Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии





Скачать 331.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии
страница1/2
Дата публикации31.07.2014
Размер331.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г.Белгорода им.Д.Б.Мурачева»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Худякова С.Н.
Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №29»»

г. Белгород

________ Орлова Т.И.
«____»____________2013г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №29 » г.Белгород

__________ Галеева Е.В.
Приказ № ___

от «___»____________2013 г.



Рабочая программа по биологии



10 класс (35 часов) УМК В.В. Пасечник


Составитель: Хваста Е.Б., учитель биологии

Белгород, 2013 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа ориентирована на учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Биология. Общая биология – 10-11 кл. – М : Дрофа, 2008. – 363с.. (Гриф:рекомендовано МО РФ)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен


знать/понимать

  • основные положения биологических теорий; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Содержание программы



Биология как наука. Методы научного познания. (2 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Схема биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Клетка ( 11 часов)

Развитие знаний о клетке ( Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Вирусы – неклеточные формы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы балка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», « Строение клеток прокариот и эукариот», « Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм ( 20 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение и его значение. Искусственное опыление у растений и животных. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н. В. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»

Лабораторные и практические работы.

Выявления признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Резерв времени – 2 часа



Обозначения:

В рабочей программе - изменения, внесенные в рабочую программу автором

Многообразие организмов – материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Отличительные признаки – фразы, взятые из стандарта


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Литература для учителя:

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Мир и образование, 2008.

  2. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии в 10 – 11 классах – Волгоград: Учитель, 2007

  3. Баштаник Д. Ф., Баштаник Л. П Экология для учащихся 9 – 11 классов и поступающих в вузы – Волгоград: Учитель, 2003

  4. Биология в таблицах и схемах – СПб, Виктория плюс, 2008

  5. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира – М.: Просвещение, 1991.

  6. Кудинова Л. М. Олимпиадные задания по биологии 6 – 11 классы – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Ловкова Т. А. Подготовка к олимпиадам по биологии 8 – 11 классы – М.: Айрис – пресс, 2007.

  8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.

  9. Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека. Практикум для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  10. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины – М.: Просвещение, 1988


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  8. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия:


  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 – ООО Кирилл и Мефодий, 2010

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.



Учебно – тематический план



Тема

Количество часов


по программе В. В. Пасечника

по рабочей программе

Лабораторных и практических работ по программе В. В. Пасечника

Лабораторных и практических работ по рабочей программе

1. Биология как наука. Методы научного познания

4

2







2. Клетка

10

11







2.1 Методы цитологии. Клеточная теория

1

1







2.2 Химический состав клетки

4

4







2.3 Строение клетки

3

4

Л. р. № 1, № 2, № 3

Л. р. № 1, № 2, № 3

2.4 Реализация наследственной информации

1

1







2.5 Вирусы

1

1







3. Организм

19

20







3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

1







3.2 Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов

2

2







3.3 Размножение

4

4







3.4 Индивидуальное развитие организма

2

2

Л. р. № 4

Л. Р. № 4

3.5 Наследственность и изменчивость

7

8

П. р. № 1,№ 2, № 3

П. р. № 1,№ 2, № 3

3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

3

3

П. р. № 4

П. р. № 4

Резервное время

2

2







Итого

35

35






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 7 класс программа
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии основное общее образование, 9 класс
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 8 класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 9 класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа учебного курса биологии в 6 классе Составитель:...
Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconРабочая программа по биологии 6 класс
В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник Составитель: Хваста Е. Б., учитель биологии iconУчебно-тематическое планирование по биологии Класс 7 Учитель Чебакова...
Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск