Скачать 261.32 Kb.
|
Цель изучения курса – содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического сопровождения процессов воспитания, обучения и образования детей с первичными нарушениями слуха. Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение диагностической, коррекционной, просветительской функций учителя-логопеда при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, обусловленные первичной слуховой недостаточностью. Подготовка студентов к реализации означенных функций может быть обеспечена посредством решения следующих задач курса:
Требования к уровню освоения дисциплины. Курс «Основы сурдопедагогики» занимает важное место в процессе подготовки учителя-логопеда. Освоение его создания обеспечивается благодаря преемственным связям с дисциплинами общегуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (050715.65) – «Логопедия». К началу освоения курса «Основы сурдопедагогики» студент должен знать нормативные и правовые акты в области общего и специального образования, государственную и международную политику в отношении детства и образования, основы фундаментальных наук о человеке, общие и специфические закономерности его развития, структуру отклоняющегося развития при дефицитарном психическом дизонтогенезе; уметь осуществлять проектирование, анализ и реализацию коррекционно-педагогической деятельности учителя-логоеда. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представления:
Знать:
Уметь:
Изучение курса предполагает усвоение студентами определенного круга общепедагогических знаний и умений, ряда типичных профессионально-личностных качеств педагога. Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тема 1. Объект, предмет, задачи сурдопедагогики. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельного изучения. 1.Выписать в словарь основные понятия темы: аудиология, аудиометрия, аудиограмма, слуховой анализатор. 2. Составить схему методов исследования слуха. Литература: Основная:
Дополнительная: 1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001. 2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004. Тема 2. Классификация детей с нарушениями слуха. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельного изучения.
Литература: Основная:
Дополнительная: 1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с 2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22. 3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25. Тема 3. Основные причины нарушений развития. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература: Основная:
Дополнительная: 1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001. 2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004. Тема 4. Психический онтогенез детей с нарушениями слуха. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Подготовить материалы к круглому столу на тему «Варианты комплексных нарушений у детей с нарушениями слуха» Литература: Основная:
Дополнительная: 1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001. 2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004. Тема 5. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. План: 1. Современные принципы в области специального образования. 2. Современные концепции с сурдопедагогики. 3. Виды интеграции в сурдопедагогики. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Написание рефератов натемы: «Теория развивающего обучения Л.С. Занкова», «Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина», «Проблемное обучение». «Программированное обучение» Литература: Основная:
Дополнительная:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная: 1.Балашов, Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих / Д. Е. Балашов// Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 6. - С. 337-345.
Дополнительная:
Примерные перечень вопросов к зачету.
Примерная тематика рефератов. 1. Влияние речи на различные стороны технического развития ребенка с нарушением слуха. 2. Методы изучения состояния течи глухих и слабослышащих дошкольников. 3. Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. 4. Формы организации учебной и внеучебной деятельности в школах для глухих и слабослышащих детей. 5. Условия развития слухового восприятия в ДОУ для детей с нарушениями слуха. Примерная тематика курсовых работ.
1.Развитие мнестических процессов у детей с нарушениями слуха. 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Методические указания по изучению дисциплины. Дисциплина «Основы сурдопедагогики» относится к циклу предметной подготовки и тесно связана с такими дисциплинами как специальная психология, специальная педагогика, а также с дисциплинами общей педагогической подготовки – педагогикой, общей и возрастной психологией. Важной является её связь с общепрофессиональными дисциплинами: анатомией и физиологией органов слуха, зрения и речи, невропатологией, психопатологией. Словарь терминов (глоссарий). Адаптация — приспособление организма к окружающим условиям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.). Анамнез — совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий. Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова. Аудиология наука о слухе и его нарушениях, Аудиометрия - исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов. Аудиограмма — графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра. Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процесс использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи Бинауральный слух восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши. Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами. Вибрационная чувствительность - чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям. Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями. Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия. Глухота - наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным. Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки. Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая, Кинестезии речевые - ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании. Кинестезические ощущения - ощущения движения, положения частей тела в пространстве. Коммуникация - общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Комплексные (сочетанные) нарушения - сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребенка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Коррекция - исправление каких-либо нарушений в развитии. Мимика - совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением. Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью. Онтогенез - развитие индивида от рождения до конца жизни. Отраженная речь - повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо. Отоларингология - отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики болезней уха, горла, носа. Подражание - непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений. Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое специальное обучение. Ранооглохшие дети - дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается. Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, обеспечиваемое применением комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сенсорная депривация - недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств. Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Слабослышащие дети (дети с тугоухостью) - дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка. Слепоглухонемота - врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин «слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной). Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха. Слухопротезирование - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом. Слухо-зрительное восприятие - восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов. Сопряженная речь - одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами. Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения. Сурдологический кабинет — специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых проводится работа по диагностике, лечению, профилактике нарушений слуха; осуществляется диспансерный учет глухих и слабослышащих, организуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха. Устная речь - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической. Фонематический слух - слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка. Фонетическая ритмика - прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала. Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи. |
Протокол № от 20 г Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | 1. Информационные системы Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | ||
Методические рекомендации по выполнению практических занятий Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическая цель подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной... | ||
Лексикография как отражение современных тенденций в лингвистике бендус... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума... Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Учебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Латинский язык и основы... Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов основ терминологической подготовки будущих специалистов, научить... | Регламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | ||
Шестопалова Елена Алексеевна Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих... Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить... | ||
Энциклопедии, словари, справочники Рубрикон Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | А. Ш. Юсупова (Казанский федеральный университет, Казань) Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | ||
Социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | К вопросу о филологической достоверности информации, содержащейся в словарях Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... |