Скачать 0.61 Mb.
|
Введение Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” - приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской работы у будущих специалистов в области менеджмента. Необходимость изучения курса определяется современными требованиями, предъявляемыми к специалисту в области менеджмента, которые включают в себя навыки и умения организации и проведения практической исследовательской работы на предприятии. Настоящее пособие разработано в соответствии с программой дисциплины «Исследование систем управления» и включает в себя перечень, содержание и методические рекомендации по выполнению практических занятий. Целью выполнения практических занятий является закрепление знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса по дисциплине «Исследование систем управления», и выработка практических навыков использования методов и принципов исследования при решении управленческих проблем предприятий. Практические занятия основаны на использовании как традиционных (семинары, решение задач), так и активных методов обучения (деловые игры, групповые дискуссии, работа с кейсами и т.д.). Применение метода обучения в группе способствует эффективной проработке конкретной ситуации, учит студентов командной работе, предполагает развитие навыков аргументации своей точки зрения и учета мнения других. Задания на выполнение практических работ содержат: перечень тем теоретического курса и ключевых терминов, знание которых необходимо для выполнения практического занятия, описание задания, процедуру выполнения, рекомендации по выполнению задания, форму представления результатов, список рекомендованной к изучению литературы. В соответствии с программой курса «Исследование систем управления» для студентов дневной формы обучения предусмотрено проведение практических занятий в объеме 20 академических часов. Ниже приведен перечень практических занятий. Практическое занятие 1. Деловая игра «Организация и проведение исследования на предприятии» - 2 ак.ч. Практическое занятие 2. Работа с кейсом «Упрямые клиенты» - 2 ак.ч. Практическое занятие 3. Рынок консалтинговых услуг в России - 2 ак.ч. Практическое занятие 4. Составление конспекта статьи управленческой тематики – 2 ак.ч. Практическое занятие 5. Логический аппарат исследования – 2 ак.ч. Практическое занятие 6. Моделирование управленческих ситуаций – 2 ак.ч. Практическое занятие 7. Разработка анкеты и проведение анкетирования – 2 ак.ч. Практическое занятие 8. Проведение экспертного опроса и анализ его результатов – 2 ак.ч. Практическое занятие 9. Статистический анализ систем управления – 2 ак.ч. Практическое занятие 10. Диагностика исследовательского типа личности – 2 ак.ч. Практическое занятие 1 Деловая игра «Организация и проведение исследования на предприятии» Цель практического занятия: закрепление теоретических знаний в области планирования и организации прикладного исследования, приобретение навыков командной работы. Темы для повторения:
Ключевые термины: Исследование. Прикладное исследование. Программа и план исследования. Технологии исследования. Объект и предмет исследования. Цель, задачи, гипотезы исследования. Исходная ситуация. Руководство компании поручило вам принять участие в работе команды, задачей которой является проведение прикладного исследования на предприятии. Команда имеет необходимые полномочия для разработки плана работ над данным проектом и его осуществления после утверждения плана высшим руководством. Вам предлагается список из 20 видов деятельности, которые расположены в произвольном порядке (табл. 1). Задание. Вашей команде необходимо разработать план работы над исследовательским проектом (расположить виды деятельности в соответствии с той последовательностью, которой вы будете придерживаться в работе над проектом). Задание выполняется поэтапно. Этап 1. Изучите список видов деятельности (табл.1) и расположите их в той последовательности, которой, по вашему мнению, необходимо придерживаться в работе над проектом. Заполните колонку 2. Примечание: в ходе этапа 1 не допускается групповое обсуждение. Этап 2. В ходе группового обсуждения в команде придите к согласию относительно порядка предпринимаемых действий. Заполните колонку 3. Примечание: значения в колонке 3 (ранжирование команды) должны быть одинаковыми в бланках всех членов команды. Этап 3. Ознакомьтесь с результатом эталонного ранжирования (предоставляется преподавателем). Заполните колонку 4. Этапы 4-5. Данные, полученные в результате индивидуального и командного выполнения работы, необходимо сравнить с оценкой экспертов и заполнить колонки 5 и 6 (определяется разность значений по модулю). Определите по итоговым значениям колонок 5 и 6 наиболее компетентного члена команды и наиболее компетентную команду (если в практическом занятии принимали участие несколько команд). Примечание: чем ниже итоговое значение, тем выше компетентность участника деловой игры или команды. Этап 6. Сделайте вывод, сработал ли в вашей команде принцип синергии, согласно которому команда в целом работает лучше, чем каждый из ее участников по отдельности. Список рекомендуемой литературы: 1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008. 2. Глущенко В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. Таблица 1 Бланк фиксации результатов деловой игры
Практическое занятие 2 Работа с кейсом «Упрямые клиенты»1 Цель практического занятия: приобретение навыков анализа тенденций рынка консалтинговых услуг, развитие системного мышления при решении управленческих проблем. Темы для повторения:
Ключевые термины: Управленческое консультирование (консалтинг). Внешнее и внутреннее консультирование. Экспертное, процессное и обучающее консультирование. Рынок консалтинговых услуг. Исходная ситуация. Краткое описание ситуации. Автор кейса Виталий Авсеев пытается понять, как можно ускорить развитие направления управленческого консалтинга, которое он возглавляет в своей компании. Дело в том, что объектом консалтинга выбраны малые и средние фирмы, многие из которых, по его мнению, остро нуждаются в советах со стороны. Но потенциальные клиенты этого почему-то не осознают и от услуг консультантов пока упорно отказываются. Подробное описание ситуации. Виталий Авсеев с осени прошлого года возглавляет направление управленческого консалтинга в компании "1C: ВДГБ-консалт", основной деятельностью которой до сих пор были продажа и инсталляция программных продуктов фирмы "1С". Есть у компании и собственные разработки на основе "1С". Консалтинговое направление представлено IT-консалтингом при продаже программ. Автора проблемы пригласили в "ВДГБ-консалт" после того, как он, будучи независимым консультантом, помог этой компании с разработкой стратегии продвижения на рынок. В принципе необходимость развивать направление управленческого консалтинга осознавалась в ВДГБ давно. Ведь он – естественная дополнительная услуга к IT-консалтингу. Задача была поставлена так: развивать это направление, координируя свою позицию с позицией "1С-консалтинг". Что, впрочем, не исключает самостоятельного развития данной услуги без привязки к другим продуктам компании. До сих пор все направление состоит из одного Виталия Авсеева – еще два сотрудника присоединятся, как только появится первый клиент. Условия для запуска нового бизнес-направления Виталий Авсеев считает благоприятными. У сотрудников отдела франчайзинга компании "1С: ВДГБ-консалт" налажены постоянные контакты с клиентами, которые ранее приобретали продукты "1С" (всего их около 4 тыс.). По мнению автора проблемы, отдел франчайзинга вполне может выступать в роли коллективного агента предлагаемой им услуги. Уже подготовлены тренинги для отдела франчайзинга, отдела продаж и для так называемых отраслевых специалистов, где сотрудники будут обучаться презентации новой услуги и азам управленческого консультирования, чтобы уметь отвечать на вопросы потенциальных клиентов. В перспективе планируется создать новый отдел по работе с клиентами, который займется поиском потенциальных заказчиков. Как площадку по их привлечению Виталий Авсеев уже использует так называемые "1C"-семинары, на которых он выступает в качестве специального партнера компании "1С", и пресс-конференции для страховых изданий, проводимые его компанией раз в месяц. Набор услуг, предлагаемый подразделением, вполне стандартен и на новое слово в консалтинге не претендует: предварительное изучение фирмы-клиента, анализ ситуации, разработка альтернативной оргструктуры и оптимизация бизнес-процессов. Необходимая услуга может быть предоставлена в двух формах: как участие специалиста в выработке управленческих решений (процессный консалтинг) или как ответ на сформулированную заказчиком проблему (экспертный консалтинг). Предлагает отдел и услуги маркетингового консалтинга, а также разработку стратегии для небольших фирм. Финансовые условия "ВДГБ-консалта" таковы. Час работы консультанта стоит $60, то есть его рабочий день обойдется примерно в $500. Если общее количество часов превышает 20, компания делает скидку $200-300. Виталий Авсеев не считает это чрезмерной суммой и приводит в пример соответствующие предложения известных компаний – они больше в разы. Что касается маркетингового направления, то тут он согласен со схемой оплаты в зависимости от достигнутого результата. За разработку стратегии господин Авсеев намерен брать $1,5 тыс. Главной проблемой, мешающей заключению контрактов между небольшими компаниями и консультантами, автор считает отсутствие реальных точек соприкосновения и площадок общения потенциальных клиентов со специалистами по управлению. Практически нет и специализированных изданий по данной тематике и общепризнанных ассоциаций консультантов, а существующие профобъединения не ведут сколько-нибудь заметной работы. У немногочисленных известных на рынке консалтинга компаний предложения для малого и среднего бизнеса почти отсутствуют – они работают в основном с крупными фирмами. Однако, несмотря на декларируемую очевидность проблем, потенциальных клиентов не удается сделать клиентами реальными. Два месяца, прошедшие с начала активной деятельности подразделения, потрачены вхолостую. По словам Виталия Авсеева, он провел уже 15 встреч с руководителями небольших компаний разных отраслей. С тремя из них он, по его утверждению, находится на стадии заключения договоров. Большинство остальных управленцев, с которыми общался автор проблемы, получили дополнительное бизнес-образование в различных экономических вузах и осознают необходимость постановки регулярного менеджмента, разработки стратегии и маркетинговой политики. Сложность, однако, в том, что они не очень доверяют возможностям консалтинга. Виталий Авсеев относит их к категории сомневающихся и надеется, что они примут нужное решение. Хотя наличие управленческих проблем признается, потенциальные клиенты отказываются от привлечения консультантов. Они считают, что справятся сами и ситуация пока не дозрела до приглашения специалиста. Виталий Авсеев не понимает, почему, несмотря на полный бардак в распределении полномочий, о котором ему рассказывают знакомые с ситуацией IT-консультанты, руководители фирм не желают звать внешних консультантов. |
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;... | Методические указания по проведению практических занятий на тему:... М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с | ||
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;... | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
Методические указания по подготовке и проведению практических занятий... Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р.... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические указания по выполнению практических заданий при проведении практических занятий | Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,... История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового... | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Методические рекомендации по выполнению заданий при проведении практических... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных... Методические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию | Методические рекомендации преподавателя по проведению практических... Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой,... | ||
Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов... | Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной... Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | ||
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы Целью контрольной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов,... | Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических)... Методические указания по выполнению самостоятельных (контрольных, рефератов) работ |