Скачать 111.6 Kb.
|
Информация для студентов Педиатрический факультет, 4 курс -расписание лекций в текущем семестре: 1 неделя Вторник 13.00-14.35 для студентов 4 курса педиатрического факультета на 2012-2013 учебный год.
Расписание занятий по гигиене с основами экологии человека, гигиена детей и подростков, ВГ в текущем семестре: 40 группа – 08.02.13-15.02.13 41 группа – 05.04.13-12.04.13 42 группа – 13.04.13-22.04.13 43 группа –11.05.13-18.05.13 44 группа – 29.04.13-08.05.13 45 группа – 13.03.13-20.03.13 46 группа – 16.02.13-25.02.13 47 группа – 25.0.3.13-01.04.13 Т Е М А 20 "ПРОФИЛАКТИКА УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ НЕДО- СТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ." Вопросы, подлежащие изучению 1. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. 2. Влияние ультрафиолетовой недостаточности у детей и взрослых. 3. Искусственные источники солнечной радиации. 4. Организация и дозирование профилактического ультрафиоле тового облучения людей. 5. Закаливание, принципы закаливания. Содержание практической работы. 1. Определение биодозы у здоровых детей. 2. Расчет облучательной установки для профилактического ультрафиолетового облучения. 3. Оценка бактерицидного действия ламп БУВ. 4. Расчет установки для дезинфекции воздуха. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлов Т.А. Общая гигие- на - М.Медицина 1985 с. 155-156 2. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене М.Медицина, 1983, 199-210 с. Дополнительная литература 1. Указания по профилактике светового голодания у людей. МЗ СССР N 547. 2. Жилов Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещени- ях для детей и подростков, М.Медицина, 1978, 160 с. Т Е М А 21 "ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ШКОЛ" Вопросы, подлежащие изучению 1. Санитарно-гигиенические требования к земельному участку и зданию школы (размеры участка, планировка, озеленение). 2. Внутренняя планировка школьного здания (расположение классов, кабинетов, мастерских, лабораторий, спортивного зала). 3. Группы школьных помещений: основные, вспомогательные, жилые, служебные, их взаимное и поэтажное расположение. 4. Требования к классному помещению: ориентация, площадь и кубатура, естественная освещенность, вентиляция, площадь на одного ученика. 5. Санитарно-гигиенические требования к мастерским: распо- ложение, площадь на одного работающего, освещенность. 6. Требования к спортивному залу. 7. Требования к устройству и оборудованию столовой, буфета. Содержание практической работы 1. Ознакомление с пояснительной запиской к проекту. 2. Изучение схемы генерального плана школы. 3. Изучение внутренней планировки школьных зданий (классы, мастерские, спортзал, столовая, реакреационные помеще- ния) в соответствии с методической разработкой кафедры. Результаты экспертизы оформляют в виде акта с заключением и рекомендациями по улучшению проекта. Т Е М А 22 "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВА- НИЕ ШКОЛ" Занятие по самостоятельной работе студентов проводится на базе школы. Содержание самостоятельной работы 1. Провести санитарное обследование школы согласно програм- мы по проектированию школ и написать заключение. Т Е М А 23"ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ" Вопросы, подлежащие изучению 1. Гигиенические требования к организации урока, учебно- го дня, Учебной недели школьников различных возрастных групп. Факторы, способствующие развитию утомления. 2. Роль активного отдыха в профилактике утомления. Профи- лактика переутомления. 3. Медико-гигиенические особенности обучения 6-летних детей. 4. Формы физического воспитания. Требования к построению урока физкультуры. 5. Гигиеническая оценка физического воспитания в школе и подростковых учреждениях: а) медицинский контроль и распределение детей по группам физического воспитания б) гигиеническая оценка урока (хронометраж, плотность урока, физиологическая кривая физической нагрузки) в) оценка функциональных возможностей организма (ортос- татическая проба, пробы Штанге, Генчи, Летунова и др.) г) санитарно-гигиенические требования к спортивному залу и местам для внешкольных занятий. Самостоятельная работа студентов 1. Научиться оценивать организацию учебных занятий и режим дня учащихся. 2. Усвоить принципы организации врачебного контроля за фи- зическим воспитанием в школе. 3. Разработать профилактические мероприятия по оптимизации учебного процесса. Т Е М А 24 "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРИБЫВАНИЯ И УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПТУ. ГИГИЕНА ТРУДОВОГО ПОЛИ- ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ" Вопросы, подлежащие изучению 1. Физиолого-гигиенические основы политехнического и про- изводственного обучения в школе. 2. Особенности политехнического обучения подростков в ПТУ. 3. Санитарно-гигиенические требования к земельному участку ПТУ. 4. Санитарно-гигиенические условия обучения в учебных поме- щениях училища (площадь, кубатура, микроклимат, освещен- ность). 5. Санитарно-гигиенические условия обучения в учебно-произ- водственных мастерских (площадь, кубатура, высота рабо- чих мест, режим труда, техника безопасности и т.д.) 6. Организация питания учащихся ПТУ. 7. Влияние профессионально-вредных факторов производственного процесса и производственной среды на развитие и обострение заболеваний подростков. Содержание практической работы 1. Изучить материалы о санитарно-гигиенических требованиях к обучению учащихся в ПТУ. 2. Решение проблемных задач. Т Е М А 27 "ВРАЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ" Вопросы, подлежащие изучению 1. Вопросы охраны труда подростков Основные законодательные документы. 2. Медико-гигиенические аспекты профессиональной ориента- ции подростков. Роль врача в его организации и проведе- нии. 3. Классификация профессий с медицинских позиций и их ха- рактеристика. 4. Первичная и вторичная врачебно-профессиональная кон- сультация, ее принципы и методы проведения. Самостоятельная работа 1. Знакомство с основными методами оценки функционального _состояния организма подростков: а) хронорефлексометрия б) динамометрия в) тремометрия г) корректурная проба (таблицы А.Г.Иванова-Смоленского) д) определение пульса АД, остроты зрения е) проведение велоэргометрии с расчетом физической рабо- тоспособности. ТЕМА 29 "ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ". Самостоятельная работа на базе школы Содержание самостоятельной работы: 1. Научиться оценивать организацию учебных занятий и режим дня учащихся. 2. Усвоить принципы организации врачебного контроля за физи- ческим воспитанием в школе. 3. Разработать профилактические мероприятия по оптимизации учебного процесса. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. М.Медицина 1988. 2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков под ред. В.Н.Кардашенко. М.Медицина 1983. ТЕМА 30 "ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ" .Вопросы, подлежащие изучению 1. Нервно-психическое развитие ребенка. Понятие. Основные критерии психического здоровья ребенка различных возрастных групп. 2. Методы оценки нервно-психического развития детей. 3. Понятие "школьной зрелости". Медицинские и психо-физиологи- ческие критерии школьной зрелости. 4. Особенности функционального состояния организма детей в период адаптации к школе. Методы оценки "школьной зрелости". 5. Медико-санитарное обслуживание детей: а) методы закаливания б) противоэпидемические мероприятия в) использование ультрафиолетового облучения в профилак- тических целях. 6. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Влияние ультрафиолетовой недостаточности на детей и взрослых. 7 . Искусственные источники солнечной радиации. 8. Организация и дозирование профилактического ультрафиоле- тового облучения детей. Содержание практической работы 1. Проведение ориентировочного теста школьной зрелости Кер- на-Иерасека. Оценка выполненных тестов. 2. Определение биодозы у здоровых детей. Расчет облучатель- ной установки для профилактического ультрафиолетового облучения. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Гигиена детей и подростков /под ред. В.Н.Кардашенко, М.Медицина 1980. 2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /под ред.В.Н.Кардашенко,М.Медицина, 1983. 3. Покровский В.А. Гигиена, 1979. 4. Габович Р.Д. Методы гигиеническиих исследований, 1971. 5. Минх А.А. Гигиена труда, 1974. 6. Гигиена детей и подростков под ред. Г.Н.Сердюковской, А.Г.Сухарева, М.1986 С.273-281 7. Методические указания. 8. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. М.Медицина 1988. 9. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П. Общая гигиена, М.Ме- дицина, 1985. с. 155-156. 10. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М., Медицина , 1983, с.199-210. Дополнительная литература 1. Указания по профилактике светового голодания у людей. МЗ СССР N 547. 2. Жилов Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещени- ях для детей и подростков, М.Медицина, 1978, 160 с. |