Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения





Скачать 393.14 Kb.
НазваниеИндивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения
страница1/3
Дата публикации29.07.2014
Размер393.14 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Биология > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Лобанова Юлия Олеговна

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ РАЗличных

ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007

Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Изаак Светлана Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Булгакова Нина Жановна

кандидат педагогических наук, доцент

Лапицкая Елена Михайловна

Ведущая организация: ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследователь-ский институт физической культуры»

Защита диссертации состоится 1 марта 2007 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 008.002.01 при Институте возрастной физиологии РАО по адресу: 119121 г. Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института возрастной физиологии РАО


Автореферат разослан “ _____ ” _______________ 2007 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат биологических наук



Рублёва Л.В.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека является плавание. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию (Булгакова Н.Ж., 1999). Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегуляцию организма ребенка. Проведение занятий по плаванию в воде с температурой 26-28о ведет к увеличению обмена веществ, выработке адекватной реакции организма на повышенную теплоотдачу. Это особенно полезно для улучшения защитных сил организма (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л., 1991). Проведенные во многих странах мира опросы свидетельствуют о том, что от 30 до 70% людей не могут воспользоваться благоприятным оздоровительным влиянием плавания, потому что не умеют плавать (Хохлов И.Н., Гаврилов Д.Н., Савенко М.А., 2005).

В настоящее время преобладают установки на обучение детей плаванию в условиях мелкого и глубокого бассейна (Никитский Б.Н., 1975; Семенов Ю.А., 1981; Булгакова Н.Ж., 1984; Васильев В.В., Макаренко Л.П., 1985; Давыдов В.Ю., Манкевич А.В., 1996). Мнения специалистов о наиболее благоприятном возрасте начального обучения плаванию, противоречивы.

Практически отсутствуют работы, посвященные начальному обучению плаванию детей различных типов телосложения. Вместе с тем доказана популяционная разнокачественность представителей различных половозрастных групп по конституциональному признаку и научно обосновано использование конституционального подхода в практике физического воспитания (Никишин И.В., 1994; Сонькин В.Д., 1995; Фильченков Д.А., 1995; Бурчик М.В., 1995; Зайцева В.В., 1996; Изаак С.И., 1997; Панасюк Т.В., 1999; Лапицкая Е.М., 2003; Дорохов Р.Н., 2003; Левушкин С.П., 2005 и др.). Одним из основных направлений совершенствования обучения плаванию дошкольников может быть дифференцированный подход, подразумевающий изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка с последующим распределением дошкольников по типологическим признакам на определенные группы с учетом задач процесса обучения.

Гипотеза исследования. Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет позволит сократить сроки обучения элементам и технике плавания, а также обеспечит позитивное отношение детей к занятиям в водной среде.

Процесс начального обучения плаванию детей дошкольного возраста будет эффективным, если:

- построение методики начального обучения плаванию детей дошкольного возраста будет осуществляться с учётом особенностей типа телосложения и темпов развития двигательных качеств;

- будет предложена рациональная последовательность упражнений;

- будут определены сроки освоения различных элементов техники плавания для представителей каждого типа телосложения.

Экспериментальная проверка гипотезы обеспечит достижение цели исследования: научно обосновать и разработать технологию начального обучения плаванию детей дошкольного возраста с учётом типа телосложения.

Объект исследования. Средства и методы обучения элементам и технике плавания детей 5-6 лет различных типов телосложения.

Предмет исследования. Процесс начального обучения плаванию детей-дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Задачи исследования.

1. Выявить особенности процесса обучения плаванию детей дошкольного возраста на основе анализа литературы и анкетирования тренерско-

преподавательского состава.

2. Оценить морфофункциональные особенности и уровень двигательной подготовленности детей 5-6 лет различных типов телосложения.

3. Выявить сроки овладения подготовительными упражнениями и элементами техники плавания у детей 5-6 лет разных типологических групп.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику начального обучения плаванию детей дошкольного возраста, дифференцированную в зависимости от типа телосложения.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; медико-биологические методы (антропометрия, определение типов телосложения); педагогические методы: хронометрирование, педагогическое тестирование двигательной подготовленности (бег 30 и 300 метров, прыжок в длину с места, вис на согнутых руках, подъём туловища из положения лёжа, наклон туловища в положении сидя), педагогические наблюдения, педагогический эксперимент; анкетирование; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование было проведено на базе Астраханских городских детских садов № 82, 91, а также на базе плавательного бассейна Астраханского государственного технического университета. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет (n=381), прошедшие медицинский осмотр и допущенные к занятиям плаванием. В анкетировании участвовали 56 тренеров-преподавателей с различным педагогическим стажем (до 10 лет, 11-20 лет, более 21 года), а также родители детей, задействованных в эксперименте (n =381).

На первом этапе (2002-2003 гг.) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщался опыт по организации процесса обучения плаванию; проводилось анкетирование тренерско-преподавательского состава по оптимизации содержания процесса обучения плаванию детей в периоды первого детства; определялись особенности морфофункционального состояния и двигательной подготовленности детей 5-6 лет в зависимости от типа телосложения; выявлялись сроки овладения подготовительными упражнениями и элементами техники плавания у детей 5-6 лет разных типологических групп.

На втором этапе (2004 г.) был проведён педагогический эксперимент, в ходе которого была разработана и экспериментально обоснована методика начального обучения плаванию детей обоего пола 5-6 лет в зависимости от типа телосложения. До и после эксперимента проводилось анкетирование родителей, дети которых участвовали в эксперименте, по вопросам отношения детей к занятиям плаванием.

Заключительный третий этап (2005-2006 гг.) был посвящен уточнению методических положений, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Проведенные комплексные исследования позволили:

- научно обосновать и разработать технологию начального обучения плаванию детей дошкольного возраста разных типов телосложения.

- выявить рациональный подбор средств при начальном обучении плаванию детей разных типов телосложения.

- определить рациональные сроки обучения элементам техники плавания детей в возрасте 5-6 лет различных типов телосложения.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

- конкретизированы отдельные положения методики начального обучения плаванию на основе типов телосложения;

- теоретически обосновано и дополнено определение понятия «типоспецифичная методика начального обучения плаванию»;

Практическая значимость исследования заключается в разработке типоспецифичной методики начального обучения плаванию, обеспечивающей повышение эффективности учебных занятий и сокращение сроков обучения.

Теоретические положения и научно-практические результаты диссертационного исследования используются на кафедре "Технология спортивной подготовки" Астраханского государственного технического университета в лекционных курсах и на практических занятиях по дисциплинам: "Теория и методика физической культуры", "Плавание".

Полученные результаты используются в практике работы детских спортивных школ, в процессе подготовки студентов вузов, а также на курсах повышения квалификации тренеров ДЮСШ и методистов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений.

Реализация результатов исследования, внедрение их в практику проводились по ряду основных направлений: публикации результатов исследования (9 публикаций); доклады на 5 областных конференциях молодых учёных Астрахани и Астраханской области (2001-2006 гг.), межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы теории и методики адаптивной физической культуры в современной ситуации общественного развития» (г. Череповец, 2006) и XI Конгрессе педиатров России (2006 г.).

Методика начального обучения плаванию детей дошкольного возраста с учётом типов телосложения апробирована специалистами областного физкультурно-оздоровительного диспансера Министерства здравоохранении Астраханской области, Муниципального спортивного учреждения "Чайка" г. Астрахани, Федерации плавания Астраханской области, ДЮСШ №2 и ДОУ № 82 г. Астрахани (акты внедрения прилагаются).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Выводов, Списка литературы и Приложения. Она изложена на 158 страницах машинописного текста, иллюстрирована 13 рисунками и 10 таблицами. Список литературы состоит из 316 наименований, в том числе - 303 отечественных и 13 - иностранных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Оптимизация процесса начального обучения плаванию детей 5-6 лет различных типов телосложения

С целью оценки факторов, влияющих на оптимизацию процесса начального обучения плаванию детей, было проведено анкетирование имеющих различный педагогический стаж специалистов по плаванию (до 10 лет, 11-20 лет, более 21 года). По результатам анкетирования большинство респондентов отмечают влияние конституциональных особенностей на продолжительность начального обучения плаванию (70,6%-71,4%-88,2%). Вместе с тем, ряд тренеров не замечают данную закономерность (11,8%-14,3%-5,6 %), а некоторые считают, что конституциональные особенности не оказывают влияние на обучение плаванию (17,6%-14,3%-5,9%).

Около половины тренеров со стажем работы до 10 лет и от 11-20 считают, что мышечный тип конституции является предпочтительным для начального обучения плаванию (41,2%-47,6%), а спортивные педагоги со стажем работы 21 год и более таким типом конституции считают дигестивный тип (50%).

Комплексное развитие физических способностей, по мнению большинства специалистов, является наиболее важным в процессе начального обучения плаванию (88,1%-90,5 %). Вместе с тем, тренеры выделяют наиболее значимыми в этом процессе координационные способности (44,4%-52,9%) и специальную выносливость (38,9%-52,9%). По мнению опрошенных специалистов силовые (29,4%-33,3 %), скоростные (17,6%-27,8 %) способности и уровень развития гибкости (23,5%-28,6%) также оказывают влияние на перспективность начального обучения плаванию.

