Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»





Скачать 158.92 Kb.
НазваниеПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
Дата публикации29.07.2014
Размер158.92 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Военное дело > Программа курса


Некоммерческая организация

«Ассоциация московских вузов»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

Научно-образовательный материал
Обучение плаванию детей с нарушениями слуха

Состав научно-образовательного коллектива:
Павлова Т.Н., руководитель, к.п.н., доцент

Чистова Н.А., к.п.н., доцент

Никитина С.М., доцент


Москва 2011

Программа курса повышения квалификации «Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию. Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса.

Программа подготовки слушателей включает лекционные, методические и практические занятия (на суше и в воде) по теории и методике обучения плаванию детей с нарушениями слуха с учетом физиологических и психологических особенностей.

При работе с детьми необходимо использовать широкий спектр поддерживающих и вспомогательных средств, делая акцент на приобретение прочных навыков освоения с водой, а также игровой метод, позволяющий наиболее эффективно обучать плаванию. Индивидуальный подход при обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и рационально определить способ плавания, наиболее подходящий для начального обучения. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает качественное освоение спортивных способов плавания.

В работе с детьми с нарушениями слуха необходимо учитывать степень поражения органов слуха и особенности патологии в каждом отдельном случае.

В программу занятий по плаванию для детей с нарушениями слуха помимо упражнений на освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания предлагается включать задания, способствующие коррекции физического развития и реабилитации данного контингента занимающихся.


I. Организационно-методический раздел.

1. Цель курса – подготовка специалиста для работы с детьми, имеющими нарушения слуха, в системе общеобразовательных, лечебно-профилактических и специальных учреждений.

2. Задачами курса являются:

  • получение теоретических знаний о предмете и содержании курса, мерах безопасности и организации занятий с детьми;

  • ознакомление с основами адаптивного плавания как средства реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями (нарушениями слуха);

  • формирование профессионально-педагогических уме­ний, позволяющих решать задачи адаптации и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями с помощью средств плавания;

  • приобретение знаний по методике проведения занятий адаптивным плаванием с учетом имеющихся нарушений в состоянии здоровья.


Данный курс направлен на получение теоретических знаний и практических умений и навыков работы тренером-инструктором по обучению плаванию лиц, имеющих нарушения слуха. Предполагается совершенствование подготовки специалистов к профессиональной деятельности преподавателя по адаптивному плаванию в различных образовательных учреждениях.

Знания по использованию плавания в качестве мощного средства оздоровления позволят специалистам применять в своей работе с данной категорией лиц большой спектр упражнений в воде, направленный на коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья и профилактику возможных отклонений. Проведение занятий адаптивным плаванием с использованием большого количества практических упражнений на суше и в воде позволяет решать ряд задач: улучшение здоровья детей и подростков, повышение их эмоционального состояния и дальнейшей мотивации к занятиям плаванием.
3. Место курса в профессиональной подготовке слушателя.

Обучение слушателей теоретическим основам и практическим умениям и навыкам, согласно требованиям данной учебной программы, проводится в форме лекций, методических и практических занятий, а также самостоятельной (индивидуальной) работы.

Программа курса общим объемом 110 учебных часов по учебному плану рассчитана на один-два месяца обучения, в зависимости от поставленных задач и квалификации обучающихся.

В программе представлены основные компоненты содержания и структуры учебного курса, примерное распределение учебной нагрузки с учетом аудиторных занятий и самостоятельных форм работы. Учебный план предусматривает выделение на аудиторные формы занятий 110 часов, на самостоятельную работу – 50 часов.

Учебные занятия проводятся в форме лекций, методиче­ских и практических занятий, самостоятельной работы. Возможна дистанционная форма освоения учебного материала.

На лекционных занятиях слушателям даются необходимые сведе­ния по общим основам обучения плаванию, тео­рии предмета, особенностям подбора средств и методов при работе с детьми, имеющими различные нарушения слуха.

На методических занятиях педагогами проверяются знания материала лекционного курса, оцениваются результаты практических занятий и самостоятельной работа слушателей, контролируется их текущая успеваемость. Слушатели выступают с докладами, сообще­ниями, часть занятия может отводиться для выполнения кон­трольных работ или тестирования с целью проверки и оценки знаний по опре­деленной тематике. Разбираются вопросы по разделам программы в услови­ях, приближенных к практике работы.

Практические занятия проводятся в целях формирования и совершенствования у слушателей необходимых для самостоятельной работы профес­сионально-педагогических навыков и умений. Слушатели выполняют задания по составлению учебной доку­ментации, проводят уроки и учебно-тренировочные занятия.

В самостоятельную работу слушателей включается изуче­ние рекомендованной литературы, реферирование литератур­ных источников, составление планов-конспектов уроков, пла­нов учебно-тренировочных занятий, ведение дневника трени­ровок, проведение педагогических наблюдений, их регистра­ция, участие в методической деятельности. Виды и формы самостоятельной работы могут варьироваться с учетом условий обучения в вузе, индивидуальных потребностей слушателей и т. п.

Индивидуальная работа преподавателей со слушателями проводится в форме консультаций по содержанию учебного материала, дополнительных занятий, собеседований, состав­ления индивидуальных планов и заданий по содержанию обучения и контролю их выполнения.

Освоение программы курса обеспечивает подготовку слушателей к работе по обучению плаванию детей с нарушениями слуха с учетом физиологических и психологических особенностей.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате освоения курса слушатели должны обладать:

- теоретическими знаниями по организации, планированию и контролю при обучении плаванию детей с нарушениями слуха;

- комплексом практических умений и навыков, необходимых для рационального подбора средств и методов при обучении плаванию детей с учетом особенностей данного контингента занимающихся;

- знаниями о необходимом техническом оснащении занятий плаванием с детьми с нарушениями слуха.

Учет успеваемости слушателей ведется в форме текущих зачетов по пройденным темам, а также итогового зачета в сроки, установленные учебным планом.
II. Содержание курса.

Занятия направлены на формирование системы научных знаний о реабилитации и социальной адаптации слабослышащих, понимание основ техники спортивных способов плавания, овладение понятиями о формах организации и особенностях методики обучения плаванию и начальной тренировки детей с нарушениями слуха.
В разделе 1 «Организация занятий по начальному обучению плаванию детей с нарушениями слуха» даны сведения о содержании занятий по освоению с водой, технике облегченных и спортивных способов плавания, а также необходимости применения игр при обучении детей. Подробно рассмотрены педагогические принципы обучения и значение их грамотного применения в практической работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Разъяснено значение использования средств плавания для физического развития и реабилитации данного контингента занимающихся.
В разделе 2 «Обучение технике спортивных способов плавания» представлены материалы по основам техники спортивного плавания и особенностям обучения людей с нарушениями слуха. Проанализированы нарушения в двигательной сфере и отклонения в физическом развитии, характерные для глухих и слабослышащих, которые необходимо учитывать при организации работы по обучению плаванию.
В разделе 3 «Влияние регулярных занятий плаванием на состояние здоровья лиц и нарушениями слуха» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для данного контингента занимающихся. Специалистам предлагается материал по использованию средств плавания для оздоровления глухих и слабослышащих детей.

Раздел 4 посвящен начальной тренировке пловцов с нарушениями слуха. В нем рассмотрена проблема необходимости поиска оптимально возможного сочетания наглядной и словесной форм обучения и тренировки. Определены примерные требования к учащимся групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.
Разделы курса включают: введение в предмет, начальное освоение с водой, изучение техники облегченных и спортивных способов плавания, учебных прыжков в воду, методики обучения плаванию, основы адаптивного плавания при нарушениях слуха, игры в воде, основы начальной тренировки.
Темы занятий и их краткое содержание.
Тема 1. Введение в предмет. Техника безопасности при занятиях в воде. Предмет и содержание курса, организация занятий по плаванию.
Лекции

Ознакомление с мерами по обеспечению безопасности при занятиях в бассейне. Особенности организации учебно-тренировочных занятий на воде с детьми с нарушениями слуха. Предупреждение травматизма.


Тема 2. Начальное освоение с водой.

Лекции

Ознакомление занимающихся с основными группами упражнений для освоения с водой, применяемых при начальном обучении. Описание упражнений, количества повторений, пауз отдыха, форм организации урока.
Практические занятия

Практическое освоение упражнений для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду.

Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне.

Составление конспектов занятий. Проведение уроков по обучению плаванию и их частей.
Тема 3. Обучение технике облегченных способов плавания.
Лекции

Ознакомление с упражнениями, выполняемыми с использованием ласт и различных поддерживающих средств (поплавки, нарукавники, круги, доски, шест, мяч).

Изучение техники плавания с помощью ног в ластах (кроль на груди и на спине, дельфин) в сочетании с различными движениями руками (без выноса рук из воды, брассом, с укороченным гребком и др.).
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков по обучению технике облегченных способов плавания. Проведение уроков по плаванию и их частей.
Тема 4. Обучение технике спортивных способов плавания.
Лекции

Ознакомление с упражнениями для изучения техники движений ногами, руками и согласования с дыханием в способах кроль на спине, кроль на груди, брасс и дельфин.

Группы упражнений по обучению спортивным способам плавания с неподвижной опорой в воде, с подвижной опорой в воде, в воде без опоры и последовательность их применения.

Использование имитационных упражнений на суше и в воде в качестве вспомогательного средства обучения.

Упражнения для изучения техники поворотов.

Учебные прыжки в воду.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания.
Тема 5. Методика обучения плаванию детей с нарушениями слуха.
Лекции

Особенности организации и проведения занятий в зависимости от возраста, уровня подготовленности, состояния здоровья, интересов и потребностей детей.

Последовательность освоения элементов техники плавания с учетом специфики контингента занимающихся.

Дополнительные средства, применяемые при работе с данным контингентом обучающихся.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания детей с нарушениями слуха.
Тема 6. Игры в воде.
Лекции

Классификация обучающих игр в воде. Регламент проведения игр. Подведение итогов игры.

Применение игр в воде для решения задач обучения плаванию детей с нарушениями слуха. Специфические особенности организации игр с данным контингентом.

Особенности воздействия применения игр, как средства обучения, на физическое и эмоциональное состояние детей с нарушениями слуха.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных игр слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков. Проведение слушателями уроков в воде по обучению различным играм. Подведение итогов игры. Выявление победителей.
Тема 7. Адаптивное плавание при нарушениях слуха.

Лекции

Ознакомление с основами адаптивного плавания при различных нарушениях слуха. Основные средства физической реабилитации при нарушениях слуха.

Особенности применения методов и средств при организации учебных занятий с детьми, имеющими различные нарушения слуха.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими различные нарушения слуха.
Тема 8. Начальная тренировка
Лекция

Ознакомление с методами начальной тренировки, применяемыми в плавании (дистанционный, переменный, соревновательный). Характеристика каждого метода и характера воздействия на организм занимающегося.

Просмотр видеозаписей тренировок в группах детей с нарушениями слуха.

Особенности организации занятий и подбора средств тренировочных воздействий при работе с детьми, имеющими нарушения слуха.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков различной направленности. Проведение уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими различные нарушения слуха.

Задания для самостоятельной работы

Изучение учебной, методической и научной литературы по программе стажировки и ее анализ.

Написание рефератов по пройденным разделам и темам.

III. Распределение часов по темам и видам работ




Наименование тем

Всего

часов

В том числе

лекц.

метод.

практич.

Самост.работа

1


2

3


4


5


6
7

8



Введение в предмет. Техника безопасности при занятиях в воде.
Начальное освоение с водой.
Обучение технике облегченных способов плавания.
Обучение технике спортивных способов плавания.
Методика обучения плаванию детей с нарушениями слуха.
Игры в воде.
Адаптивное плавание при нарушениях слуха.
Начальная тренировка.


2

6

6


32


26


12
12

14



2

2

2


4


4


4
4

2



-

-

2


8


6


4
4

4


-

4

2


20


16


4
4


8


4

4

6


8


8


4
8

8



Итого

110

24

28

58

50


IV.Форма итогового контроля

Итоговый контроль осуществляется в форме теоретического отчета по пройденному материалу, написания дневника стажировки и защиты реферата по выбранной теме.
V.Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература

  1. Афанасьев В. З. Игры в обучении плаванию. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 12 с.

  2. Плавание: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой.- М.: ФиС, 2001. - 400 с.

  3. Боскис Р.М., Глухие и слабослышащие дети. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-335с.

  4. Булгакова Н. Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999.

  5. Кузнецова Е.А., Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Обучение плаванию детей с нарушениями слуха // Детский тренер, 2011. - №3.

    1. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры, 2008.- №1 .- с. 24-26.

  6. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебн. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; Под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

  1. Розанова Т.В., Особенности мышления и речи глухих школьников: Сб. науч.тр. / Под ред. Розановой Т.В. - М.: Изд-во АПН СССР, 1985.- 80 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconМежличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
Слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение...
СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)»
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconРеферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя...
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconПрограмма «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский...
Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconСправочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц...
Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с....
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconОбразовательная программа повышения квалификации
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconСурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушения­ми изучает сурдопсихология...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconРабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconЦель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности...
Цель изучения курса – содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического...
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» iconПрограммы повышения квалификации
Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск