Скачать 35.23 Kb.
|
Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха. Соловьева Диляра Наилевна Учитель русского языка, Казанская школа- интернат I-II вида им. Е.Г.Ласточкиной Проблема становления межличностных отношений у детей и подростков с нарушениями слуха приобретает особое значение. Специфика развития личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, усилится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется. Нормально слышащие дети имеют большие возможности накопления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы оценки партнеров по общению. У детей с нарушениями слуха – глухих и слабослышащих – опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых – родителей и педагогов. При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку. Важной стороной межличностных отношений является их способность адекватно воспринимать, познавать и оценивать другого человека. Познание личности другого человека, осознание значимости собственной личности, понимание межличностных отношений и их оценка – это достаточно сложные процессы, требующие и высокого уровня интеллектуального развития, поэтому такое познание достигается значительно позднее, чем познание внешнего, видимого. Обучение в школе-интернате ограничивает сферу общения таких учащихся и усиливает влияние педагога на неслышащего школьника. Нужно обучать не только средствам общения, но и его формам, пониманию сущности и истинного содержания межличностных отношений. Только в общении и через общение можно развить все богатство качеств личности. Используя такие виды работ как постановка миниатюр о правильном поведении в общественных местах, дома, в школе, гостях, педагог приближает искусственно созданную ситуацию к реальной. При этом вводятся новые речевые обороты, которые закрепляются в игре – диалоге. Игра позволяет моделировать обстановку, максимально приближенную к реальности, в которой дети вынуждены проявлять свои способности общаться словесной речью. Преимущества очевидны: - включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; - построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета; - занимательность, необычное изложение учебного материала; - использование познавательных игр, дискуссий и споров; - анализ жизненных ситуаций; Формирование более глубоко понимания таких сложных человеческих отношений, как дружба и товарищество, требует не только усвоения соответствующего словарного запаса, но и широкого круга общения, активного участия в нем, постоянного осмысления и анализа различных ситуаций, оценки общающихся и их поведения. Роль педагога показать, что для решения любых задач и проблем, особенно тех, которые связаны с конфликтами, следует рассматривать различные варианты. При рассматривании любой жизненной ситуации, учащимся нужно предложить записать несколько вариантов решений этой ситуации. Варианты решений необходимо обсудить, объяснить. Опыт педагога в этом случае играет наиважнейшую роль. Таким образом:
Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи Обычно педагог в своей работе опирается на высокостатусных учеников, но основное внимание уделяет низкостатусным в связи с плохой успеваемостью, низким уровнем развития речи, дисциплиной. Поэтому важно выработать устойчиво положительный стиль отношения ко всем детям Таким образом, при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо знать характерные для них особенности межличностных отношений и межличностного восприятия. |
Программа курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха» «Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение... СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)» | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | ||
Справочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц... Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с.... | Сурдопсихология как раздел специальной психологии Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений... | Международный семинар «Логопедическая помощь детям и подросткам с... | ||
Публичный доклад «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида» – единственная в Томской области, где обучаются и... | Острая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция) Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время | ||
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные... Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий,... | Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гигиена детей и подростков: предмет цель, задачи, этапы ее развития. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков | Индивидуальное познавательно-поведенческое лечение гнева у людей... Активно проводится комплексное – клиническое, нейрофизиологическое, психологическое и педагогическое изучение детей с различными... | ||
Программа фестиваля Целью фестиваля является воспитание у детей и подростков береж-ного отношения к своему языку, к истории своей Родины | Л. П. Носкова ■■педагогики л. А. Головчиц ■■ Методика развития речи... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... |