Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения





Скачать 261.32 Kb.
НазваниеЦель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения
Дата публикации07.11.2014
Размер261.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Цель изучения курса – содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения процессов воспитания, обучения и образования детей с первичными нарушениями слуха.

Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение диагностической, коррекционной, просветительской функций учителя-логопеда при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, обусловленные первичной слуховой недостаточностью.

Подготовка студентов к реализации означенных функций может быть обеспечена посредством решения следующих задач курса:

  • Создать у студентов целостное представление о сурдопедагогики как о науке;

  • Раскрыть методологические, научно-теоретические основы обучения и воспитания детей с недостатками слуха;

  • Познакомить студентов с современной аудиолого-педагогической классификацией детей с недостатками слуха, с особенностями развития глухих и слабослышащих детей, принципами отбора детей в специальные учреждения, организацией и системой работы в специальных учреждениях.

Требования к уровню освоения дисциплины.

Курс «Основы сурдопедагогики» занимает важное место в процессе подготовки учителя-логопеда. Освоение его создания обеспечивается благодаря преемственным связям с дисциплинами общегуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (050715.65) – «Логопедия».

К началу освоения курса «Основы сурдопедагогики» студент должен знать нормативные и правовые акты в области общего и специального образования, государственную и международную политику в отношении детства и образования, основы фундаментальных наук о человеке, общие и специфические закономерности его развития, структуру отклоняющегося развития при дефицитарном психическом дизонтогенезе; уметь осуществлять проектирование, анализ и реализацию коррекционно-педагогической деятельности учителя-логоеда.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представления:

  • о теоретических основах развития, воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста с нарушенным слухом;

  • о истории становления системы образования неслышащих детей в России и за рубежом.

Знать:

  • классификации детей с нарушенным слухом;

  • различные методы исследования слуха;

  • характеристики современной системы специального обучения;

  • принципы и методы специального обучения;

  • формы организации учебной деятельности;

  • роль и место слухового восприятия в обучении глухих и слабослышащих детей языку;

  • роль семьи в процессе обучения и воспитания неслышащего ребенка.

Уметь:

  1. выявлять нарушения слуха по данным тональной аудиометрии;

  2. Изучать возможности восприятия речи на слух глухими и слабослышащими детьми;

  3. общаться с глухими и слабослышащими детьми с помощью дактилогии;

Изучение курса предполагает усвоение студентами определенного круга общепедагогических знаний и умений, ряда типичных профессионально-личностных качеств педагога.
Темы для самостоятельного изучения.



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Написание рефератов натемы: «Теория развивающего обучения Л.С. Занкова», «Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина», «Проблемное обучение». «Программированное обучение»

4

- защита рефератов.


2

История развития сурдопедагогики.

Составить схемы и таблицы по развитию сурдопедагогической мысли в России и за рубежом.

2

- проверка таблиц и схем.

3

Психический онтогенез детей с нарушениями слуха

Контрольная работа на тему: «Особенности познавательного и эмоционально-личностного развития детей с нарушениями слуха»

4

- проверка контрольных работ

4

Вторичные отклонения при нарушениях слуха.

Подготовить материалы к круглому столу на тему «Варианты комплексных нарушений у детей с нарушениями слуха»

2

Круглый стол.




Итого

12




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Объект, предмет, задачи сурдопедагогики.
План:

  1. Исторический аспект сурдопедагогики.

  2. Методы сурдопедагогики.

  3. Цель и задачи сурдопедагогики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. На основе данных сурдопедагогической практики докажите, что ребенок с нарушениями слуха является не только объектом, но и субъектом специального образования.

  2. Как соотносится предмет сурдопедагогики с предметами конкретных исследований частных вопросов обучения глухих и слабослышащих детей?

  3. Как связаны между собой цели и задачи сурдопедагогики? Какие требования следует учитывать при постановки целей и задач в учебно-воспитательной деятельности?

Задания для самостоятельного изучения.

1.Выписать в словарь основные понятия темы: аудиология, аудиометрия, аудиограмма, слуховой анализатор.

2. Составить схему методов исследования слуха.
Литература:

Основная:

  1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  2. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  4. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001


Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.

Тема 2. Классификация детей с нарушениями слуха.
План:

  1. Категории детей с нарушением слуха.

  2. Основные теоретические положения педагогической классификации Р.М. Боскис, Л.В. Неймана.

  3. Диагностика нарушений слуха.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте характеристику детей с точки зрения состояния их слуха, времени его снижения, уровня владения речью и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.

  2. Какие дети относятся к категории глухих, слабослышащих, позднооглохших?

  3. Какие классификации нарушений слуха используются в ДОУ и школьных учреждениях для детей с нарушением слуха.


Задания для самостоятельного изучения.

    1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;

    2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;

    3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.

Литература:

Основная:

    1. 1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

    2. 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

    3. 3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

    4. 4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.


Дополнительная:

1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

Тема 3. Основные причины нарушений развития.

План:

  1. Причины экзогенного и эндогенного характера.

  2. Пренатальные, натальные, постнатальные причины нарушений слуха.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

  2. Назовите группы риска детей с нарушением слуха?


Литература:

Основная:

  1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  2. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  4. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001


Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.
Тема 4. Психический онтогенез детей с нарушениями слуха.
План:

  1. Особенности развития когнитивных процессов у детей с нарушениями слуха.

  2. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

  3. Особенности ведущих видов деятельности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Чем обусловлено своеобразие в развитии внимания и его свойств у глухих детей?

  2. Чем обусловлено своеобразие в развитии образной памяти у детей с нарушенным слухом?

  3. Каковы основные направления развития словесной памяти у детей с нарушениями слуха?

  4. Каковы особенности самооценки у детей и подростков с нарушенным слухом?


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить материалы к круглому столу на тему «Варианты комплексных нарушений у детей с нарушениями слуха»
Литература:

Основная:

  1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  2. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  4. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001


Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.

Тема 5. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
План:

1. Современные принципы в области специального образования.

2. Современные концепции с сурдопедагогики.

3. Виды интеграции в сурдопедагогики.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте суть основных принципов современной государственной политики в отношении обучения лиц с нарушениями слуха.

  2. Раскройте основные положения , выдвинутых Л.С. Выготским, которые лежат в основе современного процесса обучения в специальных школах I и II вида.


Задания для самостоятельной работы:

Написание рефератов натемы: «Теория развивающего обучения Л.С. Занкова», «Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина», «Проблемное обучение». «Программированное обучение»

Литература:

Основная:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собр. соч.: В 6т.- М.,1983.Т.2.

  2. Гуманистическая направленность штейнировской педагогики /Отв. ред.Е.Г. Речицкая, Б.П. Пузанов.- М.,1999.

  3. Сурдопедагогика. /Под ред. Никитиной М.И..- М.,1989.

  4. Сурдопедагогика. / Под ред. Резчицкой Е.Г. – М.,2004.


Дополнительная:

  1. Зайцева Г.А. Зачем учить глухих детей жестовой речи// Дефектология.- 1995.- №2.

  2. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций./ Под ред. В.И. Слободчикова. –М.,1999.

  3. Показания к кохлеарной имплантации/ Сост. Г.А. Таварткиладзе.-М.,1995.

  4. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности младших глухих школьников.- Л.,1990.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Балашов, Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих / Д. Е. Балашов// Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 6. - С. 337-345.

  1. Балышева, Е. Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа / Е. Н. Балышева// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 42-45.

  2. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая// Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 6-13.

  3. Беляева, О. Л. Взаимодействие сурдопедагога с учителями -предметниками в процессе интегрированного обучения учащихся с нарушениями слуха / О. Л. Беляева, Ж. Г. Калинина// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 21-28.

  4. Богданова, Т. Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова// Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.

  5. Богданова, Т. Г. Типология интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 1. - С.5-13.

  6. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

  7. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  8. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  9. Галикова, М. А. Адаптация детей с нарушенным слухом к среде нормально слышащих сверстников / М. А. Галикова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 49-51.

  10. Демина, А. В. Методические рекомендации по совершенствованию устного общения слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности / А. В. Демина// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 52-54.

  11. Зеленина, Н. Ю. Особенности социально-психологической адаптации к обучению в школе детей с разными уровнями самоотношения (на примере группы слабослышащих детей) / Н. Ю. Зеленина// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 12-22.

  12. Зыков, С. А. Актуальные проблемы школы для глухих / С. А. Зыков// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 55-59.

  13. Зыкова, Т. С. Педагогические результаты обучения глухих школьников в условиях интегрированного подхода / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 3-12.

  14. Зыкова, Т. С. Влияние интегрированного подхода на результаты обучения и развития глухих школьников / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 3-12.

  15. Зыкова, Т. С. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 3-9.

  16. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 1 / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 18-29.

  17. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 2 / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 3-16.

  18. Извольская, А. А. Особенности самосознания детей и подростков с нарушениями слуха : аналитический обзор литературных источников / А. А. Извольская// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 3. - С. 77-82.

  19. Казанцева, Е. А. Реализация индивидуального подхода к учащимся на фронтальных занятиях в слуховом кабинете школы слабослышащих / Е. А. Казанцева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 62-66.

  20. Коробова, Н.Формирование эмоциональной сферы у слабослышащих дошкольников / Н. Коробова, О. Соловьева// Воспитание дошкольников. - 2011. - № 4. - С. 54-58.

  21. Кузьминова, С. А. Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников / С. А. Кузьминова// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 4. - С. 42-46.

  22. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Специальное (дефектологическое) образование"] / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2011. - 331, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 327-329

  23. Лисицкая, З. И. Роль современных учебно-методических комплексов в развитии речи глухих учащихся / З. И. Лисицкая// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 3. - С. 49-53.

  24. Лотухова, Л. Методы психолого-педагогической диагностики первичной социализации слабослышащих детей младшего дошкольного возраста / Л. Лотухова// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 45-53.

  25. Малахова, Т. А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т. А. Малахова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 51-57.

  26. Малахова, Т. А. Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей / Т. А. Малахова, С. Р. Абольянина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 2. - С. 22-27.

  27. Рогова, К. Возможности компьютерной технологии в обучении детей с нарушением слуха / К. Рогова// Беспризорник. - 2011. - № 4. - С. 27-33.

  28. Роснач, Д. Ю. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога в массовой школе с детьми, имеющими нарушения слуха / Д. Ю. Роснач// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 33-41.

  29. Роснач, Д. Ю. Определение речевой готовности детей с нарушением слуха, поступающих в массовую школу / Д. Ю. Роснач// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 45-50.

  30. Рязанова, Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.

  31. Святоха. Н. В. Материалы для проверки состояния речи детей с нарушениями слуха в начальной школе II вида / Н. В. Святоха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 4. - С. 52-60.

  32. Соловьева, Т. А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения / Т. А. Соловьева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 10-16.

  33. Соловьева, Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.

  34. Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 27-32.

  35. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  36. Третьякова, Н. Ю. Развитие нравственных чувств у глухих детей / Н. Ю. Третьякова// Специальное образование. - 2008. - № 10. - С. 36-38.

  37. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.

  38. Федоренко, И. В. Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха / И. В. Федоренко// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 70-75.

  39. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  40. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

  41. Шматко, Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко, С. А. Лузгин, Т. Б. Ясинская// Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.

Дополнительная:

  1. Боровлева Р.А. Родителям маленьких оглохших детей ( начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в2,5-3 года). // Дефектология . – 2003. -№3. – с.78-82

  2. Гончарова Е.Л. Подготовка детей с нарушением зрения и слуха к восприятию художественной литературы.//Дефектология .- 2000.- №2.- с.62-67.

  3. Егорова А.Н. Организация речевых конференций в школе- интернате для глухих детей .// Дефектология .- 2001. - №5.- с. 70-76.

  4. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников.// Дефектология .- 2001 . -№ 3. –с. 35-43.

  5. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе. // Дефектология -2002.- №3.-с.21-24.

  6. Красноперова Н.А.Зрительная работоспособность у детей с нарушением слуха.//Дефектология .- 2001. - №1 – с.1-16.

  7. Матвеева Н.И. Организация индивидуальных занятий по развитию речевого слуха в начальных классах школы слабослышащих детей . //дефектология . – 2000 .- №2.- с. 68 – 73.

  8. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. //Дефектология .- 2004 .-№ 4. – с. 40-46.

  9. Плахова Т.В.,Дмитриева Л.В.Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей//Дефектология.- 2004.-№2.-с. 40-42.

  10. Салахова А.Д. , Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевог развития у детей раннего и дошкольного возраста снарушенным слухом.// Дефектология .-2001.- №3 .- с.61-Смирнова О.И., Руленкова Л.И. Аудиология и слухопротезирование . –М.,2003.


Примерные перечень вопросов к зачету.

  1. Слух и его значение, функции.

  2. Предмет, задачи сурдопедагогики.

  3. Принципы сурдопедагогики.

  4. Методы сурдопедагогики.

  5. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими науками.

  6. Медицинский аспект исследования слуха.

  7. Педагогический аспект исследования слуха.

  8. Становление сурдопедагогики как науки.

  9. Категории детей с нарушениями слуха.

  10. Классификация детей с нарушениями слуха.

  11. Основные причины нарушения слуха.

  12. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

  13. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха.

  14. Вторичные отклонения при нарушении слуха.

  15. Система помощи детям с нарушениями слуха в условиях дошкольных учреждениях.

  16. Организация воспитательно-коррекционной работы в дошкольных и школьных учреждениях.

  17. Понятие интеграции.

  18. Методики развития остаточного слуха.

  19. Личностные и профессиональные качества сурдопедагога.

  20. Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха.

  21. Роль воспитания в развитии глухих (слабослышащих).

  22. Особенности процесса обучения глухих языку.

  23. Трудовое обучение слабослышащих.

  24. Развитие познавательных интересов глухих (слабослышащих) учащихся в учебном процессе.



Примерная тематика рефератов.

1. Влияние речи на различные стороны технического развития ребенка с нарушением слуха.

2. Методы изучения состояния течи глухих и слабослышащих дошкольников.

3. Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

4. Формы организации учебной и внеучебной деятельности в школах для глухих и слабослышащих детей.

5. Условия развития слухового восприятия в ДОУ для детей с нарушениями слуха.
Примерная тематика курсовых работ.


  1. Роль обучения в развитие детей с недостатками слуха.

  2. Роль речи во всестороннем развитии детей с нарушенным слухом.

  3. Роль организованной деятельности во всестороннем развитии детей.

  4. Особенности овладения глухими (слабослышащими) знаниями.

  5. Система трудового обучения глухих.

  6. Нравственное воспитание глухих в процессе обучения (на примере любого школьного предмета).



    1. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


1.Развитие мнестических процессов у детей с нарушениями слуха.

2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
Методические указания по изучению дисциплины.

Дисциплина «Основы сурдопедагогики» относится к циклу предметной подготовки и тесно связана с такими дисциплинами как специальная психология, специальная педагогика, а также с дисциплинами общей педагогической подготовки – педагогикой, общей и возрастной психологией. Важной является её связь с общепрофессиональными дисциплинами: анатомией и физиологией органов слуха, зрения и речи, невропатологией, психопатологией.
Словарь терминов (глоссарий).

Адаптация — приспособление организма к окружающим условиям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.).

Анамнез — совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий.

Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова.

Аудиология наука о слухе и его нарушениях,

Аудиометрия - исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов.

Аудиограмма — графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра.

Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процесс использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи

Бинауральный слух восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши.

Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.

Вибрационная чувствительность - чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям.

Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями.

Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.

Глухота - наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.

Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.

Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая,

Кинестезии речевые - ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании.

Кинестезические ощущения - ощущения движения, положения частей тела в пространстве.

Коммуникация - общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплексные (сочетанные) нарушения - сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребенка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Коррекция - исправление каких-либо нарушений в развитии.

Мимика - совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью.

Онтогенез - развитие индивида от рождения до конца жизни.

Отраженная речь - повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо.

Отоларингология - отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики болезней уха, горла, носа.

Подражание - непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.

Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое специальное обучение.

Ранооглохшие дети - дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается.

Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, обеспечиваемое применением комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сенсорная депривация - недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств.

Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

Слабослышащие дети (дети с тугоухостью) - дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка.

Слепоглухонемота - врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин «слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной).

Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы

Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.

Слухопротезирование - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом.

Слухо-зрительное восприятие - восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Сопряженная речь - одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.

Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Сурдологический кабинет — специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых проводится работа по диагностике, лечению, профилактике нарушений слуха; осуществляется диспансерный учет глухих и слабослышащих, организуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.

Устная речь - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Фонематический слух - слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка.

Фонетическая ритмика - прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.

Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconПротокол № от 20 г
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения icon1. Информационные системы
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическая цель подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconЛексикография как отражение современных тенденций в лингвистике бендус...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconСпециалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума...
Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconУчебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Латинский язык и основы...
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов основ терминологической подготовки будущих специалистов, научить...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconРегламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconШестопалова Елена Алексеевна
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconЦель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих...
Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconЭнциклопедии, словари, справочники Рубрикон
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconА. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань)
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconСоциально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Цель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения iconК вопросу о филологической достоверности информации, содержащейся в словарях
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск