Скачать 329.64 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова (Казань.Магариф, 2009), Базисного учебного плана РТ на 2013-2014 учебный год, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари. Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. Более объёмные и сложные произведения изучаются в сокращении. Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися –татарами, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения татарской литературы. Специфическими видами деятельности по освоению литературных произведений, предусмотренными рабочей программой, являются: -сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально-обусловленных различий; - самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа рассчитана на 70 часов. Учебное и учебно-методическое обеспечение Для учителя:
Москва, «Дрофа», 2004. Для учащихся:
Содержание тем учебного курса 8 кл Введение. Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе. Русская литература 19 века. А.С.Пушкин. К Чаадаеву. Во глубине сибирских руд. Арион. Анчар. Вольнолюбивые мотивы в лирике поэта. Пушкин в Казани. Роман «Капитанская дочка» (в сокращении). Историческая основа романа. Композиция. Жанр. Формирование личности героя. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и долга. Маша Миронова. Стойкость, преданность и верность любимому человеку. Нравственная красота героини. «История пугачёвского бунта»(отрывки). «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Теория литературы. Стихотворная строфа. Развитие понятия о романе. М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Три пальмы». Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции. Идейное содержание поэмы. Свободолюбивый характер Мцыри. Теория литературы. Поэма как литературный жанр. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». ( в сокращении). Жизненная основа комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества. Мастерство драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. Повесть «Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Теория литературы. Комедия как драматургическое произведение. Герой литературного произведения (развитие понятия). И.С.Тургенев. Рассказы из сборника «Записки охотника»: «Певцы», «Живые мощи». Вера писателя в духовные силы человека. Народ как носитель лучших черт национального характера. Стихотворения русских поэтов о любви: Ф.И.Тютчев «Я встретил вас», А.А.Фет «На заре ты её не буди», А.К.Толстой «Средь шумного бала». Н.А.Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Поэтический образ русской женщины. Народно-поэтические мотивы в поэме. Н.С.Лесков. Рассказ « Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека. Воспевание творческого труда народа. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Жизненные источники произведения. Обличительный характер рассказа. Приём контраста в рассказе. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Теория литературы. Антитеза как способ построения произведения. Сюжет и композиция произведения (развитие понятий). А.П.Чехов.Рассказ «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности.Образ Беликова – «человека в футляре». Беликовщина как явление времени. Русская литература 20 века. И.А.Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи». Проблема любви в рассказе. Лиризм повествования. А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. М.Горький. Слово о писателе. Горький в Казани. «Мои университеты»( в сокращении). Автобиографическая основа повести. Вера в творческие силы народа. «Сказки об Италии» (обзор). Мечты человека о светлой, счастливой жизни свободного человека. В.В.Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся». Гуманистический смысл стихотворений. Особенности стихотворной речи поэта. Обличение бюрократизма. Теория литературы. Гипербола. Гротеск. Аллегория. М.И.Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам…». «Тоска по Родине». Любовь к Родине. Философская глубина восприятия мира. О.Э.Мандельштам. Лирика поэта. «Раковина», «Автопортрет» и другие стихотворения. К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. «Снег», «Бриз». Единение человека с природой. Красота и гармония в природе. А.Т.Твардовский. Поэма « Василий Тёркин» ( в сокращении). История создания, композиция поэмы. Идейно-художественное своеобразие поэмы. Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Образ Василия Тёркина. Стихотворения о Великой Отечественной войне. А.Сурков «Песня смелых», «В землянке». Б.Окуджава «Ах,война…», «Вы слышите, грохочут сапоги». А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».Война и семья в рассказе. Возвращение к человечности, состраданию. А.А.Ахматова. Патриотическая лирика. «Мне голос был…», «Мужество» и другие стихотворения. А.И.Солженицын. Рассказ «Как жаль». Б.Л.Пастернак. Философская лирика. «Зимняя ночь» , « Снег идёт». В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Тема детства. Жизнь сибирской деревни в 30-е годы. Чистота отношений между людьми, отзывчивость и доброта. Н.М.Рубцов. «Привет,Россия», «Русский огонёк». Лирика Родины, родной природы. Е.Евтушенко. Людей неинтересных в мире нет», « О нашей молодости споры». Ч.Айтматов. «Белый пароход». Идея взросления человека. Зарубежная литература. Ж.Мольер. «Мещанин во дворянстве»(в отрывках) П.Мериме. «Тамаго» В.Шекспир. Сонеты «Её глаза..», «Увы, мой стих» и другие. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Учебно-тематическое планирование
|