Скачать 0.6 Mb.
|
Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности. Настоящая программа ориентирована на решение следующих задач:
В результате изучения учебной дисциплины «Методы психологического исследования» студенты должны знать:
Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Методы психологического исследования». Для этого они должны уметь:
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Практическое занятие № 1, 2. Тема: Методология психологического исследования. План: 1.Понятие методологии. Методология психологического исследования. 2.Понятия: метод науки; методика исследования, методический прием. 3. Взаимосвязь предмета науки и ее метода. 4. Методологические принципы психологического исследования. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература основная: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – М.,1997. Гл.1, с.9-13, с. 248-250. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии.- 1997.-№3.- С. 112-133 Введение и психологию/ Под общ. Ред. Петровского А.В. – М.,1995., гл.11.1, с.88-92. Литература дополнительная: 1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.-Л.,1989 2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994, Раздел 5.- §1. –с. 101-103 . Практическое занятие № 3. Тема: Методы психологического исследования. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
2. В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии? 3. Любое ли педагогическое исследование является комплексным? 4. Определите преимущественный характер следующих исследований:
Задания для самостоятельной работы:
Литература основная:
Литература дополнительная:
Практическое занятие № 4. Тема: Метод наблюдения, его исследовательские возможности. План:
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем состоит проблема надежности наблюдения, и какие существуют меры повышения его точности? При каком виде записей наблюдаемых фактов достигается большая объективность и информированность описываемых явлений (по материалам задачи источника № 4). Задания для самостоятельной работы: Выписать в основные понятия темы: Наблюдения. Виды наблюдения (определение каждого вида). Сделать выписки: Источник №1, №2. Составить таблицу: «Виды наблюдения». Решить задачу: Источник № 4. Литература основная: Введение в психологию / Под общ. Ред. Петровского А.В.-М.,1995. Гл. 3, §3.-с.93-96. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,1997.-с. 27-31, 45-49. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.- М.,1997.-c.51-80. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. Пособие для студ. Пед.ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.-с.44-45 Литература дополнительная: Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.,1994.- с.25-32 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. –М.,1995.- с.93-97. Практическое занятие № 5. Тема: Метод эксперимента, его исследовательские возможности. План:
Вопросы для коллективного обсуждения: Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь наблюдения и эксперимента? В чем заключается активность экспериментатора и переменные в психологическом эксперименте? Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать основные понятия темы: Эксперимент. Предмет, объект исследования. Гипотеза. Экспериментатор. Экспериментальный фактор. Экспериментальная ситуация. Виды эксперимента (определение каждого вида). Зависимая и независимая переменные. 2. Сделать выписки: Источники № 1 , 2, 3. Литература основная: Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.,1994.-Раздел 5, §2.- С.112-114 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,1997.-С.ЗЗ-37, С.55-99. Немов Р.С. Психология. Кн.3.-М.,1997.-С.17-30, С.58-73. Литература дополнительная: Введение в психологию /Под ред. Петровского А.В.-М.,1995.-С.96-100. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.,1995.- С.97-101 . Практическое занятие № 6. Тема: Общая характеристика метода опроса. План: 1. Общее, понятие об опросном методе, его значение и область применения. 2. Структура опросного метода, его основные признаки. 3. Процедура опроса, его этапы. 4. Требования к интервьюеру, ведущему опрос. 5. Требования к поведению опрашиваемого (респондента). 6. Требования к вопросам в опросных методах. 7. Виды опросных методов, их характеристика: а) анкета, ее отличительные особенности, виды. Б) интервью как метод опроса, его психологическая характеристика. В) беседа, ее виды, их характеристика. Г) групповой опрос как вид опросного метода. Д) социометрия как специфический вид опросного метода. Его специфика и техника проведения в детской аудитории. Вопросы для коллективного обсуждения: Проанализируйте вопросы и объясните основания их включения в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии –интроверсии и нейротизма: Бываешь ли ты иногда сердитым? Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? Тебе можно доверять любую тайну? Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? Ты когда-нибудь говорил неправду? Предложите 5 своих вопросов для «Шкалы лжи». Задания для самостоятельной работы:
Литература основная: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – М.,1999 (для понятийного словаря). Введение в психологию / Под общ. Ред. Петровского А.В.- М., 1995.-с. 111-115 Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. –М.,1990.-с.84-87 Литература дополнительная:
Практическое занятие №7. |
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Поддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Комитет образования администрация Заводоуковского городского округа... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Решение для задач нового вида. Задачи: Учить решать и различать задачи... Цель: Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида | Типы и формы интегрированных уроков Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую... | ||
В детском саду физическому воспитанию детей уделяется большое внимание.... Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные оптимальные для всех детей данного... | Министерство общего и профессионального образования Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные... | ||
Цель данного курса состоит в том, чтобы способствовать подготовке... Глубоко и всесторонне раскрывается роль культуры в функционировании общества, сущность и функции социальных норм и ценностей. Большое... | Европейская неделя местной демократии в Волоконовском районе Волоконовском районе, прошла Европейская неделя местной демократии. Основная цель недели состояла в том, чтобы рассказать жителям... | ||
Конспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.» Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять... | «Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения промышленных предприятий» Его основная цель состоит в том, чтобы всесторонне подготовить будущего специалиста к решению профессиональных задач по монтажно-наладочной... | ||
Программа учебной дисциплины Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с существующими моделями и теориями порождения речи, с основными методами психолингвистического... | Анализ выполнения плана работы педагогического коллектива школы за 2012-2013 учебный год Цель: оценка результатов деятельности педколлектива, разработка целей, задач для нового учебного годового плана работы, определение... |