Таким образом, в результате опроса тренеров-преподавателей, имеющих опыт практической работы, выявлена значимость конституционального фактора в процессе обучения плаванию, что подтверждает целесообразность дифференцированного подхода в педагогическом процессе. Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости морфологических характеристик детей в процессе начального обучения плаванию, осознание которой по мере увеличения стажа педагогической работы существенно повышается.

2. Особенности физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет различных типов телосложения

Анализ физического развития 5-6-летних детей обоего пола различных типов телосложения (по классификации Штефко-Островского) показал, что наибольшие значения длины и массы тела, обхвата грудной клетки (ОГК), абсолютной поверхности тела, длины туловища, длины руки, длины кисти, длины ноги, обхвата бедра, обхвата плеча, акромиального диаметра, среднегрудинного поперечного диаметра, среднегрудинного сагиттального диаметра, абсолютной жировой, мышечной и костной массы выявлены у мальчиков и девочек дигестивного типа телосложения (Д-тип).

Наибольшие значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой динамометрии отмечены у дошкольников мышечного типа телосложения (М-тип).

По большинству анализируемых характеристик дети астеноидного типа телосложения имели самые низкие показатели (А-тип).

Для оценки типа телосложения (А, Т, М, Д) мальчиков и девочек 5-6 лет была разработана статистическая модель (Y) в виде дискриминантных функций, позволяющая определить тип по 3 показателям физического развития: длина тела (X1), масса тела (X2), обхват грудной клетки (X3).
Мальчики: Девочки:

YА=5,099X1-3,537X2+1,988X3-330,7; YА=4,891X1-3,261X2+1,538X3-271,3;

YТ=4,973X1-3,525X2+2,213X3-328,4; YТ=4,743X1-3,199X2+2,176X3-265,1;

YМ=4,639X1-3,645X2+2,952X3-330,4; YМ=4,167X1-3,462X2+2,632X3-364,4;

YД=4,451X1-2,642X2+2,522X3-305,3. YД=4,418X1-2,031X2+2,754X3-209,8.
В тесте «прыжок в длину с места» наилучшие показатели имеют мальчики торакального и девочки мышечного типа телосложения; худшие результаты отмечены у детей обоего пола Д-типа.

Наилучшие показатели в тесте «вис на согнутых руках» отмечены у мальчиков и девочек М-типа телосложения; худшие результаты в этом тесте имеют мальчики и девочки Д-типа телосложения.

В тесте «подъем туловища» наилучшие показатели отмечены у мальчиков и девочек М-типа телосложения; худшие результаты - у мальчиков 5 лет А- типа, 6 лет Д- типа телосложения.

В тестировании на гибкость наилучшие значения отмечены у мальчиков и девочек М-типа телосложения, а худшие результаты имеют мальчики и девочки Д-типа телосложения.

В беге на 30 метров лучшее время отмечено у мальчиков и девочек М- типа; худшие результаты показали дошкольники Д-типа телосложения.

В беге на 300 метров лучшее время отмечено у мальчиков 5 лет мышечного, а в возрасте 6 лет - торакального типов телосложения; девочек 5-и и 6-и лет М-типа телосложения. Худшие значения отмечены у детей всех возрастов Д-типа телосложения.

Таким образом, в возрасте 5-6 лет дети различных типологических групп имеют существенные различия в физическом различии и физической подготовленности и могут рассматриваться как члены различных генеральных совокупностей. Выявленные различия в физическом и моторном развитии детей дошкольного возраста, а также, по мнению тренеров-преподавателей, значимость конституционального фактора в процессе обучения плаванию, мы использовали для разработки методики дифференцированного начального обучения плаванию дошкольников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
«Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский...
Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconЛитература. 11
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста. 4
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по лыжным гонкам Муниципального образовательного учреждения...
Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconМкоу еловская основная общеобразовательная школа за 2012-2013 учебный год
Работа школы в 2012-2013 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию темы «Индивидуализация...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconРеферат по обж тема «Причины и последствия аномальной жары в России»
Кислов. По его оценке, если блокирующий антициклон может возникать примерно раз в 20 лет и с такой же частотой возникает аномальная...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по обучению детей плаванию Е. К. Воронова (срок освоения...
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconКонспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconРежим
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы»
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник. План кружка рассчитан на год....
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет раз личных типов телосложения iconПубличный доклад
Методическая тема -«Индивидуализация обучения- одна из функций гуманизации образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск