Скачать 376.67 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ “СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА” УТВЕРЖДАЮ: Директор МКС(К)ОУ СКОШИ V вида_______ ______________________________дата М.П. Рабочая программа по биологии (базовое изучение) 9класс Составитель: Молоканова Лариса Владимировна, учитель биологии высшей категории 2013 г. Пояснительная записка 9 класс Программа разработана на основе учебно-методического комплекта: Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программ общеобразовательных учреждений по биологии для 6-9 классов под редакцией В.В. Пасечника. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к ней, также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. В первой теме обобщаются представления о строении организма человека как сложной саморегулирующейся системе. Расширяются представления об уровнях организации человека и процессах человека жизнедеятельности, происходящих на них; о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Сведениями о существенных для организма общих закономерностях являются понятия единства строения и функций органов, а также понятия гомеостаза. В последующих темах курса, в свете формирования представлений о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, изучаются строение и функции отдельных систем органов, осуществляющих движение, кровообращение, дыхание, пищеварение. Рассматриваются анатомические и физиологические связи, действующие внутри каждой системы; выясняется роль нервных и гуморальных факторов, обеспечивающих приспособление деятельности каждой системы к общим потребностям организма; раскрываются конкретные методы исследования в изучении каждой системы органов; приводятся сведения санитарно-гигиенического характера. Тема «Обмен веществ и превращение энергии» носит обобщающий характер. Здесь прослеживаются и обобщаются представления о связи между организмом и окружающей его внешней средой. Предлагаемый курс не утратил своей гигиенической направленности. В нем находят отражение сведения по гигиене дыхания, питания, труда, гигиене детей школьного возраста и др. Эти разделы органически связываются с анатомо-физиологическими понятиями. В кратком виде рассматриваются симптомы и особенно профилактика некоторых болезней. Определенное место занимают практические вопросы по научному обоснованию первой помощи при несчастных случаях, сообщаются некоторые сведения медицинского характера. Важную роль в раскрытии содержания курса играют сведения из истории науки. Значение их состоит в том, что они делают более интересным содержание учебного предмета, часто способствуют патриотическому воспитанию. Изложение вопросов истории научных открытий может стать основой для проблемного изучения учебного материала. В содержании курса находит отражение формирование системы специальных умений: учебно-лабораторных, санитарно-гигиенических и научно-исследовательских. Последовательность их формирования определяется главным образом последовательностью развития понятий. Особое место занимает формирование научно-исследовательских умений, связанных с проведением учащимися ряда самонаблюдений. Сложность понятий по физиологии нервной и эндокринной систем побудила к их постепенному формированию во всех темах курса, начиная с первой, где даются пропедевтические сведения о регуляции процессов жизнедеятельности человека. Учащимся трудно овладеть этими понятиями, пока не изучены сами физиологические процессы питания, дыхания, выделения и т. д., поэтому в завершении дается обобщающаяся тема «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма». Изучение материала об анализаторах и проявлениях высшей нервной деятельности отделено от освоения знаний о строении нервной системы. При этом усилена ориентация на раскрытие взаимосвязи жизнедеятельности организма человека и окружающей среды. Завершается курс рассмотрением особенностей размножения человека, вопросов его онтогенеза, а также проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Впервые в курсе биологии, посвященном изучению организма человека. В отдельной теме рассматриваются вопросы адаптации человека к природной и социальной среде; раскрывается зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; указывается на необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как на основу безопасности жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являют этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. , Швецов Г.Г Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Просвещение» 2010. -96с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Основные цели и задачи программы: 1. Сформировать определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии. 2. Сформировать научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. 3. Сформировать навыки мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация. 4. Привить учащимся общие учебные умения, навыки и обобщенные способы учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся: использование для познания окружающего мира различных методов, использование методической и справочной литературы, определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов, творческое решение учебных и практических задач. Методические особенности изучения предмета биологии: большой объем изучаемого материала (при малом количестве уроков биологии); связь курса биологии с другими дисциплинами, особенно с физикой и химией, а также основами безопасности жизнедеятельности; желательность демонстрации биологических опытов на уроках, проведение лабораторных и практических занятий. Отличительные особенности рабочей программы: -уделить максимум внимания социальной стороне природы человека с целью проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение; -уделить больше внимания к проблемам экологии, так как экологическое давление на природу в XXI веке приобретает глобальный характер и угрожает существованию жизни на нашей планете; -уделить внимание природоохранным мероприятиям, поднять уровень санитарной культуры учащихся, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, - наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Количество часов, на которые рассчитана учебная программа - 68 ч. Формы организации образовательного процесса;
Технологии обучения: 1. Игровые. 2.ИКТ. 3.Тестовые. 4.Проблемное обучение. 5.Групповые. 6.Здоровьесберегающие технологии. Формы контроля уровня достижений учащихся: устный опрос; решение задач; лабораторная работа; контрольная работа; тестирование (биологический диктант); творческая работа (доклад, реферат); зачет. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы – выбранный учебно-методический комплект полностью удовлетворяет основным поставленным целям и задачам курса:
“Биология. Человек. 8 класс” – M.:Дрофа, 2003 . Авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Основное содержание
Программа 9 класс Человек и его здоровье (68часов, 2ч. в неделю) Введение (2ч) Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. II. Строение и функции организма (57ч) Общий обзор организма (1ч) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани (2 ч) Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Лабораторные работы Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1ч) Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Опорно-двигательная система (7 ч) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов |
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | ||
Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа по биологии 11 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | ||
Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | Рабочая программа по Биологии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами |