Скачать 314.32 Kb.
|
6класс, биология МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа _____________________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Директор школы__________С.В.Юдина. «_____»_____________________________2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО биологии 6 класс 2014-2015учебный год Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю) из федерального компонента и может быть выделено 35 часов (1 час в неделю) за счет компонента образовательного учреждения вариативной части учебного плана для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В.В.Пасечника/ автор – составитель Г.М. Пальдяева М.: «Дрофа», 2010. За основу взята авторская программа, рассчитанная на 70 часов в год с сокращением на 2 часа (с 35 до 34 учебных недель в год). В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Рабочая программа полностью отражает содержание «Программы основного общего образования по биологии», с дополнениями не превышающими требования уровня и подготовки обучающихся. При реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методическая литература: - В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», М.: Дрофа», 2006. - В.В.Пасечник, Т.А. Снисаренко «Рабочая тетрадь: Бактерии. Грибы. Растения», М.: Дрофа, 2006. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Московской области. Задачи курса:
Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно - ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998). Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися города и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение сообщений, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся. Краеведение в тематическом планировании представлено в виде модуля в 3 триместре. Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования. Ресурсная база для реализации программы включает:
Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру. В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся: - выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
Основное содержание 6 класс Бактерии. Грибы. Растения (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (2 часа) Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. ■ Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области. ■ Лабораторные работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Домодедовского района. Ведение дневника наблюдений. РАЗДЕЛ 1 Клеточное строение организмов (5 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом. ■ Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. РАЗДЕЛ 2 Царство Бактерии (3 часа) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. РАЗДЕЛ 3 Царство Грибы (4 часа) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московской области и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе Московской области и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. ■ Лабораторные работы Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. РАЗДЕЛ 4 Царство Растения (8 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений Московской области. Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей Московской области. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов Московской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана в Московской области. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных Московской области, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие растений Московской области. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). ■ Лабораторные работы Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах). Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). РАЗДЕЛ 5 Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области. Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов и семян растений Московской области. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро - и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. ■ Лабораторные работы Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. РАЗДЕЛ 6 Жизнь растений (15 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян растений Московской области, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крах мала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу. ■ Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. ■ Экскурсия Зимние явления в жизни растений Московской области. РАЗДЕЛ 7 Классификация растений (7 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий (Московская область). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Московская область). Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. ■ Лабораторная работа Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. ■ Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. РАЗДЕЛ 8 Природные сообщества (6 часов) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Московской области. Взаимосвязь растений с другими организмами в Московской области. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Московской области и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Московской области и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. ■ Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. ■ Экскурсия Природное сообщество на примере Московской области и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Московской области. РАЗДЕЛ 9 Развитие растительного мира (2 часа) Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона. |
Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д. | Рабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной | Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности» Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена... | Рабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии 11 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | Рабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,... Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | Рабочая программа по биологии, 7 класс Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа По биологии Класс: 7 Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по биологии 7 класс Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии |