Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений и навыков в области обучения устной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
Предметом данного курса является содержание, пути, методы, средства и условия специального обучения устной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
Задачи изучения курса:
раскрыть теоретические и методические основы обучения устной речи дошкольников с нарушениями слуха;
познакомить с историческим аспектом проблемы обучения устной речи детей с нарушениями слуха, актуальными вопросами, новейшими исследованиями и ближайшими перспективами развития данной области знания;
сформировать представления о содержании, методик, приемах, формах работы над устной речью;
в условиях слухо-зрительного восприятия речи детьми разных возрастных групп;
освоить содержание и технологию коррекционной работы по обучению устной речи дошкольников с нарушениями слуха, планирование раздела и учет результатов работы;
способствовать формированию аналитических, проектировочных, рефлексивных умений в области организации коррекционно-педагогического процесса.
Студенты должны знать:
психофизиологические механизмы воспитания, воспроизведения и формирования устной речи при нормальном слухе;
последствия нарушений слуха и их влияние на развитие устной речи дошкольников;
задачи, содержание и методы формирования произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих детей в условиях специально создаваемой слухоречевой среды при интенсивном развитии слухового восприятия с использованием электроакустических технологий;
организацию работы над произношением в специальных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей;
методику работы над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, ритмико-мелодической структурой речи, словами и фразами;
- технические средства обучения произношению.
Студенты должны уметь:
- обследовать уровень развития произносительных навыков глухого ребёнка и составить его профиль произношения;
- проектировать и моделировать работу по формированию и развитию устной речи как средства общения и выражения мысли у детей дошкольного возраста в ходе всего коррекционно-педагогического процесса;
- планировать работу по формированию, коррекции, автоматизации произносительных навыков у детей с нарушениями слуха в условиях интенсивного развития их слухового восприятия;
- осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния слуховой функции, речевого развития, сформированных навыков восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей;
- методически обоснованно включать в педагогический процесс технические средства обучения и компьютерные технологии. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
|
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1 вар
| 2 вар
| 3 вар
| 1.
| Практическое ознакомление с организацией сурдологической работы в детском саду.
| - Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-сурдопедагога»;
- Представить режим дня группы для детей с нарушением слуха и примерную сетку занятий на неделю.
| 6
| 4
| 4
| - составление конспекта.
| 2.
| Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях для детей с нарушением слуха.
| - Сделать анализ одного любого увиденного занятия по обучению произношению
| 8
| 8
| 8
| -составление конспекта;
- анализ увиденного занятия.
| 3.
| Знакомство с документацией сурдопедагога и оборудованием сурдологического кабинета.
| -Составить схему видов документов, определяющих деятельность сурдопедагога в ДОУ, дать краткую письменную характеристику каждому виду;
-Разработать дизайн вашего будущего кабинета.
| 10
| 6
| 6
| - защита созданных проектов на ПР,
- выполнение тестов
| 4.
| Специфика деятельности воспитателя группы для детей с нарушением слуха. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.
| -Составить объединенную таблицу «Специфика деятельности воспитателя группы для детей с нарушением слуха» (2 колонки: 1-вид занятия, например, физкультурное; 2- особенности проведения);
- Сделать анализ одного любого увиденного воспитательного занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)
| 8
| 6
| 6
| - составление таблицы;
- «круглый стол».
| 5.
| Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя; сурдопедагога и родителей.
| -Подобрать примеры общего и различного в работе сурдопедагога и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;
- проанализировать тетрадь взаимосвязи сурдопедагога и родителя.
| 8
| 6
| 6
| - составление консультация для родителей; - защита созданных проектов.
|
| Итого
| 40
| 30
| 30
|
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Занятие 1.
Тема: Звуковая природа устной речи План:
Основные характеристики устной речи.
Базовые компоненты речепроизводящего механизма.
Фонетическая система русского язык.
Механизм образования звуков речи, и их классификация.
Характеристика звуковых средств.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Дайте характеристику звуковых средств (варьирование свойств – принадлежность к тонам или шумам, высота, сила, тембр, длительность, прерывистость, непрерывность).
Раскройте понятия: динамический диапазон речи, частотный диапазон речи.
Охарактеризуйте элементы фонетической системы языка: фонема, словесное ударение, интонация.
Задания для самостоятельной работы:
Выписать термины, составить глоссарий по теме, отразив в нем следующие понятия: Высота звука
Сила звука
Тембр
Длительность
Прерывистость
Непрерывность
Фонема
Аллофона
Форматы звуков
Словесное ударение
Орфоэпия
Интонация
Синтагматическое ударение
Логическое ударение
Эмфатическое ударение |