Скачать 158.92 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА Научно-образовательный материал Обучение плаванию детей с нарушениями слуха Состав научно-образовательного коллектива: Павлова Т.Н., руководитель, к.п.н., доцент Чистова Н.А., к.п.н., доцент Никитина С.М., доцент Москва 2011 Программа курса повышения квалификации «Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию. Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса. Программа подготовки слушателей включает лекционные, методические и практические занятия (на суше и в воде) по теории и методике обучения плаванию детей с нарушениями слуха с учетом физиологических и психологических особенностей. При работе с детьми необходимо использовать широкий спектр поддерживающих и вспомогательных средств, делая акцент на приобретение прочных навыков освоения с водой, а также игровой метод, позволяющий наиболее эффективно обучать плаванию. Индивидуальный подход при обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и рационально определить способ плавания, наиболее подходящий для начального обучения. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает качественное освоение спортивных способов плавания. В работе с детьми с нарушениями слуха необходимо учитывать степень поражения органов слуха и особенности патологии в каждом отдельном случае. В программу занятий по плаванию для детей с нарушениями слуха помимо упражнений на освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания предлагается включать задания, способствующие коррекции физического развития и реабилитации данного контингента занимающихся. I. Организационно-методический раздел. 1. Цель курса – подготовка специалиста для работы с детьми, имеющими нарушения слуха, в системе общеобразовательных, лечебно-профилактических и специальных учреждений. 2. Задачами курса являются:
Данный курс направлен на получение теоретических знаний и практических умений и навыков работы тренером-инструктором по обучению плаванию лиц, имеющих нарушения слуха. Предполагается совершенствование подготовки специалистов к профессиональной деятельности преподавателя по адаптивному плаванию в различных образовательных учреждениях. Знания по использованию плавания в качестве мощного средства оздоровления позволят специалистам применять в своей работе с данной категорией лиц большой спектр упражнений в воде, направленный на коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья и профилактику возможных отклонений. Проведение занятий адаптивным плаванием с использованием большого количества практических упражнений на суше и в воде позволяет решать ряд задач: улучшение здоровья детей и подростков, повышение их эмоционального состояния и дальнейшей мотивации к занятиям плаванием. 3. Место курса в профессиональной подготовке слушателя. Обучение слушателей теоретическим основам и практическим умениям и навыкам, согласно требованиям данной учебной программы, проводится в форме лекций, методических и практических занятий, а также самостоятельной (индивидуальной) работы. Программа курса общим объемом 110 учебных часов по учебному плану рассчитана на один-два месяца обучения, в зависимости от поставленных задач и квалификации обучающихся. В программе представлены основные компоненты содержания и структуры учебного курса, примерное распределение учебной нагрузки с учетом аудиторных занятий и самостоятельных форм работы. Учебный план предусматривает выделение на аудиторные формы занятий 110 часов, на самостоятельную работу – 50 часов. Учебные занятия проводятся в форме лекций, методических и практических занятий, самостоятельной работы. Возможна дистанционная форма освоения учебного материала. На лекционных занятиях слушателям даются необходимые сведения по общим основам обучения плаванию, теории предмета, особенностям подбора средств и методов при работе с детьми, имеющими различные нарушения слуха. На методических занятиях педагогами проверяются знания материала лекционного курса, оцениваются результаты практических занятий и самостоятельной работа слушателей, контролируется их текущая успеваемость. Слушатели выступают с докладами, сообщениями, часть занятия может отводиться для выполнения контрольных работ или тестирования с целью проверки и оценки знаний по определенной тематике. Разбираются вопросы по разделам программы в условиях, приближенных к практике работы. Практические занятия проводятся в целях формирования и совершенствования у слушателей необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических навыков и умений. Слушатели выполняют задания по составлению учебной документации, проводят уроки и учебно-тренировочные занятия. В самостоятельную работу слушателей включается изучение рекомендованной литературы, реферирование литературных источников, составление планов-конспектов уроков, планов учебно-тренировочных занятий, ведение дневника тренировок, проведение педагогических наблюдений, их регистрация, участие в методической деятельности. Виды и формы самостоятельной работы могут варьироваться с учетом условий обучения в вузе, индивидуальных потребностей слушателей и т. п. Индивидуальная работа преподавателей со слушателями проводится в форме консультаций по содержанию учебного материала, дополнительных занятий, собеседований, составления индивидуальных планов и заданий по содержанию обучения и контролю их выполнения. Освоение программы курса обеспечивает подготовку слушателей к работе по обучению плаванию детей с нарушениями слуха с учетом физиологических и психологических особенностей. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения курса слушатели должны обладать: - теоретическими знаниями по организации, планированию и контролю при обучении плаванию детей с нарушениями слуха; - комплексом практических умений и навыков, необходимых для рационального подбора средств и методов при обучении плаванию детей с учетом особенностей данного контингента занимающихся; - знаниями о необходимом техническом оснащении занятий плаванием с детьми с нарушениями слуха. Учет успеваемости слушателей ведется в форме текущих зачетов по пройденным темам, а также итогового зачета в сроки, установленные учебным планом. II. Содержание курса. Занятия направлены на формирование системы научных знаний о реабилитации и социальной адаптации слабослышащих, понимание основ техники спортивных способов плавания, овладение понятиями о формах организации и особенностях методики обучения плаванию и начальной тренировки детей с нарушениями слуха. В разделе 1 «Организация занятий по начальному обучению плаванию детей с нарушениями слуха» даны сведения о содержании занятий по освоению с водой, технике облегченных и спортивных способов плавания, а также необходимости применения игр при обучении детей. Подробно рассмотрены педагогические принципы обучения и значение их грамотного применения в практической работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Разъяснено значение использования средств плавания для физического развития и реабилитации данного контингента занимающихся. В разделе 2 «Обучение технике спортивных способов плавания» представлены материалы по основам техники спортивного плавания и особенностям обучения людей с нарушениями слуха. Проанализированы нарушения в двигательной сфере и отклонения в физическом развитии, характерные для глухих и слабослышащих, которые необходимо учитывать при организации работы по обучению плаванию. В разделе 3 «Влияние регулярных занятий плаванием на состояние здоровья лиц и нарушениями слуха» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для данного контингента занимающихся. Специалистам предлагается материал по использованию средств плавания для оздоровления глухих и слабослышащих детей. Раздел 4 посвящен начальной тренировке пловцов с нарушениями слуха. В нем рассмотрена проблема необходимости поиска оптимально возможного сочетания наглядной и словесной форм обучения и тренировки. Определены примерные требования к учащимся групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Разделы курса включают: введение в предмет, начальное освоение с водой, изучение техники облегченных и спортивных способов плавания, учебных прыжков в воду, методики обучения плаванию, основы адаптивного плавания при нарушениях слуха, игры в воде, основы начальной тренировки. Темы занятий и их краткое содержание. Тема 1. Введение в предмет. Техника безопасности при занятиях в воде. Предмет и содержание курса, организация занятий по плаванию. Лекции Ознакомление с мерами по обеспечению безопасности при занятиях в бассейне. Особенности организации учебно-тренировочных занятий на воде с детьми с нарушениями слуха. Предупреждение травматизма. Тема 2. Начальное освоение с водой. Лекции Ознакомление занимающихся с основными группами упражнений для освоения с водой, применяемых при начальном обучении. Описание упражнений, количества повторений, пауз отдыха, форм организации урока. Практические занятия Практическое освоение упражнений для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне. Составление конспектов занятий. Проведение уроков по обучению плаванию и их частей. Тема 3. Обучение технике облегченных способов плавания. Лекции Ознакомление с упражнениями, выполняемыми с использованием ласт и различных поддерживающих средств (поплавки, нарукавники, круги, доски, шест, мяч). Изучение техники плавания с помощью ног в ластах (кроль на груди и на спине, дельфин) в сочетании с различными движениями руками (без выноса рук из воды, брассом, с укороченным гребком и др.). Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков по обучению технике облегченных способов плавания. Проведение уроков по плаванию и их частей. Тема 4. Обучение технике спортивных способов плавания. Лекции Ознакомление с упражнениями для изучения техники движений ногами, руками и согласования с дыханием в способах кроль на спине, кроль на груди, брасс и дельфин. Группы упражнений по обучению спортивным способам плавания с неподвижной опорой в воде, с подвижной опорой в воде, в воде без опоры и последовательность их применения. Использование имитационных упражнений на суше и в воде в качестве вспомогательного средства обучения. Упражнения для изучения техники поворотов. Учебные прыжки в воду. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания. Тема 5. Методика обучения плаванию детей с нарушениями слуха. Лекции Особенности организации и проведения занятий в зависимости от возраста, уровня подготовленности, состояния здоровья, интересов и потребностей детей. Последовательность освоения элементов техники плавания с учетом специфики контингента занимающихся. Дополнительные средства, применяемые при работе с данным контингентом обучающихся. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания детей с нарушениями слуха. Тема 6. Игры в воде. Лекции Классификация обучающих игр в воде. Регламент проведения игр. Подведение итогов игры. Применение игр в воде для решения задач обучения плаванию детей с нарушениями слуха. Специфические особенности организации игр с данным контингентом. Особенности воздействия применения игр, как средства обучения, на физическое и эмоциональное состояние детей с нарушениями слуха. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных игр слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков. Проведение слушателями уроков в воде по обучению различным играм. Подведение итогов игры. Выявление победителей. Тема 7. Адаптивное плавание при нарушениях слуха. Лекции Ознакомление с основами адаптивного плавания при различных нарушениях слуха. Основные средства физической реабилитации при нарушениях слуха. Особенности применения методов и средств при организации учебных занятий с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Тема 8. Начальная тренировка Лекция Ознакомление с методами начальной тренировки, применяемыми в плавании (дистанционный, переменный, соревновательный). Характеристика каждого метода и характера воздействия на организм занимающегося. Просмотр видеозаписей тренировок в группах детей с нарушениями слуха. Особенности организации занятий и подбора средств тренировочных воздействий при работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков различной направленности. Проведение уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Задания для самостоятельной работы Изучение учебной, методической и научной литературы по программе стажировки и ее анализ. Написание рефератов по пройденным разделам и темам. III. Распределение часов по темам и видам работ
IV.Форма итогового контроля Итоговый контроль осуществляется в форме теоретического отчета по пройденному материалу, написания дневника стажировки и защиты реферата по выбранной теме. V.Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература
|
Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха Слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение... СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений... | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Реферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя... Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | Программа «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский... Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков... | ||
Справочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц... Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с.... | Образовательная программа повышения квалификации Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | ||
Сурдопсихология как раздел специальной психологии Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология... | Рабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | ||
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения... ... | Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности... Цель изучения курса – содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического... | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | Программы повышения квалификации Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать... |