов проведения урока: рассказ учителя, элементы беседы, практические упражнения, лабораторная работа. Учащиеся класса были заинтересованы темой урока, в связи с его актуальностью на сегодняшний день. Я считаю, что в ходе урока поставленные задачи были решены. |
«Внешние воздействия на слух и орган равновесия» Цели: Образовательная: обобщить знания по теме: «Условия нормального функционирования зрительного анализатора», изучение новой темы:... | Темы/урока Ткани и органы. Лабораторная работа № «Просмотр под микроскопом различных тканей организма» | ||
Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... | Биология 7 класс Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей» | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | Лабораторная работа №1 По теме ««Изучение Internet в целях использовании... Лабораторная работа предназначена для: обоснования потребности, необходимости и удобства использования среды Internet для поиска... | ||
Урок физики в 8 классе по теме: «Лабораторная работа по теме: «Исследование... Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии | Реферат по теме «Центральный Банк и его роль в установлении макроэкономического равновесия» Функции Банка России в установлении макроэкономического равновесия | ||
Отчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:... «Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации» | Отчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:... «Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации» | ||
Тема: Условия равновесия тел Для равновесия тела необходимо, чтобы векторная сумма действующих на него сил была равна нулю первое условие равновесия тела | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид документа: Конспект урока по теме «Свойства и графики квадратичной функции», мультимедийная презентация, практическая работа,... | ||
Лабораторная работа Занятие (к теме Текстильные товары) Рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии дисциплин бизнеса и коммерции | Лабораторная работа Использование электронных таблиц Excel 2000 для... Тест (от английского test — «испытание», «проверка») — стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные... | ||
Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им.... Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений» | Программа экзамена кандидатского минимума по специальности 08. 00.... Вопросы существования и единственность равновесия. Понятие об устойчивости и неустойчивости равновесия. Паутинообразная модель и... |