Рабочая программа на 2013 - 2014 учебный год Ф.И.О. учителя Поздеева Ирина Николаевна, учитель биологии второй квалификационной категории
Предмет Биология
Класс 6
Программа:
Пономарева И.Н. и др. Биология: Программы: 5-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2005. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, животные. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009. Методические пособия:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. – М.: «ВАКО», 2004
Пояснительная записка Соответствие требованиям ФК ГОС:
Цель: усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей
Задачи
| Содержание образования
| Приемы и способы деятельности
| освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
| Общее знакомство с растениями.
Клеточное строение растений.
Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений.
Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природные сообщества.
| Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.
| овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
| Общее знакомство с растениями.
Клеточное строение растений.
Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений.
Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природные сообщества.
Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Внешнее строение корневища и клубня.
| Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.
| развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
| Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Строение растительной клетки.
Строение семени.
Строение корня.
Строение почек.
Строение листа.
Строение стебля.
Внешнее строение корневища и клубня.
Соцветия.
Вегетативное размножение растений
Одноклеточные водоросли.
Отдел Мохообразные.
Папоротникообразные.
Отдел Голосеменные.
Строение бактерий.
Плесневые грибы.
| Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия.
Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.
| воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
| Условия жизни растений на Земле.
Многообразие стеблей и плодов.
Водоросли.
Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные.
Многообразие и происхождение культурных растений.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природное сообщество.
Приспособленность растений.
| Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.
| использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
| Общее знакомство с растениями.
Клеточное строение растений.
Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений.
Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природные сообщества.
| Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.
|
Тематическое планирование
№
| Тема
| Кол-во часов
| Материал к уроку
| Контрольные мероприятия
| Стандарт
| Выше стандарта
| 1
| Введение. Общее знакомство с растениями.
| 3
| Инструкции по ТБ
Учебник
Тетрадь
Дид. материал
Инструктивные карточки
Видеофильмы
| Лаб. работа № 1
| Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Органы растительного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Последствия деятельности человека в экосистемах
| Взаимосвязь тканей, органов как основа целостности многоклеточного организма. Среда - источник веществ, энергии и информации.
| 2
| Клеточное строение растений.
| 2
| Инструкции по ТБ
Учебник
Тетрадь
Дид. материал
Инструктивные карточки
Видеофильмы
| Проверочные тесты.
| Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности растительного организма.
| Взаимосвязь тканей, органов как основа целостности многоклеточного организма. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
|
3
| Органы цветковых растений.
| 10
| Инструкции по ТБ
Учебник
Тетрадь
Дид. материал
Инструктивные карточки
Таблицы
| Лаб. работа № 2
Обобщение по теме.
| Органы растительного организма. Приемы выращивания и размножения растений. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Влияние экологических факторов на растения.
| Взаимосвязь тканей, органов как основа целостности многоклеточного организма.
| 4
| Основные процессы жизнедеятельности растений.
| 7
| Инструкции по ТБ,
учебник, тетрадь, дид. материал, инструктивные карточки, таблицы, видеофильмы
| Обобщение по теме.
| Процессы жизнедеятельности растительного организма.
| Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Среда - источник веществ, энергии и информации.
| 5
| Основные отделы царства растений.
| 5
| Инструкции по ТБ,
учебник, тетрадь, дид. материал, инструктивные карточки, таблицы
| Проверочные тесты.
| Система органического мира. Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
| Основные систематические категории, их соподчиненность.
| 6
| Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
| 1
| Инструкции по ТБ,
учебник, тетрадь, дид. материал, инструктивные карточки, таблицы
| Проверочные тесты.
| Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
|
| 7
| Царство Бактерии.
| 2
| Инструкции по ТБ,
учебник, тетрадь, дид. материал, инструктивные карточки, таблицы
| Проверочные тесты.
| Царство бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
| Использование бактерий биотехнологии.
|
8
| Царство Грибы. Лишайники.
| 3
| Учебник, тетрадь
| Проверочные тесты
| Царства грибы и лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
| Использование грибов в биотехнологии.
| 9
| Природные сообщества. Заключение.
| 1
|
| Проверочные тесты.
| Наблюдения за ростом и развитием растений. Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур
|
|
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
|
Раздел. Тема.
|
Кол-во
часов.
|
Лабораторные и практические работы.
|
Оборудование.
|
Дата план.
|
Дата факт.
|
I. 1.1. 2.2.
3.3.
II. 4.1
5.2. III. 6.1.
7.2.
8.3.
9.4. 10.5.
11.6.
12.7.
13.8.
14.9.
15.10.
|
Введение. Общее знакомство с растениями.
Царство органического мира и места растений в нём. Наука о растениях – ботаника. Многообразие мира растений. Экскурсия № 1. « Мир растений вокруг нас». Общие признаки растений. Строение растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений.
Среды жизни организмов на Земле. Клеточное строение растений. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.
Понятие о тканях. Процессы жизнедеятельности клеток. Органы цветковых растений. Внешнее и внутреннее строение семян . Типы семян.
Прорастание семян Условия прорастания семян.
Виды корней. Типы корневых систем.
Внешнее и внутреннее строение корня.
Строение и значение побегов для растений.
Почка – зачаточный побег растения.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель. Внутренне и внешнее строение стебля. Значения стебля.
Многообразие побегов.
Экскурсия № 2. Жизнь растений зимой.
Цветок. Его значение и строение. Соцветия.
Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособление у растений к распространению плодов и семян.
|
3ч. 1. 1.
1.
2 ч. 1.
1. 10 ч. 1.
1.
1.
1. 1
1
1
1
1
1
|
Л/Р. № 1 Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. Л/Р. № 2 Знакомство с клетками растений.
Л/Р. № 3. Изучение строения семени двудольных растений. Л/Р. № 4. Строение вегетативных и генеративных почек.
Л/Р. № 7. Типы соцветий.
|
Таблицы, мультимедийная презентация. Живые растения, гербарий.
Блокноты, ручки. Лупа, живые растения, гербарий.
Мультимедийное приложение к уроку.
Микроскоп, лабораторное оборудование, лук, томат.
Микроскопы, микропрепараты.
Таблицы, поросшие семена фасоли, мультимедийное приложение к уроку. Интерактивные таблицы, проросшие семена тыквы. Интерактивные таблицы, гербарий, таблиы. Веточки деревьев с почками, лупа, препаровальная игла, интерактивная таблица. Модель среза листа, гербарий, таблицы. Гербарий, мультимедийное приложение к уроку. Спилы веток дерева, интерактивная таблица. Клубень, луковица. Корневище, лупа, скальпель, препаровальная игла. Гербарий, лупа, живые растения. Муляжи плодов, мультимедийное приложение к уроку
|
|
|
IV.
16.1.
17.2.
18.3.
19.4.
20.5.
21.6.
22.7.
|
Основные процессы жизнедеятельности растений. Корневое (минеральное) питание растений.
Воздушное (углеродное) питание растений - фотосинтез.
Дыхание растений. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Оплодотворение.
Вегетативное размножение растений.
Использование вегетативного размножения в растениеводстве.
Рост и развитие растений.
|
7ч.
1
1
1
1.
1
1
1
|
Л/Р. № 8. Черенкование комнатных растений.
| Мультимедийное приложение к уроку, фолии. Мультимедийное приложение к уроку, фолии. Таблицы, побеги древесных растений с чечевичками. Гербарий.
Анимация, таблица
Живые растения, скальпель, лабораторная посуда.
Мультимедийное приложение к уроку, живые растения.
|
|
|
V. 23.1.
24.2.
25.3.
26.4.
27.5.
VI.
28.1.
|
Основные отделы царства растений. Понятие о систематике растений.
Водоросли. Общая характеристика, значение.
Моховидные. Общая характеристика, разнообразие, размножение и развитие, значение. Папоротникообразные. Общая характеристика, многообразие.
Голосеменные растения. Общая характеристика и многообразие, значение. Покрытосеменные. Общая характеристика, многообразие, значение. Экскурсия №3 Представители отделов царства растений.
Историческое развитие многообразие растительного мира на Земле. Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений.
|
5ч. 1.
1.
1.
1.
1.
1ч.
1.
|
|
Таблицы, гербарий, аквариумные водоросли.
Таблицы, гербарии, аппликации схемы размножения. Таблицы, Красная книга, папоротники, гербарий. Таблицы, коллекции, гербарий.
Таблицы, комнатные растения.
Муляжи плодов культурных и дикорастущих растений, мультимедийное приложение к уроку, интерактивная карт
|
|
|
VII. 29.1
30.2.
VIII. 31.1.
32.2.
33.3.
IX. 34.1.
|
Царство Бактерии. Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика, строение. Распространение.
Значение бактерий в природе и жизни человека. Царство Грибы. Лишайники. Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы.
Многообразие и значение грибов.
Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие и значение лишайников. Природные сообщества. Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе. Ярусность. Экскурсия № 4 Жизнь растений в весенний период года Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме.
|
2 ч. 1.
1.
3 ч. 1.
1.
1.
1 ч. 1.
|
Л/Р. № 9. Изучение строения плесневелых грибов.
|
Таблицы, культура сенной палочки, микроскоп. Таблицы, влажные препараты корней бобовых растений..
Таблицы, натуральные объекты, микроскопы, микропрепараты.
Таблицы, муляжи плодовых тел грибов.
Таблицы, коллекции лишайников.
Пособие по изучению ярусности.
Гербарий, мультимедийное приложение к уроку
|
|
|
|